К постановке проблемы коррупционности предпринимательской среды

№ 3 от 2017 года
Автор: Аксенова Е. С.
УДК 339.9
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
katya.aksenova79@mail.ru

Предпринимательская среда оказывает существенное влияние на деятельность всех типов предприятий различных организационно-правовых форм, но в наибольшей степени – на деятельность малых и средних предприятий, работающих в реальном секторе экономики. Экономический анализ предпринимательской среды, ее составляющих важен для прогнозирования возможности продолжения деятельности предприятий. В первую очередь анализируются, исследуются маркетинговая, экономическая, включая инновационную и инвестиционную составляющие. В меньшей степени подвергаются экономическому анализу маркетинговая, корпоративная, включая институциональную и коррупционнную составляющие, возможно, потому, что их сложно оценивать с позиции количественной характеристики – объема, структуры, динамики, темпов роста и т.д.

Особенностью данных составляющих является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые способствуют формированию и разрастанию коррупционной составляющей, препятствующей совершенствованию институциональной среды. Термин корру́пция, происходит от лат. corrumpere – растлевать, corruptio – подкуп, порча. Transparency International, Мировой банк и другие международные организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. В российском законодательстве под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение аналогичных деяний от имени или в интересах юридического лица [1].

Для целей маркетингового анализа под коррупцией мы понимаем использование должностным лицом доверенных ему прав и властных полномочий, связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды либо выгоды для организации, противоречащий законодательству и моральным нормам общества, государства, подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, мошенничество, злоупотребление влиянием в корыстных целях, саботаж.

Коррупция есть экономическое явление, свойственное в наибольшей степени рыночной экономике с ее индивидуальной формой присвоения. Методологической основой этого явления выступает недостаточная теоретическая разработанность функционирования рыночной экономики, деятельности ее экономических агентов – юридических и физических лиц, сущность ее центрального механизма – невидимой руки рынка (по Адаму Смиту).

Рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности экономических агентов – хозяйствующих субъектов в своей сущностной основе имеет методологический индивидуализм. Как справедливо отмечают классики институциональной экономики, методологический индивидуализм неизбежно порождает эгоизм, оппортунизм и коварство поведения всех экономических агентов. «Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие новые формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество…. Более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную формы… В общем случае речь идет об информации и обо всем, что с ней связано [2, с.30]. Мы полагаем, что такое поведение в производственно-коммерческой деятельности относится как к физическим лицам, так и к юридическим организациям и обществам. Объективными ограничителями данных тенденций выступают институциональные формы, вырабатываемые практикой, государственными органами управления, обществом и самим рынком – формальные и неформальные нормы и правила поведения экономических агентов в воспроизводственном процессе. Органической составной частью выступает институт нормативно-правовой регламентация и контроль за их соблюдением со стороны государства.

С другой стороны, наблюдается стимулирование этих свойств, связанное с выдвижением в рыночной экономике на первое место принципа «свободы поведения экономического агента», которое сопровождается расширением личных свобод в сфере предпринимательской деятельности. Без этого предпринимателю сложно осуществлять инновационную стратегию предпринимательской деятельности, принимать оперативно, своевременно и с упреждением необходимые для успешного и конкурентоспособного бизнеса решения. Этому также способствует глобализация экономических отношений, вхождение России в мировое экономическое пространство, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) со своими нормативно-правовыми институтами, сочетающими в себе единые, всеобщие принципы с индивидуальными решениями и приоритетами. По условиям приема в ВТО, например, США разрешена поддержка аграрного сектора в значительно большем объеме в сравнении с Российской Федерацией, имеющей к тому же худшие природно-климатические условия.

Неразработанность институциональных форм правовой зашиты собственности порождает коррупционные аспекты предпринимательской деятельности, связанной с собственностью. Восстановление прав собственности осуществляется исключительно на правовой, судебной основе, тогда как ее отчуждение, будь то государственная или частная собственность, производится на оппортунистической или даже криминальной основе, с использованием коварных методов.

Коррупционная составляющая предпринимательского процесса наблюдается во всех экономически развитых странах мира. Усложнение мирохозяйственных отношений также стимулирует развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки», отражая их в официальном бухгалтерском учете.

Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются в обществе преступными, другие – всего лишь безнравственными или даже допустимыми. В этой связи западные экономисты рекомендуют отличать коррупцию от ее легального проявления в форме лоббизма. При лоббировании должностное лицо тоже использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должности лестнице, получение других экономических выгод в обмен на действия в интересах определённой группы, включая коммерческие, финансовые, производственные и др. При этом под это подводится «научная» основа обоснования их различий. В частности, отличие видится в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:

  1. процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам;
  2. отсутствуют секретные или побочные платежи;
  3. клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.

Однако ряд исследователей считает лоббизм составной частью коррупции.

В России исторически коррупция различалась как «мздоимство» – вымогательство, получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий, и «лихоимство», подкуп, получение неправомерных преимуществ за совершение незаконных действий. Для современной России мы бы добавили такой вид коррупции как «саботаж» – видимость активной деятельности путем бездеятельности. Ее доказать можно только маркетинговым анализом.

В ответ на введенные США, Канадой, Евросоюзом, Австралией и Норвегией по политическим мотивам санкций Россия ввела запрет на поставки продовольственных товаров из этих стран. При этом Председатель правительства Д.А. Медведев предупредил коммерсантов против необоснованного повышения цен. Поэтому первостепенное внимание, по нашему мнению, следует уделять именно маркетинговому анализу, включая анализ макро- и микроуровня, а также форс-мажорные обстоятельства [3].

Прошло немного времени и в общественную палату России (не в правительство!) стали поступать жалобы населения на существенный рост цен. Общественная палата рекомендует населению через СМИ активизировать эту работу. Рынок регулируется рыночными методами, одним из которых является мониторинг цен. Следовало бы собрать необходимую статистическую информацию о ценах на момент введения запрета на импорт и регулярно отслеживать их последующую динамику. Штат сотрудников областных, городских и районных администраций, торговой и санитарной инспекции достаточен. Следовало бы к этой работе привлечь студентов, поступивших в вузы России в качестве практики, по результатам мониторинга оперативно проводить совещания с руководителями торговых организаций. Это позволило бы не только оперативно проводит маркетинговый анализ рынка, но и оперативно использовать его результаты в практической работе всех органов управления. Важно предупреждать коварство, рост цен, а не ожидать прокурорских проверок и последующих судебных разбирательств.

По мнению ряда экономистов (Кеннет Эрроу, Василий Леонтьев, Лоуренс Клейн, Джеймс Тобин, Роберт Солоу), в России основной механизм эффективности рыночной экономики был подменен всеобщей государственной собственности. Однако основу рыночной экономики составляет не частная собственность, а развитие конкуренции, побуждающей хозяйствующих субъектов к постоянному поиску все новых факторов и способов повышения эффективности производства и реализации продукции [6].

Наиболее распространена децентрализованная или внешняя коррупция, при которой сделки заключаются индивидуально между должностным лицом (или юридическим лицом) и физическим (частным) лицом. Однако добавление к ней внутренней коррупции – между членами одной организации – придаёт ей черты организованной преступности, которая подминает под себя предпринимательскую среду, втягивая ее в свою орбиту.

Сложившаяся коррупционность предпринимательской среды втянула в себя государственные институты, направленные на обеспечение экономической безопасности функционирования российского государства. Это в значительной степени снижает эффективность функционирования создаваемых государством антикоррупционных институтов. К тому же в России не наработан опыт борьбы с этим экономическим феноменом, в том числе привлечение общественности к ее неприятию.

Список литературы

  1. О борьбе с коррупцией. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
  2. Васильцова В.М., Тертышный С.А. Институциональная экономика: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
  3. Воронин В.П., Подмолодина И.М., Аксенова E.С. Маркетинговый анализ форс-мажорных обстоятельств организации // Экономические науки.- 2014. – № 6.
  4. Воронин В.П., Подмолодина И.М., Аксенова Е.С. Петренко Ю.И. Методологические подходы к анализу экономической безопасности рыночной среды // ВГУИТ. – 2014. – № 2. – С. 170-176.
  5. Подмолодина И.М., Воронин В.П., Коновалова Е.М. Подходы к оценке экономической безопасности предприятий // ВГУИТ. – 2012. – № 4. – С. 156-161.
  6. http // antorlov.chat.ru / nobel.htm.