Особенности изучения традиционного декоративного искусства в Вузе по новым образовательным стандартам

№ 2 от 2017 года
Автор: Гуторова И. Н.
УДК 378
Курский государственный университет
gutoro@rambler.ru

Стремительное изменение современного мира призывает образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, наряду с традиционным методам приходят и новые методы обучения, направленные на активизацию познавательного развития, исследовательской деятельности.

Новые приоритеты в образовании диктуют необходимость развития творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В этой связи перед преподавателем Вузов сегодня стоит важная задача: ориентироваться на конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр, ориентироваться на научно-исследовательский и педагогический вид профессиональной деятельности, практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности [1, с.4].

Творческий потенциал обучающегося должен реализоваться в многообразии комплексных подходов в обучении, в широком спектре использования современных технологий.

Повышение уровня профессиональной деятельности, повышение эффективности творческой деятельности не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение положительного результата в свете динамичных изменений в личностном развитии обучающегося в современном мире. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии, которые могут изменять процессы воспитания и обучения, или направлены на повышение их эффективности.

Изучая декоративное искусство на занятиях в Вузе по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Преподавание изобразительного искусства» [2], необходимо учитывать, что обучающиеся охватывают в процессе обучения большой объем психолого-педагогических дисциплин.

На изучение профессиональных дисциплин, связанных с изобразительной деятельностью, отводится не так много часов аудиторной работы, но профессиональная подготовка по изобразительному, декоративно-прикладному искусству должна быть на высоком уровне, поэтому увеличивается количество часов, отведенных на самостоятельную работу, а это, в свою очередь, повышает требования, предъявляемые к самоподготовке студента.

Работа будущих учителей (педагогических работников) с обучающимися в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования в предметной области «Искусство» включает не только знакомство с различными видами прикладной деятельности, с особенностями известных промыслов России, но и эмоционально-ценностное отношение к русскому традиционному творчеству, которое является живым художественным наследием, художественно-исторической основой русского народа и других народов, населяющих территорию нашей Родины.

Будущий педагог должен сознавать социальную значимость своей профессии [1, с.6], следовательно, отлично разбираться в теоретических и практических аспектах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Более глубокое изучение традиционного искусства необходимо для нравственного формирования личности, народный эпос является источником патриотизма и межкультурных коммуникаций.

Знакомство с технологией того или иного вида декоративного искусства студентами, будущими педагогами не может происходить без подлинных образцов народного искусства, которые приобретают особую психологическую привлекательность, очарование материала, формы традиционных предметов быта. В соединении, в постоянном контакте с подлинным искусством можно рассчитывать на формирование стойких знаний, умений, навыков в области изучаемого вида народного искусства.

Так, выполняя традиционную глиняную игрушку, важна не только техническая составляющая работы, но и образное звучание создаваемого объекта, следовательно, предварительно необходимо понять:

  1. почему изготовлялся данный объект – барыня, птичка, конь и.т.д.;
  2. что символизировали орнаменты, на них нанесенные определенным способом;
  3. почему одни орнаменты написаны на изделии, а другие выполняются рельефным нанесением по глине.

Изучение исторических орнаментов начинается от изучения предметов и объектов, на которых они расположены.

Так, при изучении традиционных орнаментов, выполненных в технике вышивки, необходимо видеть все изделие, понимать его назначение, место в интерьере или быту, его связи с окружающей средой, семантику мотивов, которые будут осваиваться технически, художественный образ орнаментов, рассматривая единство формы, функции, декора, среды.

Следовательно, занятия должны выстраиваться в комплексе с изучением памятников, фольклора поэтического, музыкального.

Изучая традиционную суджанскую или кожлянскую керамическую игрушку, которые являются визитной карточной Курской керамики, студентам необходимо ознакомиться с особенностями природы, архитектуры, традициями, народным костюмом, «Тимоней», «Страданиями», которые помогут молодым людям понять жизнь, духовные и бытовые интересы людей, которые лежали в основе художественного образа, и тех, для кого это изделие предназначалось.

Молодое поколение не всегда понимает цветовую гармонию, которая присуща народному творчеству. Построенные на дополнительных цветах орнаменты передают ощущение праздника, добиваясь звонких, сочных цветовых сочетаний.

Гармоничное сочетание цветов отрабатывалось веками, что особенно хорошо прослеживается на примере традиционного народного костюма, который необходимо рассматривать не только как отдельный экспонат, а представить обучающимся, опираясь на репродукции художников и исторические фотографии: как прекрасно выглядели хороводы, которые имели преимущественно различные оттенки красного цвета на зеленых полях в окружении белых берез.

Формальное изучение никогда не даст нужного результата, не останется в сердце и памяти студента, соответственно, и своим ученикам передача информации будет еще более формальной. Тогда откуда возьмется понимание традиционной культуры и любви к своему «традиционному», а не «модному», «продвинутому» «заграничному»?

Чтобы не относиться к историческому наследию как к безвозвратно прошедшему, необходимо проанализировать и предложить варианты интерпретации изделий в современных условиях: интерьере, экстерьере, одежде и т.д.

Следовательно, изучение каждой темы по традиционному прикладному творчеству необходимо при изучении следующих условий:

  1. познакомить студентов с материалом, способствующим формированию эмоционального восприятия;
  2. выполнить обучающие и развивающие упражнения;
  3. выполнить творческое задание по теме (разработка композиционных поисков, выполнение эскиза, работы в материале).

Эти требования обуславливают методику работы над каждой темой предмета «Декоративно-прикладная деятельность в образовательной организации».

На выполнение заданий отводится не так много часов, как хотелось бы, поэтому велика роль самостоятельной работы, при выполнении индивидуального творческого задания, но только в случае заинтересованности обучающегося.

Анализ и обобщение результатов индивидуальной работы должны быть достоянием всех обучающихся в группе, а не только сдаче работы преподавателю.

Лучшие нравственные и эстетические качества наших предков, которые сохранились в искусстве, нужно прочувствовать и попробовать осуществить на практике.

В педагогической деятельности со студентами ключевым звеном является художественный образ, начиная с идеи до ее реализации – создание студентами эскиза композиции, выполнение декоративной композиции в материале, организация выставки на итоговом просмотре. Образовательное пространство, в центре которого находится студент, будущий педагог, его творческая деятельность, направляемая преподавателем-наставником, создает благоприятную атмосферу для формирования профессиональных навыков и как будущего учителя и как мастера декоративно-прикладного искусства.

Творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства понимается как:

  1. осмысленное формирование в процессе взаимодействия с историческими образцами декоративного искусства, творчеством мастеров, воплощенными в произведениях искусства и характеризующимися ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии, сотворчестве;
  2. творческая активность как деятельность особого рода по осуществлению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя осуществляется через авторское произведение декоративно-прикладного искусства;
  3. мы используем специально разработанную систему тренингов для развития творческой активности в обучении ремеслам, в том числе система постепенного развития и соответствующие каждому этапу методы;
  4. образовательная деятельность студента должна включать различные виды декоративно-прикладного искусства: ручное ткачество, лоскутная мозаика, традиционная вышивка, резьба и роспись по дереву своей страны и региона.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, уровень высшего образования – бакалавриат, направление подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ, Приказ от 04.12.2015 г. № 1426 от 11.01.2016 г. – М. – 19 с.
  2. Образовательная программа бакалавриата направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Преподавание изобразительного искусства». – Курск: КГУ. 2017.– 11 с.