Преимущества и недостатки электронного бизнеса

№ 2 от 2016 года
Автор: Малега И. А.
УДК 330.47
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
irishmalega@gmail.ru

С появлением Интернета многим компаниям вести бизнес стало очень удобно. Но зачастую просто невозможно быть конкурентоспособным без внедрения Интернета в модель построения и ведения своего бизнеса не только для сохранения, но и для расширения позиций на рынке. Используя Интернет, можно продавать практически любой товар или услугу. Электронная коммерция представляет собой различные бизнес-процессы, с помощью которых происходит взаимодействие производителей или торговцев с потребителями и поставщиками через Интернет. Этот процесс включает в себя создание сайта, создание удобной навигации, помогающей потенциальным клиентам быстро находить интересующие их продукты и товары, получать скидки и бонусные программы, делающие все возможное, чтобы превратить их в постоянных клиентов компании.

Очень важно уделять огромное внимание преподаванию в вузах дисциплин, связанных с интернет-технологиями, которые помогут будущим специалистам в дальнейшей деятельности. Владение подобными навыками дает молодежи возможность заниматься бизнесом одновременно с учебой. Интернет позволяет добиваться успеха за счёт реальных практических знаний и способностей. Здесь мало кого интересует цвет и наличие диплома об образовании, а технологии и методы устаревают так быстро, что способность к самообразованию является одним из основных качеств специалиста.

В настоящее время электронная коммерция прочно заняла свою нишу и имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Давайте внимательно их рассмотрим.

Преимущества электронного бизнеса

1. Рынок охвата – целая планета.

Интернет обеспечивает возможность быстрого и дешевого выхода на международный рынок без открытия представительства или магазина в каждой стране. Даже если у вас не онлайн-продажи, а сеть магазинов или точек, предоставляющих услуги в разных городах, именно наличие сайта поможет донести информацию о сервисе и местонахождении вашего бизнеса. Это большое преимущество ведения бизнеса в Интернете. IBM была одной из первых компаний, которая использовала термин «электронный бизнес» для того, чтобы сотрудничать с деловыми партнерами по всему миру. Другими яркими примерами успешных интернет-компаний могут служить Dell и Amazon.
Отсутствие границ на просторах Интернета дало возможность для развития интеллектуальных и творческих продуктов. Например, оффшорное программирование сегодня развивается стремительными темпами. Специалисты из России хорошо востребованы за рубежом. Не остались в стороне журналисты и переводчики. Также в бизнес на мировых микростоковых площадках активно внедрились дизайнеры нашей страны.

2. Эффективная рекламная стратегия.

Использование традиционных рекламных средств (щитов, баннеров на улицах городов, видеороликов на телеэкранах и рекламных текстов в печатных изданиях) существенно ограничивает предпринимателей объемом рекламной площади или эфирного времени. В отличие от заказной рекламы в СМИ интернет-реклама интегрируется постоянно, она обладает гибкостью и мгновенной рефлексией на изменения в политике ценообразования, планах предпринимателя, качественном составе продукции или наборе предоставляемых услуг. Предприниматель может предоставить информацию о своих товарах и услугах настолько подробно, насколько считает целесообразным. Интернет – довольно прозрачная среда для проведения рекламных кампаний: успех или провал рекламной кампании в традиционных СМИ виден только по ее окончании, в то время как результаты воздействия интернет-рекламы видны практически сразу.

3. Повышение уровня сервиса.

Электронный бизнес повышает качество обслуживания клиентов. В Интернете обеспечивается мгновенная обратная связь от потенциальных клиентов к компании. Таким образом, без значительных затрат проверяется идея новой продукции или нового вида услуг, определяются ожидания потенциальных клиентов от предоставляемой услуги или производимого компанией товара, а также, что очень важно, оценивается положение конкурирующих организаций на рынке соответствующей продукции. С помощью подробной статистики, которая собирается на интернет-ресурсе, можно извлечь пользу даже от самых пассивных посетителей, отслеживая откуда приходят и куда уходят посетители сайта, каким маршрутом путешествуют по его страницам, какими товарами больше всего интересуются и много другое.
Хороший сайт должен предоставлять исчерпывающую информацию о продукте или услуге, позволять принимать платежи через Интернет, а продукция должна доставляться клиенту прямо до дверей его дома.

4. Снижение издержек на затраты и запуск.

Интернет-бизнес известен своей низкой стоимостью запуска по сравнению с традиционными видами бизнеса. Поэтому заработать свои первые деньги сегодня вполне способны и школьник, и студент, и домохозяйка. По мере развития технологий интернет-бизнес становится все более продвинутым, менее дорогим и более доступным. Минимум издержек на начальном этапе – это наличие компьютер и доступ к Интернету. Нет необходимости нести расходы на наем персонала, коммунальные платежи, аренду торгового помещения и пр.

Основным принципом электронной торговли является снижение издержек за счет сокращения всевозможных посредников благодаря автоматизации многих функций и процессов. Отсутствие необходимости арендовать офис, платить персоналу, раздувать штат компании — всё это значительно удешевляет и упрощает процесс организации интернет-бизнеса. Большинство функций бухгалтерского учёта и даже продаж скрипты и роботы способны взять на себя, а для ведения средней величины веб-проекта чаще всего оказывается достаточно усилий двух человек. Эти обстоятельства могут позволить малому бизнесу конкурировать с большим бизнесом – было бы желание. Для этого необходимы хорошо продуманный дизайн и стратегия, оперативность реагирования на запросы потребителей, снижение ценовой политики, более удобные условия доставки.

5. Круглогодичность.

Интернет работает семь дней в неделю, 24 часа в сутки. В течение всего этого времени можно без непосредственного участия в процессе ознакомить с рекламируемым бизнесом тысячи потенциальных клиентов, предложить им продукцию или услуги. Пока вы спите – ваш бизнес работает!

6. Скорость и эффективность

Всемирная паутина приносит скорость и эффективность малому бизнесу. В Интернете могут осуществляться платежи и заказы в режиме реального времени, как правило, быстрее, точнее и дешевле, чем при использовании человеческих ресурсов. В Интернете легче всего простимулировать «импульсивные» продажи, т.е. продажи, совершенные под влиянием момента: «захотел – купил». В традиционных моделях продаж это достигается разными способами: дизайном торгового зала, особым расположением товара на витрине, психологическими трюками и др. Интернет в этом плане предоставляет уникальную возможность не только совершения покупок не отходя от компьютера, но и мгновенного скачивания программного обеспечения, информационных услуг, музыки и др.

7. Конкурентоспособность.

Так как интернет-клиенты больше ориентированы на получение товара или услуги быстро и качественно, а не на то, чей это бизнес, то маленький интернет-бизнес может конкурировать с крупными компаниями. Низкие затраты запуска означают, что новые предприятия могут быть столь же конкурентоспособными и быстрыми на отклик, насколько те, которые были вокруг в течение многих лет.

Недостатки электронного бизнеса

1. Секторальные ограничения.

Основным недостатком электронного бизнеса является отсутствие роста в некоторых отраслях за счет секторальных ограничений. К примеру, существуют определенные ограничения в продовольственном секторе, на то есть несколько практических причин. Одной из наиболее существенных причин того, что в Интернете не популярны продажи продуктов питания, является то, что продукты питания относятся к категории скоропортящихся товаров. Это сильно ограничивает присутствие продовольственных товаров в Интернете. Потребитель предпочитает покупать продукты в магазинах и супермаркетах, а не в интернет-магазинах. Такие товары, как одежда и бижутерия, покупатель предпочитает перед покупкой примерять и пощупать руками, что невозможно сделать в условиях онлайн-продаж. Существует целый ряд ограничений, препятствующих продажи мебели, крупногабаритных товаров и пр. Необходимо свыкнуться с мыслью, что на данном этапе целый ряд товаров, фактически не может продаваться с помощью средств электронной коммерции.

2. Дорогостоящие решения для оптимизации электронного бизнеса.

Для серьезного сайта онлайн-продаж зачастую необходимо вложить довольно значительные ресурсы в его создание, продвижение, в обучение персонала, в продумывание и оптимизацию логистики и пр. Также службы доставки будут брать комиссию и за отправку товара и за обратную пересылку денежных средств наложенным платежом.

3. Вопросы, касающиеся безопасности.

Не полностью решены проблемы защиты информации в Интернете, поэтому многие пользователи нервно вздрагивают, когда речь заходит об онлайн-платежах. К сожалению, периодически появляющиеся сообщения о краже с какого-либо ресурса номеров кредитных карт, не добавляют популярности онлайн-платежам. Различные платежные системы также не всегда удобны для потенциального покупателя, так как это подразумевает открытие аккаунта в конкретной платежной системе, перевод в нее необходимой суммы и пр.

4. Вопросы, касающиеся конфиденциальности.

Для проведения онлайн-транзакций веб-сайты запрашивают адрес вашей электронной почты и другую контактную информацию. Некоторые клиенты покидают ресурс при упоминании о предоставлении личных данных. Известно немало случаев, когда некоторые веб-ресурсы в буквальном смысле торговали личными данными своих клиентов. Подобные факты также способствуют отрицательному имиджу электронной коммерции.

Конфиденциальность и безопасность – главные проблемы электронного бизнеса. Сейчас можно с уверенностью заявить, что ни одна компания не способна на 100% защитить данные своих клиентов. Так что, клиентам остается только надеяться на порядочность компаний и самим «не зевать». Зато такие компании практически не ограничены в географии деятельности и помогают экономить массу времени.

5. Совместимость информационных систем.

С появлением интернет-рекламы образовалась необходимость создания адаптированных для сети рекламных механизмов. Каналы связи, несовместимость платформ и другие технологические особенности накладывают свои ограничения на развитие рекламы в сети. Полная реализация потенциала электронной коммерции требует универсального доступа – любая компания и любой клиент обязан иметь вероятность доступа ко всем организациям, предлагающим продукты и службы, вне зависимости от их географического расположения либо особенностей их информационных систем. Это, со своей стороны, требует многофункциональных эталонов взаимодействия и совместимости используемых для этого средств.

6. Несовершенство законодательства.

Интернет-рынок несколько не цивилизован, то есть многие бизнесмены пытаются построить свой бизнес на обмане и воровстве, что можно приписать и реальному бизнесу в нашей стране. Поэтому интернет-бизнес способен доставить немало проблем в оффлайн-среде. В частности, доходы от интернет-коммерции бывает непросто легализовать, а сам бизнес, который нельзя потрогать, далеко не всегда вызывает доверие у потребителей и потенциальных партнеров. Становление экономики в режиме реального времени должно сопровождаться рядом принципиальных изменений в сфере правого регулирования внутренней и интернациональной торговли, причем как на уровне интернационального права, так и национального законодательства государств. В связи с трудностью решения этой проблемы в области регулирования электронного бизнеса остается много недоработок, способных вызывать конфликтные ситуации.

7. Отсутствие стабильности.

Интернет-бизнес более неустойчив, чем реальный. Он может утратить актуальность в одно мгновение, а его успехи могут напрямую зависеть от сезонного спроса или иных факторов. Если магазин продуктов будет приносить вам прибыль долгие годы при правильном расположении, то интернет-проект по выбранной вами теме спустя некоторое время может стать неактуальным. Для того чтобы продвижение бизнеса в Интернете проходило эффективно, необходимо постоянно контролировать обновление информации предоставляемой целевой аудитории о компании. Кроме того, следует избегать посторонних тем и не перегружать потенциальных клиентов «информационной шелухой».

8. Отсутствие гарантий и инвестиционных перспектив.

Шансы на то, что развитие интернет-проекта заинтересует государственных инвесторов равны нулю. Также стоит отметить, что банки очень неохотно выдают кредиты на интернет-бизнес из-за отсутствия видимых активов. Но бывают и исключения.

9. Недостаточное развитие данной отрасли.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и все большее вовлечение населения в мировую сеть, внушительное количество потребителей по-прежнему с неохотой совершает покупки через Интернет. Такой уровень недоверия легко объяснить активностью мошенников.

Для отечественной экономики характерен низкий уровень развития инфраструктуры связи, что выступает одной из весомых причин ограничения доступа к Интернету, а стоимость выхода в Интернет признается пока еще значительной даже в экономически развитых странах, что снижает ее доступность для самых широких слоев населения.

Как видите, как и любой другой вид бизнеса, интернет-бизнес имеет свой набор плюсов и минусов. Собираясь заняться электронной коммерцией, тщательно проанализируйте текущую ситуацию в том или ином секторе электронной торговли и взвесьте все за и против. Удачный выбор подобных технологий может привести к желаемому успеху. В любом деле важен подход, и если человек добросовестно относится к делу, то его ждет успех.

Развитие интернет-коммерции создало новый вид экономики, которая развивается такими темпами, что уже успела изменить представление о ведении бизнеса. Открытие и развитие собственного бизнеса очень тяжелое, но вместе с тем интересное дело. Ведь тут вы можете на практике проверить свой потенциал возможности, силу характера и целеустремленность, так как будете сталкиваться с множеством трудностей, которые потом будете преодолевать методом проб и ошибок при помощи детального анализа ситуации. Ответственность, принятие решений, неудачи и ошибки помогут вам стать настоящим профессионалом своего дела.

Список литературы

  1. Канухина Мария Анатольевна // NOVAINFO.RU. Том 1 . 2015. № 31. С. 70-73.
  2. Внедрение и развитие систем электронного документооборота: избавляемся от заблуждений и формируем истинные цели? [Электронный ресурс]. URL: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=36592.
  3. Программы лояльности для интернет-магазина. [Электронный ресурс]. URL: http://el-business.ucoz.ru/publ/ehlektronnaja_torgovlja/programmy_lojalnosti_dlja_internet_magazina/3-1-0-226.
  4. Как выполнить анализ сайта конкурента? [Электронный ресурс]. URL: http://el-business.ucoz.ru/publ/kak_vypolnit_analiz_sajta_konkurenta/1-1-0-222.