Все новое – это хорошо забытое старое, или
 страховые взносы вновь под контролем налоговых органов

№ 1 от 2017 года
Автор: Шашкова М. Ю.
УДК 336.1
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
marinash88@yandex.ru

Что год грядущий нам готовит? Этот вопрос не просто так беспокоит любого бухгалтера в начале каждого года, ведь именно в сфере финансового и налогового законодательства происходит больше всего изменений. Вот и 2017 год не стал исключением. Перечень изменений весьма велик, но одним из самых важных является изменение в сфере страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Рассмотрим, чего же касаются нововведения.

С 1 января 2017 года контроль за страховыми взносами отдан налоговым органам. В связи с этим в Налоговый кодекс была включена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой рассмотрены все вопросы, касающиеся правил начисления и уплаты страховых взносов. Теперь пенсионные, медицинские и социальные взносы (за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) – это сфера налогового законодательства [2].

Но все новое – это хорошо забытое старое. Ведь до 2010 года именно налоговые органы контролировали уплату отчислений в государственные внебюджетные фонды. В то время они назывались единым социальным налогом и регулировались одноименной главой Налогового кодекса РФ. Годы идут, и сейчас уже мало кто вспомнит, что когда-то организации уплачивали такой налог. Единый социальный налог не вернули, хотя такое предложение рассматривалось, но вывели страховые взносы в отдельный обязательный платеж наряду с налогами и сборами.

Решение Президента России по передаче функции администрирования страховых взносов в налоговые органы не носит революционного характера. В главу 34 Налогового кодекса РФ перешли все ключевые положения Федерального закона N 212-ФЗ, который ранее регулировал страховые взносы. Несмотря на это, потребуется немало времени на изучение текста новой главы Налогового кодекса, на ее внимательный анализ, а также на знакомство с новыми формами и форматами отчетности [2 ; 4].

Но Налоговый кодекс – это не единственный законодательный акт, претерпевший изменения в связи с передачей администрирования страховых взносов в налоговую службу. Внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Приняты поправки в ряд других законодательных актов, в том числе Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»; Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Многие основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов не претерпели существенных изменений.

Если сравнить тексты статьи 7 ранее действующего Федерального закона о страховых взносах и статьи 420 Налогового кодекса, который в настоящее время регулирует вопросы исчисления страховых взносов, то можно сделать вывод о том, что объект обложения страховыми взносами остался таким же [2; 4].

Как и ранее в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями [2; 4].

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Новым является то, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, то есть для самозанятых лиц (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и др.) признается МРОТ, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

Порядок определения базы для исчисления страховых взносов остался прежним.

Так, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

В отношении базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняется предельная величина. Также остаются неизменными правила ее индексации.

Тарифы страховых взносов на 2017 год также не изменились.

Общий тариф страховых взносов установлен ст. 425 НК РФ и составляет: [2]

  1. на обязательное пенсионное страхование – 26 процентов;
  2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9 процента;
  3. на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

Таким образом, в текущем году общая нагрузка по страховым взносам составляет все те же 30%, как и ранее. Увеличение размера тарифа страховых взносов планируется в 2019 г. до 34%.
Теперь обратимся к вопросу сдачи отчетности по страховым взносам.

В связи с тем, что все виды страховых взносов в настоящее время переданы в администрирование одного государственного органа, вполне очевидно, что процесс подготовки и сдачи отчетности должен быть упрощен.

С 2017 г. организации должны сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета.

В Налоговом кодексе РФ сформулировано определение расчета по страховым взносам. Это письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов.

Форма расчета унифицирована, разработан порядок ее заполнения. Новый единый расчет включает в себя показатели четырех форм отчетности, которые ранее представлялись в ПФР и ФСС России (РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РФ-3 ПФР, 4-ФСС) [3].

Разработчики уверяют, что в новой форме максимально оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, а также сокращены лишние и дублирующие показатели.

В новый расчет не будут включаться взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку они по-прежнему остались под контролем Фонда социального страхования РФ. Поэтому отчетность по данному виду взносов нужно готовить отдельно и сдавать непосредственно в ФСС. Следует отметить, что форма 4-ФСС для взносов на травматизм тоже претерпела изменения.

Поговорим об изменившемся порядке уплаты страховых взносов.

Ранее страховые взносы нужно было перечислять отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд: ПФР, ФФОМС и ФСС. Теперь администратором пенсионных, медицинских и взносов на случай нетрудоспособности и в связи с материнством становится налоговая служба. Поэтому с 2017 г. в платежных поручениях в качестве получателя нужно указывать Федеральную налоговую службу. В связи с этим введены и новые коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты взносов.

В целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование, а также укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с государственными внебюджетными фондами контроль передан в руки налоговых органов.

Такое изменение в законодательстве должно снизить административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих органов, снижения излишней бюрократии и оптимизации отчетности. К тому же, тарифы страховых взносов остались неизменными.

Словарь:

Налоговый кодекс – свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Страховые взносы – обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования [1].

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/.
  3. Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
  4. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/.