Экспорт российского образования в паспорте приоритетного проекта: анализ нормативно-правового документа

№ 2 от 2017 года
Автор: Пронина Т. Д.
УДК 37(100)
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
t_pronina@mail.ru

Вопрос о необходимости принятия Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации неоднократно поднимался в научном сообществе [6]. Более того, такой документ был разработан и обсуждался в МИД РФ и в Министерстве образования и науки РФ, но официально не был утвержден. А в мае 2017 г. был принят долгожданный «Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Целью документа является увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации посредством повышения привлекательности и конкурентоспособности отечественного образования в мировом пространстве. Паспорт нацелен на внедрение целевой модели деятельности образовательных организаций по экспорту образования и рассчитан на реализацию до 2025 г.

На протяжении длительного периода мы говорили о том, что российская школа самая сильная, но эти позиции по объективным причинам наше отечественное образование стало терять, начиная с 1990-х годов XX в. Появился термин «неэффективность образования». Минобрнауки заговорило об этом в начале 2012-2013 года, опубликовав на своем сайте «черный» список «неэффективных вузов». За последнее время количества вузов в Российской Федерации резко сократилась на треть, что подтверждает планомерное выполнение Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, в которой говорится, что «Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов). Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование» [7] .

Ещё в 2016 г. вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, которая является куратором проекта «Паспорта…», в интервью заявила, что «высшее образование необходимо только трети населения страны, остальные россияне в нем не нуждаются…У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35%, то есть 65% – это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% – специалистов. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование, потому что, например, системный администратор – это сегодня профессия, которая в мире не требует высшего образования» [2].

Таким образом, количество образовательных организаций и количество студентов-россиян сокращается. А необходимость нарастить несырьевой экспорт образовательных услуг Российской Федерации увеличивается. В принятом Паспорте приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» обозначена планируемая величина ежегодных доходов бюджета Российской Федерации от экспорта российского образования до 373 млрд. рублей в 2025 году (в 2017 г. объем внебюджетных средств, полученных от экспорта составил 84 млрд. рублей) [5].

«Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» сложен из нескольких значимых компонентов и включает в себя: содержание проекта, результаты, описание модели функционирования результатов, этапы и контрольные точки, прогнозный бюджет, ключевые риски и возможности. Начиная с ноября 2018 г., будет происходить ежегодный мониторинг результатов реализации проекта, т.к. документ четко определяет сроки для достижения задач и показателей проекта, и при необходимости будет осуществляться корректировка документа.

В 2017 г. идет работа над созданием консорциума вузов, обеспечивающего методическое и организационное сопровождение внедрения деятельностной модели по экспорту образования. Будут определены опорные университеты реализации проекта (в 2018 г. в 20 вузах, в 2021 г. во всех вузах) и утверждена «дорожная карта» совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории нашей страны. Идет работа над стандартом «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации». Планируется участие российских вузов в международных конгрессно-выставочных мероприятиях и разработка планов мероприятий по взаимодействию и мерам поддержки иностранных студентов в Российской Федерации.

Сразу хочется отметить ситуацию в Курской области. К целевым показателям эффективности деятельности образовательных организаций относится международная деятельность, а именно удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов приведенного контингента. Для Курской области в 2017 г. определено пороговое значение равное 1. Среди 8 организаций высшего образования без учета филиалов по данному показателю лидером среди вузов Курской области в 2016 г. (по результатам мониторинга 2017 г.) является Курский государственный медицинский университет (КГМУ) с показателем 33,62 (в сравнении показатель 2015 г. – 31,8) [3]. А это более 30% контингента студентов. Образовательные программы вуза аккредитованы в 14 государствах: Малайзии, Индии, Шри-Ланке, Марокко, Ливане, Йемене, Судане, Турции, Нигерии, Камеруне, Иордании, Таиланде, Намибии и ЮАР [1; с. 142-154]. КГМУ вошел в Топ-25 российских вузов по общей численности иностранных студентов по очной форме обучения. Вуз успешно работает в этом направлении и планомерно наращивает экспортный потенциал и может войти в двадцатку опорных университетов.

В соответствии с «Паспортом…» в 2018 г. будет проведен ряд маркетинговых исследований рынка международного образования, и на этой основе разработаны рекомендации российским образовательным организациям по продвижению своих образовательных программ. Предполагается введение новых программ онлайн-образования и создание единого интернет-навигатора по системе образования в Российской Федерации. Планируется подключить интернет, СМИ, дистанционный формат и многое другое, что будет способствовать продвижению бренда российского образования в мире. Мы не будем заниматься перечислением мероприятий, включенных в Паспорт, они достаточно своеобразны, но, безусловно, все нацелены на результат.

Конечно, при всем разнообразии планов существуют и риски, к которым относятся: неразвитость нормативной базы, которая может затормозить процесс, различия в национальных образовательных стандартах, высокая конкурентоспособность западных образовательных программ и существенная недоразвитость инфраструктуры российских образовательных организаций, которая может не справиться с увеличивающимся ростом контингента иностранных студентов.

Что касается финансирования проекта, то оно достаточно четко спланировано. Внебюджетные средства привлекаться не будут, из федерального бюджета на реализацию проекта за весь период его реализации планируется израсходовать – 4 миллиарда 972, 1 миллиона рублей. Ожидается, что количество студентов-иностранцев на очных отделениях российских образовательных организаций СПО и ВО увеличится до 710 тысяч человек к 2025 году, что в 3,5 раза больше, чем в текущем году. Мы выше писали об объеме внебюджетных средств, которые планируется получить от экспорта российского образования (почти 85 миллиардов в 2017 г. и по нарастающей 373 миллиарда рублей в 2025 г.). Прогнозный результат должен покрыть привлеченные средства федерального бюджета для реализации проекта и приносить Российской Федерации ежегодную прибыль.

Список литературы

  1. Амоскин А.С., Пронина Т.Д., Яковлева М.К. Международные связи российских вузов в сфере образования и науки. – Курск, 2013. – 255 с.
  2. В высшем образовании не нуждаются примерно 65% россиян, заявила вице-премьер Голодец [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/15jul2016/golodets.html.
  3. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Курская область [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10503.
  4. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 гг. Режим доступа к данным: http://www.russia.edu.ru/information/analit/official.
  5. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.05.2017 N 6) (КонсультантПлюс).
  6. Пронина Т.Д., Яковлева М.К. Экспорт российского образования: проблемы и перспективы регионального развития // Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. – Курск, 2016. – № 3(12). URL: http://science.rfei.ru/ru/2016/3/171.html.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы» (КонсультантПлюс).