Тимбилдинг как основа современного управления персоналом

№ 3 от 2017 года
Автор: Колпакова Ю. С.
УДК 35.08-057.17
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
kolpakova.julia@rfei.ru

Одной из важных задач руководителя организации является создание из сотрудников сплоченной команды для достижения общей цели — получения прибыли. Для решения этой задачи современные руководители в своей практике используют различные методы. Одним из них является тимбилдинг.

Тимбилдинг (от английского «teambuilding» – командообразование) – это мероприятия, направленные на сближение и объединение людей, способных находить нестандартные решения в обычных ситуациях, готовых делиться своим опытом с коллегами, учитывать достижения и ошибки других.

В России тимбилдинг появился в 2000-х годах. Сначала это были серьезные обучающие тренинги, направленные на повышении квалификации сотрудников. В настоящее время он приобрел больше развлекательный характер.

Существуют разные варианты проведения тимбилдинга. Остановимся на некоторых из них.

1. Психологические тренинги

Это классический вариант тимбилдинга. Представляет собой собрание группы людей для обсуждения какой-либо темы. Участники собрания под руководством тренера стараются разобраться в насущной проблеме путем общения друг с другом.

Этот вид тренинга позволяет руководителю получить реальное представление о взаимоотношениях в коллективе, увидеть скрытые мотивы и негласных лидеров среди сотрудников.

Данная методика в своем идеальном виде совсем неплоха для решения, например, межличностных конфликтов, однако в условиях корпоративной реальности, подчас насыщенной интригами и манипуляциями, теряет всякий смысл.

2. Спортивные мероприятия

Спортивные состязания направлены на поддержание соревновательного духа сотрудников. Их суть заключается в следующем. Для прохождения испытаний коллектив делится на несколько команд в зависимости от отдела, филиала или по другому принципу. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана.

Участникам приходится совместными усилиями строить переправы, ориентироваться по незнакомой местности, играть в пейнтбол, волейбол, кататься на лошадях, строить корпоративный дом и разгадывать логические задачи.

Преодолевая различные препятствия, команды должны достигнуть какой-то цели, например, набрать наибольшее количество баллов или быстрее всех выполнить все задания. Команда-победитель получает приз.

В качестве площадок для проведения спортивных мероприятия подходят летние лагеря вблизи лесов и водоемов. Как правило, тимбилдинг проводят в рабочее время, что исключает участников, которые «не могут» или «не хотят» поехать.

3. Развлекательные мероприятия

Наиболее распространенной формой тимбилдинга являются корпоративные праздники с шутливыми конкурсами. Как правило, они проводятся в преддверии праздников: Новый год, 8 марта, день рождения компании и т.д. Это могут быть костюмированные вечеринки, например, в стиле «Стиляги» или праздничный вечер с дресс-кодом «Все в белом».

Творческие вечера предполагают совместное творчество сотрудников в виде театральной постановки, создание музыкальной группы или корпоративного журнала.

К развлекательным мероприятиям относится просмотр фильма, турнир по настольными играм на звание лучшего игрока и любое другое неформальное общение работников друг с другом и руководством.

Формы тимбилдинга различны по своей организации, но все они имеют общую цель — взаимодействие. На этих мероприятиях люди в теории должны учиться взаимодействию друг с другом, взаимовыручке, принятию того, что все мы разные и, только отдавая себе в этом отчет, способны добиться успехов.

Концепция тимбилдинга позволяет решить многие административные задачи:

  • создание «командного» духа внутри организации;
  • укрепление доверия и взаимопонимания между сотрудниками разных должностей;
  • поддержание дружеских отношений внутри коллектива;
  • безболезненное внедрение новых сотрудников в старый коллектив;
  • повышение работоспособности после небольшого отдыха и приятного времяпровождения [1].

Создать политику тимбилдинга в организации несложно. Если компания небольшая, то современный и инициативный руководитель может самостоятельно с помощью интернета организовать любое мероприятие, которое наиболее подойдет для его коллег.

Однако для разработки сценария тимбилдинга для крупной организации с многочисленным коллективом лучше обратиться к профессионалам.

Некоторые руководители полагают, что регулярное проведение тимбилдинга способно создать из коллектива дружную команду, что положительным образом скажется на производительности труда. Так ли это на самом деле?

В реальности, большое количество людей, работающих в разных организациях, участвуют в тимбилдинге по принуждению руководства, без желания.

Во-первых, некоторым не нравится в принципе работать в команде. Особенно это касается людей, деятельность которых не требует командной работы: дизайнеры, журналисты, бухгалтеры. Поэтому они стараются всеми возможными путями пропустить тренинги по тимбилдингу. Часто за такой «прогул» руководство наказывает выговором или дисциплинарным взысканием.

Во-вторых, некоторые тренинги по тимбилдингу довольно неграмотно составлены. Бывает тяжелые испытания, смысл которых заключается больше в преодолении людьми собственных барьеров, а также в обучении доверию своим коллегам, чем в самом спортивном состязании. Среди наиболее распространенных примеров можно назвать падение с определенной высоты спиной вниз на сплетенные руки соратников по работе [2].

У человека, возможно, присутствует страх высоты по объективным причинам: детская травма, проблемы с вестибулярным аппаратом, личная трагедия. Принуждение его участвовать в подобном конкурсе может оказаться для него очень травмирующим.

Наиболее привлекательная форма тимбилдинга для трудового коллектива — корпоратив. Этому есть ряд причин:

  1. В концертах и конкурсах участие принимается по желанию.
  2. Неявка на корпоративный праздник в большинстве случаев не имеет негативных последствий.
  3. Весело провести время в ресторане в кругу своих коллег нравится большинству людей [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративный тимбилдинг — вещь очень спорная. Тем более, что в последнее время, в связи с его распространенностью, очень многие работники давно поняли, как нужно вести себя на тимбилдинге: «беги со всеми, кричи со всеми, и все будет хорошо!» Вряд ли это именно та цель, которую руководители хотят достигнуть.

Список литературы

  1. Бизнес-журнал «Жажда» [электронный ресурс]. URL: https://zhazhda.biz/base/timbilding.
  2. Dbanking – финансовый журнал [электронный ресурс]. URL: http://www.dbanking.biz/management/timbilding.html.