Барятинские в Германии: княгиня Екатерина Петровна Барятинская

№ 1 от 2018 года
Авторы: Олейникова В. П., Рыманов Д.
УДК 94
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
gala-bampi@yandex.ru

Дворянский род Барятинских широко известен не только учёным-историкам, но и обычным людям, не имеющим специальных исторических знаний. Но тот факт, что некоторые представители этого древнейшего рода, происходившего ещё от первых Рюриковичей, имеют непосредственное отношение к немецкой истории, знают немногие. Екатерина Петровна Барятинская (урожденная принцесса Катарина фон Гольштайн-Бек), Иван Иванович Барятинский, Мария Федоровна Келлер (в замужестве Барятинская), Леонилла Ивановна Барятинская (в замужестве Витгенштейн) — это далеко не полный список известных личностей из рода Барятинских, чья судьба была связана как с Россией, так и с Германией.

Мы начнем свой рассказ о представителях рода Барятинских, связанных с Германией, с яркой личности конца XVIII – начала XIX вв. – принцессы Катарины фон Гольштейн-Бек (в замужестве — княгини Екатерины Петровны Барятинской). Имя принцессы было широко известно её современникам, однако впоследствии о ней редко вспоминали и быстро забыли в последующие десятилетия. Судьба Катарины оставалась незаслуженно незамеченной и многими исследователями. Поэтому в этой статье мы попробуем исправить определенную историческую несправедливость и остановиться на самых интересных фактах её биографии.

Не хотелось бы утомлять читателей скучной хронологией, поэтому попробуем выделить наиболее характерные черты её характера и самые яркие события в жизни княгини. Нам помогут воспоминания её современников.

Принцесса Катарина фон Гольштейн-Бек родилась 23 февраля 1750 в Ревеле (Таллине). Отец, Петр Август, занимал пост губернатора Эстляндии. Мать принцессы, графиня Наталья Николаевна Головина, относилась к одному из древнейших российских боярских родов. Отец ее был прославленным адмиралом флота Н.Ф. Головиным.

Высокопоставленные родители смогли обеспечить, конечно, роскошную жизнь своей дочери. В средствах она никогда не нуждалась. Но была ли она по-настоящему счастлива — большой вопрос.

Как стало известно из писем императрицы Екатерины II, юную принцессу Голштинскую оказалось не так просто выдать замуж. Как пример, несколько строк из переписки с графом Н. Паниным в августе 1766 г. «Перелистайте берлинский альманах, чтобы найти мужа этой вечной принцессе Голштинской. Начните с ангальтского Дома, потом перейдите к голштинскому и т.д. Вот девица, которую трудно выдать замуж».

Проницательный ум императрицы редко ошибался. «Суперэлитное» происхождение фон Гольштейн-Бек представляло огромную проблему в матримониальных планах ее родителей, ибо она по крови относилась к великосветскому дворянству сразу нескольких стран. К примеру, только бекская ветвь Ольденбургской династии (к Гольштейн-Зондербургской линии которой принадлежал отец) дала несколько поколений монархов Дании, Норвегии, Греции. Так, единокровный брат принцессы был прадедом датского короля Кристиана IX (1818-1906). Эта же линия дала императрицу России Марию Федоровну.

Надо было найти достойного супруга, и им стал флигель-адьютант Петра III Иван Барятинский, брат которого сыграл немаловажную роль в дворцовом перевороте 1762 г.

Одному из известных исследователей, С.Ю. Гаврилову, удалось найти в одном из эстонских источников упоминание о свадебной церемонии в Ревеле (Таллине): «Праздничный кортеж с женихом и невестой направился из замка в русский собор. После венчания кортеж с молодоженами вернулся в замок на Вышгороде. Мать и сестра жениха встретили молодых по русскому обычаю хлебом с солью… Празднования завершились на третий день балом-маскарадом».

Более о счастливых совместных днях не встречается упоминаний, ибо брак с И.С. Барятинским сложился неудачно. Причины разлада, по мнению многих современников, надо искать и в характере Гольштейн – Бек. Вообще, оценки характера княгини Барятинской современниками довольно-таки различны. Восхищение сменяется чувством задетой гордости, достоверная информация уступает место слухам. Так, например, шевалье де Корберон, возможно, из ревности к родной стране, пишет в своем дневнике: «Здесь (в Санкт-Петербурге) Барятинская не особенно понравилась, потому что много говорит о Париже, а мы не любим неприятных сравнений».

Однако существуют и другие оценки княгини Барятинской. Поэт И.М. Долгоруков был частым гостем в её доме. При помощи рекомендаций, полученных от княгини, он получил возможность посещать двор великого князя Павла Петровича. И.М. Долгоруков написал о ней следующие строки в своем дневнике: «Богатство ее, имя, а более еще мягкость характера и любезные свойства сердца привлекали к ней весь отборный город. Она жила пышно и вместе приятно, со всеми была вежлива, благосклонна и примерно гостеприимна». В то же время, по словам другого Долгорукова – князя П.В. Долгорукова: «Екатерина Петровна была женщиной весьма гордой и необыкновенно чванной; она беспрестанно давала чувствовать мужу своему, что оказала ему величайшую честь, сочетавшись с ним браком; терпеть не могла, чтобы ее именовали княгиней и титуловали сиятельством, а требовала, чтобы ее именовали принцессой и титуловали светлостью» [1; С. 217].

Такое поведение было уникально, и его можно трактовать как одно из первых проявлений не только эпатажа, но и женской эмансипации при Российском дворе. Урожденная принцесса не забывала лишний раз напоминать супругу, что статус по рождению ставит выше, чем титул по браку; активность ее любовных похождений дошла до того, что при дворе пошли слухи о том, что в нее влюбился великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I).

Связь же с графом Андреем Разумовским послужила окончательным поводом к разрыву с мужем. В исторических кругах существует предположение, что он был отцом обоих детей: Е.П. Барятинской – Ивана и Анны.

Иван Сергеевич также не отличался верностью супруге. У него были отношения с женой камергера Анастасией Петровной Нелединской (?). В настоящее время сложно сказать, кто из супругов был виновником такого развития событий. Как бы то ни было, с 1776 г. княгиня Барятинская жила отдельно от мужа (они были фактически в разводе), и повторно замуж она так и не вышла...

Одним из увлечений княгини Барятинской был театр. Может быть, с помощью организации театральных постановок она пыталась отвлечься от неприятностей семейной жизни. Один из современников Е.П. Барятинской, шевалье Мари де Корберон, в своих дневниках рассказывал, что она организовала в Петербурге салон под ироничным названием «Клуб любви» (или «Академия»), где постоянно проходили спектакли.

Свою любовь к театру княгиня сохранила и позднее, уже после переезда в Пруссию. Немецкий писатель Т. Фонтане рассказывал в своих произведениях про «Театр на природе», который она организовала в парке у своего замка.

Как уже говорилось, после свержения Петра III принцесса оказалась в стороне от придворной жизни. Редкие упоминания её имени в «Камер-фурьерских журналах» (камер-фурьерские журналы (1695-1818) – сборник кратких записей, которые велись ежедневно при русском царском и императорском дворах придворными камер-фурьерами (с 1726 года). Камер-фурьеры вели путевые, церемониальные, банкетные записи будней императорского дома того времени.

Удалось найти только 4 таких упоминания.

11 июля 1773 года принцесса значится в списках сидевших за праздничным столом после маскарада в Петергофе, устроенного императрицей Екатериной II для всего дворянства и купечества. За вечерним столом под номером 11 обозначена принцесса Барятинская.

9 января 1788 года Екатерина присутствовала на свадьбе фрейлины графини Д. Матюшкиной с польским графом Вельегорским. Под заголовком «гости со стороны новобрачной» под №7 – княгиня Катерина Петровна Барятинская. Интересен тот факт, что за этим же столом сидела её соперница, любовница мужа Настасья Николаевна Нелединская. Возможно, Екатерине было не очень уютно за этим столом.

В журнале от 19 апреля 1789 г. она была на театральном представлении в театре Эрмитажа, где была представлена «французская комедия с последующим за ней балетом».

В журнале от 27 сентября 1789 г. имя княгини также встречается в реестре приглашения на итальянскую оперу «Клеопатра» с последующими за оной балетами, сочинения танцора Пики. Однако напротив имени принцессы стоит запись «нет здесь». Видимо, она уже была в путешествии по Европе, которое началось ещё 20 июля 1789 г. и окончательно завершилось в 1798 г.

Сохранились свидетельства о теплых отношениях принцессы с немецкой художницей Анжеликой Кауфман. В декабре 1790 г., оставив в стороне революционную Францию, принцесса переехала в Рим, где и познакомилась с Кауфман. В своем «Журнале путешествия» Екатерина Петровна писала: «До того, как покинуть Рим, я еще раз пошла повидать Ангелику Кауфман и полюбоваться её работами. Я их видела уже несколько раз, но мне никогда не может наскучить рассматривать их» [2]. После многократных посещений мастерской художницы княгиня сделала заказ на большой свой портрет в окружении членов семьи «с фигурами в натуральную величину». На этой известной картине княгиня Барятинская изображена сидящей в кресле у стола, на котором находится мраморный бюст её отца работы немецкого скульптора А. Триппеля. В руках принцесса держит медальон с портретом мужа, её дети и зять стоят рядом. Наличие в картине медальона с портретом супруга не случайно: по сведениям итальянских архивов, групповой портрет был создан для неаполитанского короля Фердинанда IV (как не вспомнить о существовании подозрения, что отцом детей Катерины Барятинской был Андрей Разумовский, ибо 1777 – 1785 гг. Андрей Разумовский был послом в Неаполе) как портрет семейства российского посланника при дворе французского короля. Один из списков хранится в музее Лозанны (Швейцария) [3; С.23].

Вскоре после завершения своего «Гранд-Тура» по Европе в 1800 г. княгиня Е.П. Барятинская переехала на постоянное место жительство в Пруссию. В Берлине она купила особняк на Парижской площади и пригородный замок Фридрихсфельде.

Любовь к роскоши являлась еще одной характерной чертой принцессы. Еще во время проживания в Петербурге она имела два особняка на улице Миллионной (если сравнить с современностью, это всё равно, что иметь квартиру с видом на Кремль). В замке Фридрихсфельде Катарина постоянно устраивала праздники и приемы, постоянными участниками которых являлась прусская королевская чета – король Фридрих Вильгельм III и королева Луиза. По свидетельству Т. Фонтане, перед замком порой стояло более 100 карет гостей.

Создается впечатление, что принцесса чувствовала себя в огромном замке достаточно одиноко, несмотря на то, что устраивала пышные праздники и жила на широкую ногу. В Мюнхене послом при дворе баварского короля служил её сын Иван Иванович, которого она воспитала «в таком понятии, что он поставлен рождением на какую-то совершенно особенную степень величия, по крайней мере, наравне с великими князьями. Едва ли не внушали ему, что Господь Бог, создав Адама в шестой день и отдохнув в седьмой день, в восьмой день уже создал предка князя Ивана Ивановича» [5; С. 104]. Но не думаем, что в те времена они могли часто встречаться.

Одна из внучек принцессы, дочь Ивана от первого брака (Елизавета), находилась в Лондоне на попечении английских родственников.

Дочь принцессы, Анна Ивановна, в 1801 г. покинула Фридрихсфельде и переехала в Санкт-Петербург по приглашению российской императрицы. Одна из дочерей графини Анны, Евдокия, умерла в возрасте 4 лет в 1797 г., что нанесло тяжёлую психологическую травму графине и даже привело к размолвке с мужем. Это событие не могло не отразиться и на состоянии принцессы фон Гольштейн-Бек. Еще трое внуков принцессы (Екатерина, Александр и Эммануил) находились вместе с матерью в России.

Может быть, поэтому совсем неудивительна ещё одна история, пересказанная Т. Фонтане про маленькую крестьянскую девочку, которая практически постоянно была рядом с принцессой. Несмотря на то, что немецкий писатель называет эту девочкой куклой, она, наверное, заменяла принцессе так далеко находившихся близких родственников: «Маленькая, очень красивая девочка из деревни была любимицей принцессы, кукла, с которой она играла. Если для Принцессы был накрыт стол, тогда был устроен также столик сбоку для ребенка, и во время приемов присутствовала её любимица – как какаду или Болоньезе – предмет, на который было направлено внимание гостей».

Принцесса Катарина фон Гольштейн-Бек умерла 10 декабря 1811 г. в своем замке Фридрихсфельде. В этом же году умер и Иван Сергеевич. Прожив почти всю жизнь порознь, супруги смогли «договориться» лишь в одном – в единовременной дате кончины.

Её тело было отправлено на родину, в Россию...

История жизни принцессы фон Гольштайн-Бек долгое время оставалась мало незамеченной исследователями. Место захоронения принцессы до сих пор точно неизвестно. Упоминаний об астраханском караване, который перевозил гроб с телом принцессы, найти не удалось. Она могла быть похоронена на семейном кладбище рода Гольштайн-Бек рядом с отцом в Таллине (Эстония) или рядом с мужем на кладбище Покровского монастыря в Москве. Но есть информация о том, что ее останки забрал сын, чтобы достойно захоронить в семейном склепе Барятинских под Курском. Достоверная информация, к сожалению, пока недоступна авторам данной статьи.

Замок Фридрихсфельде перешёл по наследству детям принцессы, Ивану Ивановичу Барятинскому и Анне Ивановне Барятинской (в замужестве Толстой). Дети владели замком ещё несколько лет...

Тем не менее, история рода Барятинских в Германии на этом не заканчивается. Начиная с 1870 года, на протяжении нескольких лет в Берлине проживала внучка принцессы фон Гольштайн-Бек (дочь Ивана Ивановича), знаменитая Леонилла Барятинская (Витгенштейн). В Берлине останавливался также сын Ивана Ивановича, известный фельдмаршал Александр Иванович Барятинский, который был даже удостоен ордена прусского черного орла.

Авторы статьи надеются на открытие ещё новых источников, связанных с судьбой этой удивительной женщины, княгини Екатерины Петровны Барятинской, принцессы Катарины фон Гольштейн-Бек.

Барятинские. Худ. Кауфман Ангелика

Дворец Фридрихсфельде в Берлине

Неизвестный художник. Е. Барятинская, урожд. Голштейн-Бек. Аричча. Дворец Киджи

Список литературы

  1. Долгоруков П.В. Петербургские очерки. – М.,1992.
  2. Дневник путешествия Екатерины Голштейн-Бек. ОР РГБ Ф.19.0п.У.Д.2. Ед.хр.12.
  3. Олейникова В.П. Барятинские и Италия. – Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014.
  4. Пронина Т.Д. Художественная жизнь Центрального Черноземья конца XIX – начала ХХ века в освещении региональной прессы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск, 2011. № 3(19). Т.1.
  5. Федорченко В.А. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. – М. 2003. – Т 1. – С. 104.