Позитивное одиночество Виктора Пивоварова
№ 1 от 2017 года
Автор: Куликова С. О.Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Когда речь заходит о концептуализме, в частности о русском концептуализме, перед нами возникает образ художника-бунтаря, представителя так называемого «неофициального искусства». Действительно, художнику, не пожелавшему следовать путем, раз и навсегда предопределенным государством, приходится не только сталкиваться с непониманием, но бороться за свое творчество, постоянно доказывая ценность особого видения.
Виктор Пивоваров является представителем так называемого «романтического концептуализма». В работах художника отчетливо видна сосредоточенность на внутренней, тайной жизни человеческой души; герой его картин ‒ герой романтический. Его герои одиноки, одновременно свободны и загнаны в угол внешними обстоятельствами, ведь не стоит забывать о том, когда создавались картины.
1970-1980-е – это уже не то суровое время, когда искусство, не подходящее под определение «советский реализм», уничтожалось или подвергалось опале. Несмотря на это, художники все еще создают картины в маленьких мастерских, их публика ‒ это самые близкие люди, некий приватный круг, поэтому неофициальное искусство, очень смелое по своей сути, остается искусством «для своих». Так и герои Пивоварова оказываются между свободой и запретом, решимостью и робостью, что и позволяет называть их романтиками.
Виктор Пивоваров – не только художник, но и философ, теоретик, книги которого настолько же уникальны, как он сам, как и его творчество.
«Если заглянуть еще глубже в память, то первое мое произведение я сделал раньше. Мне было лет пять. Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии… На задворках я нашел несколько лоскутков, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в них деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества.
Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась» [4; с. 7].
Для Пивоварова искусство – это лекарство от одиночества, способ воспеть одиночество. Сколько художников в истории мирового искусства находили свое утешение в творчестве, и для скольких еще живопись станет отдушиной, выходом из жестокой реальности. Недаром в текстах его книг часто употребляется слово «поэтика». Действительно, есть что-то поэтичное и в его «Меланхоликах», где перед зрителем предстают несуразные фигуры, чем-то неуловимо напоминающие работы П. Пикассо, и в его «Эйдетических пейзажах».
Итак, романтика, поэтика, одиночество ‒ вот три главные ноты, звучащие в картинах художника. Рассмотрим некоторые из его работ, наглядно иллюстрирующие эту мысль.
Людям, не связанным непосредственно с миром искусства, В. Пивоваров наверняка знаком: именно он придумал логотип журнала «Веселые картинки», проиллюстрировал советские издания сказок «Оле-Лукойе», «Черная курица» и многие другие. Однако годы шли, и Пивоварову стало «тесно» в иллюстрации. Он уже не может зависеть от чужого текста и создает свой.
Впервые текст в его картинах появляется в 1975 году в «Проектах для одинокого человека». Появление текста, по словам художника, «освобождало» картину от «закрытости», способствовало возникновению диалога между картиной и зрителем. А зритель Пивоварова ‒ это вполне определенный тип московского интеллигента, способного на диалог, на работу мысли.
Традиционно выделяют четыре ключевые темы в творчестве художника:
- Москва (циклы «Квартира 22» и «Философы, или Русские ночи»; московская поэма «Едоки лимонов»);
- детство («Меланхолики», «Избранники»);
- одиночество («Отшельники», «Проекты для одинокого человека»);
- и тема сакрального («Эйдосы с атрибутами», «Эйдетические пейзажи», «Июнь-Июль»).
Но именно тема одиночества стала ведущей в творчестве Виктора Пивоварова и нашла широкое и своеобразное отражение во многих его работах, в частности, в серии «Проекты для одинокого человека».
Любопытно, что при создании «Проектов для одинокого человека» Пивоваров обращается к такой технике, как нитроэмаль на оргалите, работает с краской, не предназначенной для живописи.
Рассматривая репродукции его работ, сложно поверить в то, что «Проекты неба для одинокого человека» или «Проекты снов для одинокого человека» были созданы в 1970-х годах ‒ кажется, будто этот проект выполнен каким-то дизайнером 2010-х, шутки ради.
Интересно, что данный цикл работ нашел отклик и у современной молодежи, казалось бы, абсолютно незнакомой с бытом москвича 70-х годов, живущей в кардинально иных условиях. Отчасти это можно объяснить распространением другого типа одиночества, связанного, прежде всего, с нехваткой живого общения и коммуникации ввиду распространения Интернета. Но в то же время одиночество присуще каждому человеку, независимо от времени, в котором он живет. Тогда и стол, стоящий посреди пустой комнаты, и квадратное окошко становятся всеобщими символами человеческого одиночества. В целом, цикл «Проектов» соотносится с идеей романтизма об одиночестве как основном условии творчества художника.
Создавая комнату для одинокого человека, Пивоваров не только иронизирует над московской, да и в целом советской действительностью того времени, но и открывает зрителю образ собственной души. Практически во всех статьях, посвященных художнику, упоминается, что «он всю жизнь рисует комнату души», и нельзя не признать справедливость данного высказывания. Искусство Пивоварова глубоко личное, честное, открытое. Он не играет со зрителем, он лишь предлагает ему подумать, самостоятельно найти ключи к своим произведениям.
Заговорив о ключах, нельзя не упомянуть «Потерянные ключи» 2016 года, выставку-интервенцию: 8 картин Пивоварова из одноименного цикла были представлены в залах ГМИИ им. Пушкина. Художник сознательно апеллировал к творчеству мастеров XV-XVI вв., благодаря чему музейный зал превратился в особое пространство, предлагая зрителю провести параллели между картинами разных эпох [1]. Здесь тема одиночества звучит по-другому как результат творческой интерпретации замысла художника, работавшего в другом веке, в другом времени. Выбор темы художник объясняет тем, что XV-XVI вв. ‒ это века становления жанра картины в искусстве. Картина отделяется от стены и обретает содержательную самостоятельность.
Ведя диалог с художниками прошлого, Пивоваров словно приглашает их в гости, однако намеренно дистанцируется от зрителя, позволяя ему заглянуть в свой мир, но не пуская внутрь.
Одиночество для Пивоварова-художника не тягостно, оно лишь часть его жизни, вполне естественная часть, как и ностальгия по ушедшим дням детства, как и размышления о сакральном. Герои его картин воспринимают одиночество как неотъемлемую составляющую собственного существования, как и подобает героям-романтикам.
Попробуем проанализировать работу «Автопортрет в юности». Сам художник говорит о том, что на написание работы его вдохновили две картины: портрет Альбрехта Бранденбургского кисти Кранаха и «Св. Иероним в келье» авторства Дюрера.
Пивоваров и сам похож здесь на монаха в келье: тяжелый стол, стена и левый край картины оставляют художнику слишком мало пространства. У зрителя появляется ощущение, что Пивоваров здесь одинок, хоть в комнате и не один, он населяет свою «келью» самыми разными животными: лев, заяц, горностай ‒ все они словно кусочки пазла, рассыпанные по картине. При сравнении картины Пивоварова с произведением Кранаха сразу бросается в глаза, что художник точно повторяет позы животных на первом плане, расположение стола и окна, изображает интерьер с той же точки зрения.
Цветовую гамму картины в целом можно было назвать довольно спокойной, даже умиротворяющей, если бы не яркая красная драпировка на краю стола. На стене позади главного героя картины висит картина «Красный круг», написанная Пивоваровым в 2007 году [5; с. 35].
Но действительно ли «художник в юности» ‒ главный персонаж картины?
Известно, что существует представление о том, что картина ‒ это окно, за которым зритель видит какой-либо мир, созданный художником. Именно пространство картины – это основной текст, который считывает зритель, и именно с пространством работает Пивоваров. Принимая правила игры, заданные теми же Кранахом и Дюрером, художник меняет пространство, сравнивая себя с постановщиком Шекспира. Пространство картины можно назвать и главным героем картины: эта та самая вышеупомянутая «комната души», которая живет своей жизнью [5; с. 12].
Еще одна работа художника, представленная в ГМИИ им. Пушкина, ‒ «След улитки». Улитка как символ интровертности, способности в любой момент укрыться от мира. Вдохновляясь картиной П.Брейгеля «Безумная Грета», в своей работе художника оставляет образ безумной женщины, но смещает акценты, обращая внимание зрителя на маленькую, почти незаметную улитку в правом нижнем углу картины. В одном пространстве совмещаются два времени: время саморазрушения человека и время улитки. Однако улитка для Пивоварова ‒ это не образ отшельничества, а символ медленного движения, противостоящего «грохочущему безумию» нашего мира [3]. Символ ускользающего мгновения и мимолетной красоты. Романтичное утверждение, не так ли?
Пивоваров не раз заявлял, что его картины следует воспринимать в совокупности с текстами. Недавно переизданная книга «Влюбленный агент» очередной раз подчеркивает важность темы одиночества в творчестве Пивоварова. Само понятие «агента» подразумевает состояние отстраненности, отчужденности от внешнего мира, которое так или иначе свойственно любому художнику. Это состояние было характерно для московских концептуалистов 70-х, в нем же пребывают и современные «деятели искусства». Но это не холодная отстранённость. Пивоваров пишет, что он «чувствователь», что аналитическое восприятие мира подавляется чувственным восприятием. Тема одиночества, пропущенная сквозь призму романтического восприятия, и рождает неповторимый стиль Виктора Пивоварова. Говоря о творчестве художника в целом, следует сказать, что живопись Пивоварова характеризуется ровной поверхностью, которая создает эффект безвоздушного пространства. Так что предметы и люди выглядят «подвешенными». Теоретические труды художника («Серые тетради», «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии», «Влюбленный агент») органично дополняют его живописные работы, поясняя их, создавая для зрителя необходимый контекст.
«Парадоксально, но я стал прямо-таки певцом позитивного одиночества», ‒ признается художник [6]. И, действительно, его картины вполне оптимистичны. Глядя на «Проекты для одинокого человека», хочется улыбнуться. Посмотрев на «Отшельников», задуматься. Одиночество Виктора Пивоварова – это не проклятье, не тягостная повинность, а изначально данная духовная ценность. Одиночеством не следует тяготиться, так как оно присуще каждому человеку от рождения. «Позитивное» одиночество – это одиночество естественное, это внутренняя доминанта каждого человека. Каждый цикл картин Пивоварова создан не для того, чтобы «встряхнуть» зрителя, это не явные грубые провокации. Напротив, призывая зрителя задуматься о том, как он живет, где, зачем, художник через иронию старается донести до человека мысль о скоротечности жизни и указать ему на ту красоту, которая окружает его каждый день, на красоту обыденности.
Автопортрет в юности. Виктор Пивоваров
Безумная Грета. Брейгель
Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского в виде св. Иеронима в келье. Лукас Кранах старший
Проект неба для одинокого человека
Проект предметов... для одинокого человека
Проект снов для одинокого человека
След улитки. Виктор Пивоваров
Список литературы
- Виктор Пивоваров. Потерянные ключи [электронный ресурс]. URL: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/pivovarov/. Дата обращения: 22.12.2016.
- Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Париж: А-Я, 1979.
- Комиссарова А. Виктор Пивоваров: «Гораздо труднее найти примеры долговременного искусства». В Москве проходит масштабная ретроспектива художника [электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/art/10577. Дата обращения: 23.12.2016.
- Пивоваров В. Влюбленный агент.- М.: Арт-гид, 2016. — 368 с.
- Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
- Рудык Александр. Правила жизни Виктора Пивоварова [электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/wil/pivovarov. Дата обращения: 22.12.2016.