Использование средств информационных технологий при изучении студентами прикладных дисциплин

№ 3 от 2017 года
Автор: Малега И. А.
УДК 378
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
irishmalega@gmail.ru

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий (далее ИТ), которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Специалист должен постоянно овладевать новыми знаниями и уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Развитие новых информационных технологий влечет за собой постоянные изменения в образовательной системе, внесение корректив в содержание технологии обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному сочетанию с классическим образованием.

ИТ призваны стать не дополнительным ресурсом, а необъемлемой частью целостного образовательного пространства, значительно повышающей ее эффективность. В данном контексте ИТ являются не только объектом изучения, но и средством обучения.

Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования [3]. Одним из результатов процесса информатизации должно стать проявление у студентов информационно-компьютерной компетентности, которая должна обеспечить им возможность использовать современные информационные технологии в выбранной профессиональной деятельности.

Информационно-компьютерная компетентность бакалавра по техническим и технологическим направлениям определяется как профессиональное качество бакалавра, которое характеризуется мерой уровня овладения информационными технологиями, программными средствами и мерой уровня развития ПК- способностей, достаточных для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности бакалавра технологического направления, для продолжения обучения на ступени магистра как инженера-исследователя или получения специальной подготовки как инженера-технолога [2].

Учитывая государственные образовательные стандарты и опыт практического применения средств ИТ в образовании, необходима разработка методической системы применения средств ИТ при обучении студентов прикладным дисциплинам. Недостаточная теоретическая и практическая проработанность вопросов, связанных с применением средств ИТ при преподавании прикладных дисциплин и недостаточное количество учебно-методических материалов по этому вопросу определяет актуальность исследования этой темы.

На основе основных рассмотренных принципов использования ИТ в образовании ведется поиск новых подходов для внедрения эффективных методов в организация образовательного процесса по прикладным дисциплинам.

Требования современного информационного общества определяют необходимость построения процесса обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и способностям обучаемых, а также социальному заказу общества.

Учитывая огромное многообразие направлений ИТ и их быструю изменчивость, студенту необходимо изучить возможности профессиональных программ, сформировать представление о современных средствах ИТ и получить практические навыки их применения придерживаясь связи с будущей профессией.

Важную роль в образовательном процессе играет принцип сознательной связи обучения с реальными задачами в будущей профессиональной деятельности, который реализуется через формирование четкой мотивации у студентов необходимости изучения востребованных программ, широко используемых на современном этапе. Этому способствует рассмотрение на занятиях реальных примеров автоматизации деятельности экономиста, бухгалтера, менеджера, которые помогут формировать представления у студентов о функционировании и использовании профессионального программного обеспечения.

В процессе обучения необходимо рассматривать примеры, максимально приближенные к жизни, на реальном объеме данных.

Эффективность изучения дисциплин с применением информационных технологий во многом определяется соответствием между уровнем компьютерной подготовки студента и объемом подлежащих усвоению знаний. На начальном этапе преподавателем должно проводиться анкетирование и тестирование, по результатам которых осуществляется разделение студентов на группы. Также выявляются студенты, которым необходимы дополнительные занятия.

После проведения тестирования, определяющего их знания в области информатики, для студентов обладающих недостаточными знаниями целесообразно дополнить курс обучения рассмотрением основ компьютерной грамотности.

Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря ориентации процесса взаимодействия «человек – машина» на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения иностранным языком и их навыки работы с компьютером. Можно также говорить о том, что уровень доступности в процессе усвоения учебного материала даже повышается за счет широких возможностей компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки [4, c. 312].

Необходимо также учитывать не только знания студентов в области ИТ, но и разный уровень владения студентами теоретическими основами прикладных дисциплин, изучаемых с применением средств ИТ.

Создавая среду для изучения прикладных дисциплин на основе специализированных программ (бухгалтерского учета, расчета зарплаты, планирования и т.д.), необходимо соблюдение принципа связи обучения с практикой. В таких специализированных программах уже реализованы целостные алгоритмы механизмов по учету анализу, которые необходимо использовать в обучении по предметной области. Это позволяет в процессе обучения рассматривать реальные сквозные примеры использования средств ИТ в профессиональной деятельности специалиста, позволяющие показать от начала до конца процесс реализации поставленной задачи на практике.

В качестве сквозного примера можно рассмотреть реализацию финансового документооборота организации, который состоит из множества взаимосвязанных операций, т.е обучение должно проводиться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Все этапы процесса могут быть поддержаны в единой идеологии с переносимостью данных автоматизированной системой управления предприятием. Например, информационная система «1С:Бухгалтерия» позволяет реализовать полную схему документооборота на предприятии, занимающемся производством товаров, торговлей или оказанием услуг.

Для реализации принципа межпредметных связей необходима качественная разработка методических материалов с системой упражнений для поддержки курса. Методические материалы должны обязательно базироваться на компьютерно-ориетированные практические работы.

Важной особенностью таких методических материалов является то, что при выполнении практических работ рассматривается не отдельная конкретная программа автоматизации экономических процессов, а предлагается подход, позволяющий эффективно применять средства информационных технологий при обучении различным разделам прикладных дисциплин. В процессе выполнения практических заданий роль преподавателя заключается в постановке задачи и в управлении процессом ее решения на ключевых этапах, а также в осуществлении контроля за работой на каждом этапе и в управлении процессом разработки через конкретные рекомендации и обсуждение с обучаемыми возможностей современных средств информационных технологий в профессиональной деятельности.

Перед тем как планировать коллективную, групповую и индивидуальную формы работы преподавателю необходимо внимательно изучить контингент студентов, их интересы возможности и способности. Это позволит оптимально подобрать состав и распределить роли в групповых проектах, а также выявить студентов, которым необходимы индивидуальные занятия. Все виды форм работы должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Сегодня требования, предъявляемые к учебным заведениям, изменились. Проблемы содержания образования на современном этапе во многом состоят из соблюдения баланса между методами традиционного обучения и методами на основе новых информационных технологий. Будущие специалисты желают получить образование с учетом личных целевых установок и перспектив деятельности.

Все вышеназванные принципы использования ИТ дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на разработку методической системы применения средств ИТ при обучении студентов прикладным дисциплинам. Внимательное отношение к названным принципам позволит грамотно подойти к вопросам, связанным с разработкой методических материалов с применением средств ИТ, а также эффективно применять средства информационных технологий с четким и внятным представлением об итоговом результате.

Список литературы

  1. Абдуллаева О. С., Исманова К. Д., Мирзаев Ж. И. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий //Молодой ученый»: Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий. — 2014. — №. 19. — С. 487–490.                
  2. Зайцева О.Н. Проектирование информационно-компьютерной подготовки бакалавров технологического направления // Educational Technology & Society. – 2009. – V.12. – N 4. – 10 c.
  3. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для вузов. – Питер, 2011.
  4. Фролова Е.В. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 381c.
  5. Шестопалова О. А. Применение программно-управляемых устройств в профильном обучении (методические рекомендации) // Педагогическая информатика. – 2014. – №1 – С. 3-21.
  6. Яшин Д.Д. Информационные технологии обучения как основа повышения качества подготовки специалистов // Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции «Управление качеством обучения в системе непрерывного профессионального образования (в контексте Болонской декларации)». Выпуск 10, том 4. – М., 2006.