Воспитание этнотолератности в студенческой среде

№ 2 от 2017 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 37
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что наше государство на протяжении веков складывалось как общество разных народов, культур и религий.

В настоящее время появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, иногда переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость, а порой и экстремизм.

Именно поэтому в последние годы установка государства сместилась в сторону расширения и углубления деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, воспитанию терпимости и миролюбия.

Одним из важнейших национальных приоритетов Российской Федерации, определенным в положениях указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808 «Об утверждении «Основ государственной культурной политики», от 7 мая 2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 г. №718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 г., в других государственных документах, является содействие этнокультурному многообразию народов России, поддержка языкового многообразия, укрепление в современном мире позиций русского языка и русской культуры.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493, в качестве одной из основ патриотического воспитания выделено «воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений» [1].

Однако, несмотря на то, что наше государство понимает важность воспитания у граждан уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, в современной России наблюдается противоречие между ростом национального самосознания, стимулирующего возрождение национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего многонационального общества [2].

Что же такое толерантность? Термин «толерантность» произошел от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо). В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его действию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию [3].

Признаками толерантного поведения служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, при помощи которых обеспечиваются мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений.

Этническая толерантность (этнотолерантность) – это нравственное самоопределение народов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

При встрече с представителем другой культуры у человека зачастую появляется несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание ценностей других культур, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре.

Для того чтобы нейтрализовать реакцию неприятия, необходимо интегрировать человека в иную культуру. Такая интеграция может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе [4].

Задача педагога высшей школы – помочь студентам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей – их личные, а не национальные черты; недостатки человека относятся к данному человеку, а не ко всему народу. Надо искать не пороки, а ценности и на них опираться в общении и деятельности. Этический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов.

Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Однако более глубокое знакомство с особенностями традиций других народов обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций [5].

Как известно, успех в воспитательно-образовательной деятельности зависит от правильного выбора методов, приемов, средств, технологий и педагогических техник обучения и воспитания и применения их в работе со студентами.

Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей – это интерактивные технологии, общая характеристика которых – взаимодействие, содействие, взаимообогащение, взаимодополнение и коллективное творчество всех участников воспитательно-образовательного процесса. Среди таких технологий можно выделить этнопедагогические и социокультурные.

Чтобы понять, в чем сущность этнопедагогических технологий, и определить их место и роль в непрерывном воспитательно-образовательном процессе, в ценностно-ориентированном обучении и воспитании обучающихся, прежде всего, необходимо уяснить смысл категорий «технология» и «этнопедагогические технологии».

Этимология слова «технология» восходит к греческому techne – искусство, мастерство, умение и logos – наука, знание. Педагогическая технология, по общему мнению ученых, – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания личности. И поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Поэтому педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.

Этнопедагогические технологии – это методы и средства решения духовно-нравственных проблем в процессе формирования ценностных установок и ориентаций, выработка определенной концепции и ее реализация, осуществление практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) субъекта с помощью «погружения» в этнокультурную среду для достижения заданного результата.

Формирование ценностных ориентаций и установок идет за счет обогащения системы представлений об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения научных понятий и закономерностей, нравственных категорий, общественно-политических идей, а также восприятия художественных образов.

Так как Россия – государство многонациональное, для нее применимы технологии, связанные с познанием культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Этнопедагогические технологии помогают расширить знания обучающихся и углубить их при изучении культуры и истории Отечества, особенно опираясь на духовно-нравственные ценности народов, входящих в состав России.

Целью этнопедагогических технологий в высшей школе является приобщение студентов к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Воспитание у студентов этнотолератности может осуществляться по трём направлениям: информационное насыщение; эмоциональное воздействие; поведенческие нормы. В связи с этим возможно применение разнообразных средств и методов:

  • организация и проведение туристических походов и поездок по историческим местам;
  • проведение праздников национальных культур;
  • открытие мастерских национальных ремесел;
  • клуб интернациональной дружбы;
  • музей народного декоративно-прикладного искусства;
  • празднование памятных дат исторического значения;
  • юбилеи выдающихся деятелей культуры;
  • фестивали, олимпиады, выставки, соревнования по национальным видам спорта и играм;
  • фольклорные концерты, вечера и театрализованные представления;
  • конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд;
  • встречи с историками, этнографами, представителями различных диаспор;
  • выпуск информационных бюллетеней, тематические газеты;
  • экскурсии этнокультурного содержания и др.

Народная музыка, например, может стать тонкой нитью, способной заронить в души детей, подростков чувство примирения и толерантности. Народное музыкальное творчество уникальное явление художественной культуры социума, в котором закрепляются эстетические ценности и отражается национальное художественное сознание того или иного народа.

Всего можно выделить 4 этапа формирования у студентов этнотолерантности: эмоциональное восприятие, осмысление и систематизация знаний, репродуктивный этап, творческий этап. Для каждого этапа характерен свой набор приемов и средств реализации данной задачи.

На этапе эмоционального восприятия можно проводить познавательные экскурсии,  организовывать встречи с представителями разных культур и народностей. Очень актуальным является проведение народных игр и забав: «Запорожские Казаки», «Медный пень». Также на этом этапе актуально проведение фестивалей, посвященных традициям того или иного народа.

Фестивали – одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий. Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника». Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Основное отличие заключается в том, что праздник – это событие, которое дает повод к проведению фестиваля [6].

Фестивали народного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождения национальных обычаев, традиций, ремесел. Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры. Способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в республике, важным средством формирования этнической толерантности [7].

На этапе осмысления и систематизации можно проводить беседы-диалоги «Из какой ты семьи», «Наши традиции», дидактические игры «Флаги и гербы», «Достопримечательности России».

В процессе репродуктивного этапа актуально изготовление национальных костюмов, муляжей, макетов. Именно в связи с тем, что национальный костюм является синтетическим видом народного творчества, при реализации таких проектов необходимо интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей искусства и культуры.

В процессе творческого этапа можно проводить презентации, организовывать выставки экспонатов, отражающих традиции, обряды, особенности национальных костюмов, кухонных принадлежностей разных национальностей.

В конечном итоге ключевым моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у студентов позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные.

Этнокультурная и социокультурная ситуации должны обязательно учитываться при проектировании образовательной деятельности. Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога – нравственном, гражданском, патриотическом воспитании. Всё это будет способствовать позитивной социализации студентов, творческому освоению этнокультурных ценностей. В результате происходит формирование важных личностных качеств студента – этнокультурного самосознания и самоидентичности.

Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349
  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: изд-во Московского ун-та, 2010. – 240 с.
  3. Большая психологическая энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/
  4. Еликбаев Н.К. К вопросу о природе и структуре национальной психологии. // Философские науки. – 2011. – № 6.
  5. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 13-17.
  6. Медведь Э.И., Киселева О.И., Баннова Ю.В. опыт разработки этнокультурного креативного досугового проекта «разноцветная планета» в дошкольном образовательном учреждении // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары – Москва, 2017. – C.415-419.
  7. Педагогика культуротворческого досуга: учебное пособие / Н.Г. Панова, С.Ш. Умеркаева, М.Г. Кайтанджян, И.Д. Левина, Э.И. Медведь, Г.И. Грибкова, О.И. Кисе-лева, Т.И. Бакланова, Н.А. Опарина, В.И. Портников, Г.В. Ганьшина. – М.: УЦ Перспектива, 2016. – 260 с.