Стратегии речевого поведения ведущего программы «Вечерний Ургант»

№ 1 от 2017 года
Автор: Сафонова Т. В.
УДК 81
Курский государственный университет
dotsent80@yandex.ru

Основой для выбора той или иной стратегии речевого поведения человека являются его мировоззренческие ценности и нравственные установки, а классификации речевых моделей поведения, как правило, основываются на определённых этических категориях или целевых установках (а в случае журналистского дискурса ещё и установках на жанровую природу программы) адресата.

Стратегия кооперации реализуется с помощью различных средств установления контакта, разнообразных приёмов смягчения категоричности высказываний, средств выражения позитивных эмоций и желаний в сторону собеседника и др. В основе некооперативных стратегий лежит удержание лидирующей позиции журналиста над собеседником, демонстрация негативных эмоций, ироничные замечания, речевое доминирование, манипулятивные тактики ведения беседы, вербальная и невербальная агрессия и активное навязывание собственной позиции. Необходимо отметить, что в телевизионном развлекательном дискурсе ведущими преимущественно используются кооперативные стратегии, а манипулятивные техники применяются исключительно для повышения рейтинга, а не в целях оказания давления на собеседников.

Иван Ургант является популярным ведущим развлекательных программ «Смак», «Прожекторперисхилтон», «Вечерний Ургант» на «Первом канале». Каждая из обозначенных передач имеет собственный формат и предполагает различные речевые и поведенческие стратегии ведущего, но обобщённо лингвокультурный типаж И. Урганта во всех трёх программах можно обозначить как «интеллектуальный шутник», «весельчак».

Программа «Вечерний Ургант» (выходит с осени 2012 года) является аналогом американских программ формата «Late Night Show» («Ночное шоу»). В основе этого развлекательного шоу – настроенность всех участников на юмор, с помощью которого происходит осмысление социальных и культурных событий в стране, переворачиваются определенные ценности и установки зрителей телевизионной программы. В шоу Ивана Урганта представлена масса рубрик, часть из которых менялась с момента выхода программы, другая – оставалась неизменной.

Одной из главных речевых стратегий в программе является стратегия самопрезентации. Передача начинается с так называемого «cold open», то есть сразу с информативной части до заставки, где ведущий стоит со своими гостями и представляет их в шуточной форме:

«Уважаемые телезрители! Сегодня день розыска в Российской Федерации и мы решили представить гостей так, как они числятся в картотеке. Итак, Николай Фоменко. Он же Коля Фома, Маруся, он же Коля Секрет, он же Коля Питерский, он же Коля Сарамарабу…» (01.10.2015).

После представления гостей появляется картинка с гуляющим по вечерней Москве ведущим и музыканты из группы «Фрукты», которые занимаются звуковым сопровождением программы. Далее соведущие Урганта Дмитрий Хрусталёв или Александр Гудков (попеременно) озвучивают заставку, в конце которой по-разному презентуют главного ведущего шоу Ивана Урганта:

«… За все 500 выпусков он ещё ни разу плохо не пошутил. Встречайте! Иван Ургант!» (26.06.2015);

«Он каждое утро смотрится в зеркало со словами: «Хорош, чертовка!» Встречайте! Иван Ургант!» (01.10.2015).

Основой стратегии самопрезентации является постоянное продвижение «Я-концепции» Ивана Урганта в диалогах с соведущими и гостями программы. Так, в минутном диалоге с Дмитрием Хрусталёвым ведущий произносит: «я наткнулся на ссылку», «я заплакал», «мне кажется, Гюнтер тебе не по зубам….» (12.12.2014).

Ведущий позиционирует себя как хороший семьянин, любящий отец и сын. В одном из выпусков программы Иван сообщает о трагической новости, смерти своей матери, где снимает с себя привычную маску шутника и балагура:

«… Мама была очень скромным человеком. Она никогда не давала обо мне интервью и старалась не говорить никому, что она моя мама. Но она очень гордилась мной, потому что она меня очень любила. Так же, как я любил её».

Среди способов «самопрезентации», активно используемых ведущим, можно выделить постоянную самоиронию. Так, в некоторых выпусках шоу Ургант зачитывает зрительские отзывы о программе и о себе, которые выглядят весьма нелицеприятно:

«Говорит ужасно, всегда одно и то же выражение лица! Ничего для страны не сделал, а рубит миллиарды! Наглая еврейская рожа!»

В целях создания ещё большего комического эффекта некоторые отзывы изображают на телевизионном экране с многочисленными ошибками:

«Господи уберите эту программу! Не возможно этого дурочка смотреть! Лутьше рекламму посмотреть!..» («Вечерний Ургант», выпуск от 16.04.2013).

Шутка является не только способом развлечь аудиторию, но и привлечь внимание общественности к значимым социальным проблемам через комическое:

«Был же случай, когда кот вынес из области половину денег на строительство дорог… знаменитый кот-Баюн» (12.12.2014).

Стратегия самоидентификации проявляется в достаточно частом соотнесении себя с русскими или евреями (этническая принадлежность), с ведущими «Первого канала» (профессиональная принадлежность). Так, в диалоге с Анастасией Мыскиной Ургант спрашивает:

«Я не знаю, что может разозлить тебя в студии «Первого канала» на нашей программе. Но к Малахову ты уже не успеешь сходить и подзарядиться…» (10.06.2015).

Ведущий подыгрывает гостям в студии, соглашается даже с их нелепыми высказываниями в рамках речевой стратегии солидаризации. Например, это наглядно демонстрирует диалог с В.В. Жириновским, гостем одной из программ «Вечерний Ургант» (12.12.2014):

Жириновский: Почему у Вас все музыканты в белом? Белый же является цветом девственности!

Ургант: Да, мы их и выбирали по этому принципу!

Данная стратегия особо часто реализуется при общении с детьми в постоянной рубрике «Вечернего Урганта» «Взгляд снизу». Вот как выглядит диалог ведущего с трёхлетней Ксенией, сверстницей одного из юбилейных выпусков передачи:

Ургант: «Ксения, а это шоколадка для кого?»

Ксения: «Для Вани!»

Ургант: «Давай тогда ждать Ваню!»

Пауза (ведущий принимает позу ожидания)

Ургант: «Ксения, а я, по-твоему, кто?»

Ксения: «Вы Урвгант».

Ургант: «Да, Ксения, совершенно верно. Я Урвгант!»

В программе Урганта задействованы не только гости программы, но и зрители в студии, с которыми также поддерживается шутливая тональность разговора. Так, в одной из передач ведущий представляет гостя из зрительного зла, который обратился с вопросом, а после аплодисментов сидящих в зале говорит:

«Как только в нашем зале появляется Павел, ему все хлопают… Как при Павле I» (10.06.2015).

Телеведущий использует целую палитру невербальных средств общения. Некоторые жесты Урганта являются традиционными для программы. Так, в начале передачи Ургант сжимает пальцы в кулак, демонстрируя собранность перед предстоящим выпуском. Зачастую ведущий жестикулирует только правой рукой, в то время как его левая рука находится в кармане. В некоторых случаях жесты ведущего специально направлены в сторону гостей, сидящих в студии. Так, в одной из программ Иван Ургант заходит со словами: «Сейчас я сделаю так, что вы перестанете смеяться, и настроение всем испорчу…». После аплодисментов в студии используется жест-регулятор, когда рукой, обращённой к зрителям, Иван останавливает аплодисменты и с абсолютно серьёзным лицом, сдержанный в мимических проявлениях, продолжает: «В Косово ввели санкции против россиян, и россияне остались без знаменитого косовского ничего….» («Вечерний Ургант», выпуск от 18.09.2014).

Несмотря на то, что эта фигура явно выделяется в среде других ведущих развлекательных программ непринуждённостью общения и остроумностью, некоторые шутки Урганта всё же переходят за грань. Достаточно часто это касается геополитических острот ведущего: «Через пять лет на Украине может случиться все что угодно, к власти могут прийти фломастеры» (в программе «Вечерний Ургант»), «Я порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни» (в программе «Смак»).

Таким образом, развлекательность в шоу «Вечерний Ургант» создаётся за счёт активного использования стратегии кооперации, реализуемой с помощью повышения коммуникативного статуса партнера, самопрезентации, солидаризации с героями и аудиторией шоу, приёмов создания положительной тональности общения.

Список литературы

  1. Сафонова Т.В. Особенности функционирования литературных прецедентов в социальных сетях (на примере поэтических сообществ социальной сети «ВКонтакте») // Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. 2015. № 1. URL: http://science.rfei.ru/ru/2015/1/100.html.