О формировании общих компетенций обучающихся РФЭТ в ходе выполнения практических заданий

№ 2 от 2017 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 337.5
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

Среднее профессиональное образование в настоящее время осуществляется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Отличием ФГОС СПО от предшествующих стандартов является то, что генеральной линией образования является подготовка специалиста, обладающего личностными и профессиональными качествами, которые позволят решать задачи их профессиональной деятельности на различных уровнях не только в настоящее время, но и в дальнейшем.

А это означает, что реализация ФГОС СПО предполагает изменение результата образования.

Что принимается за результаты образования в ФГОС СПО?

Результатами образования в ФГОС СПО различных специальностей являются совокупности общих и профессиональных компетенций, которыми должен владеть выпускник.

Под компетенцией понимают способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В то же время общие компетенции – это те качества выпускника как личности которые должна сформировать образовательная организация. Это своего рода государственный заказ перед образовательной организацией по подготовке личности.

Профессиональные компетенции обучающихся формируются на основе полученных знаний и умений. А это означает, что способность обучающегося действовать на основе приобретенных знаний и умений – и есть владение профессиональными компетенциями.

Анализируя ФГОС СПО, например, специальностей, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [1], 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) [2], 38.02.04 Коммерция (по отраслям) [3], реализуемых в профессиональной образовательной организации ассоциации «Региональный финансово-экономический техникум» (РФЭТ), нами выделены общие компетенции, одинаковые для всех трех специальностей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Исходя из анализа указанных общих компетенций, заключаем, что они носят надпрофессиональный характер и находят выражение в таких качествах личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

Т. к. в РФЭТ образовательная деятельность осуществляется в заочной форме и на основе дистанционных образовательных технологий, то формирование большинства из общих компетенций осуществляется, можно сказать, в «автоматическом режиме». Это относится к таким общим компетенциям, как ОК 4-ОК 7.

Остановимся на рассмотрении методологии формирования ОК 2, которая звучит как способность «организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».

Формирование этой компетенции в нашем техникуме осуществляется опосредованно, т.е. через систему практических заданий, формирующих профессиональные компетенции.

Например, по учебной дисциплине «Математика» обучающимся предлагается выполнение практического задания «Расчет страховых взносов по предприятию»:

«Представьте, что вы являетесь бухгалтером на малом предприятии численностью 7 человек, применяющем упрощенную систему налогообложения.
Вам необходимо выполнить расчет страховых взносов по предприятию за три месяца текущего года.

Известно, что в 2017 г. для пенсионного страхования (ОПС) тариф страхования составляет 22%;

для социального страхования (ОСС) тариф страхования составляет 2,9%;

для социального страхования (ОСС) тариф «на травматизм» зависит от класса профессионального риска, который присваивается предприятию в соответствии с основным видом деятельности.

для медицинского страхования (ОМС) тариф страхования составляет 5,1%.»

Все конкретные данные по заработной плате сотрудников предприятия представлены обучающимся экселевским файлом.

В ходе выполнения практического задания обучающиеся не только формируют умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности, указанное в стандарте специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), но и профессиональную компетенцию ПК 3 – Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

Математика здесь выступает инструментом по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. В курсе основ бухгалтерского учета обучающиеся узнают, что такое упрощенная система налогообложения, и приобретают навыки по формированию бухгалтерских проводок.

В режиме тренинга обучающиеся выполняют задания по данным, которые представлены им преподавателем математики. А далее они заполняют файл в соответствии с требованиями на основе собственного предприятия (такое встречается часто) или на основе средних заработных плат в регионах их проживания.

Выполнение этого практического задания способствует четкой организации деятельности обучающегося, дает возможность осознать важность изучения учебной дисциплины «Математика» в освоении выбранной профессии. У обучающихся есть возможность высказать все замечания относительно содержания задания, т.е. оценить их эффективность и качество. При выгрузке практического задания обучающийся обязан не только ответить на вопросы, насколько это задание эффективно для его будущей специальности, доступно ли оно для выполнения, но и, если возможно, предложить свои варианты этого практического задания. В этом и заключается ключевая мысль формирования общей компетенции ОК 2.

Следующее практическое задание по математике «Расчет показателей деятельности предприятия».

«Представьте себе, что вы являетесь бухгалтером предприятия, имеющего 5 филиалов.

Известны показатели дневной деятельности пяти филиалов предприятия, выпускающих четыре вида продукции с потреблением трех видов сырья, и продолжительности работы каждого филиала за год и цену каждого вида сырья.

Вам необходимо определить результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Все конкретные данные по филиалам представлены обучающимся в виде экселевского файла».

Обучающиеся, как и в первом практическом задании, в режиме тренинга выполняют задания по данным, которые представлены им преподавателем математики. А далее они самостоятельно выбирают вид деятельности предприятия (реально существующего) или придуманного, заполняют его показатели и осуществляют обработку данных.

В ходе рассмотренного практического задания у обучающихся формируется умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности, указанное в стандарте специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а также способность отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, что соответствует профессиональной компетенции ПК 4.1. Также в данном случае формируется способность проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности, что соответствует компетенции ПК 4.4 специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Математическим инструментом здесь служат знания и умения, приобретенные обучающимися в ходе изучения раздела «Основы линейной алгебры».

На наш взгляд, решение различных типов практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, способствует выбору осуществления путей деятельности обучающегося, а значит, и формированию общей компетенции ОК 2.

По учебной дисциплине «Статистика» обучающиеся выполняют, например, практическое задание «Анализ форм статистической отчетности для субъектов малого предпринимательства и их заполнение».

«Представьте себе, что вы являетесь бухгалтером малого предприятия, занимающегося выпуском хлебобулочных изделий.

Наименования выпускаемых вами любых четырех видов хлебобулочных изделий предлагаем вам найти в файле «Для разработки статистической информации в оперативном (ежемесячном) режиме в 2017 году и по итогам за 2017 год по (ОКПД2)», находящемся на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.

Допустим, что ваше предприятие проработало один месяц, а это значит, что на основании Приказа Росстата № 414 от 11 августа 2016 г. ваше предприятие, как и все малые предприятия и индивидуальные предприниматели, должно отчитаться перед органами статистики, предоставив сведения о производстве продукции.

Подготовьте отчет о производстве продукции малого предприятия в органы статистики за прошедший месяц, заполнив форму №ПМ-пром.»
Данное практическое задание позволяет проверить уровень сформированности следующих умений и профессиональных компетенций по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):

  1. У-1 — умение собирать и регистрировать статистическую информацию;
  2. У-2 — умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  3. У-4 — умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
  4. ПК 4.1 — способность отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Содержание следующего практического задания «Обработка результатов инвентаризации» по учебной дисциплине «Статистика» такое:

«Представьте себе, что вы являетесь бухгалтером предприятия общественного питания. На складе предприятия была проведена инвентаризация, в которой вы участвовали как член комиссии. По результатам инвентаризации была составлена инвентаризационно-сличительная ведомость товаров. Вам необходимо:

  1. обработать результаты инвентаризации;
  2. вычислить размер убыли;
  3. определить характер убыли с учетом климатической группы, в которой вы проживаете, и на основании приказа №252 Минпромторга России от 1 марта 2013г. «Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания»;
  4. проанализировать полученные результаты.

Данное практическое задание позволяет проверить уровень сформированности следующих умений и профессиональных компетенций:

  1. У-1 — умение собирать и регистрировать статистическую информацию;
  2. У-2 — умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  3. У-4 — умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
  4. ПК 1.1 — способность обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
  5. ПК 2.2 (1) — способность выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;
  6. ПК 2.2 (2) — способность проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

При изучении лекционного материала курса и выполнении практических заданий к курсу осуществляется контроль по управлению количеством и качеством попыток обучающегося, что также является серьезной мотивацией к получению повышенного результата обучения [4].

В ходе выполнения следующего практического задания «Расчет статистических показателей деятельности организации» проверяется уровень сформированности следующих умений и профессиональных компетенций:

  1. У-3-умение выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  2. У-4 — умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
  3. ПК 4.1 — способность отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  4. ПК 4.4 — способность проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Отдельные из практических заданий, предложенные к рассмотрению в данной статье, позволяют сделать вывод о том, что их качественное выполнение обучающимися, стремление получить за выполненные задания высокую оценку, соблюдение сроков выполнения заданий, успешное прохождение учебной и производственной практик – все это является условием формирования указанных профессиональных компетенций, а также и общей компетенции ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Для преподавателей РФЭТ при разработке контрольно-оценочных средств рабочих программ по учебным дисциплинам ФГОС СПО главным являлась разработка системы практикоориентированных заданий, позволяющих не только cформировать профессиональные компетенции, но и способствующих формированию общих компетенций, о чем мы кратко изложили в данной статье.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки от 28 июля 2014 г. N 832 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70727304/
  2. Приказ Минобрнауки от 13 августа 2014 г. N 1001 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70736780/
  3. Приказ Минобрнауки от 15 мая 2014 г. N 539 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) [электронный ресурс]. http://base.garant.ru/70687350/
  4. Бутова В.Н. К проблеме качества образования при дистанционном обучении // Известия РФЭИ. Электронный научный журнал. 2014. Выпуск 3 [электронный ресурс]. URL: http://science.rfei.ru/ru/2014/3/78.html.