Организация маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях (АО «Курский завод «Маяк»)

№ 1 от 2017 года
Автор: Черников Е. И.
УДК 339.138
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
zheche@mail.ru

В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в любой компании.

Маркетинговая деятельность должна быть направлена на долговременное существование организации, на ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг, товаров.

Переход российской экономики к рынку потребовал создания по существу нового механизма управления на всех уровнях хозяйствования.

Успех преобразований в значительной мере предопределяется созданием эффективной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, которая в условиях их полной юридической и экономической самостоятельности должна активно взаимодействовать с системой маркетинга. Маркетинг при этом становится базой принятия эффективных решений, начинает играть ключевую роль в системе управления, организации, планирования и контроля производственно-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим организацию маркетинговой деятельности на предприятии на примере АО «Курский завод «Маяк».

Организационная структура АО «Курский завод «Маяк» представляет собой совокупность подразделений производственного, торгового, вспомогательного и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе разделения труда внутри предприятия.

Бюро маркетинга завода «Маяк» является самостоятельным структурным подразделением завода «Маяк» и подчиняется заместителю директора завода по маркетингу и сбыту.

В своей работе бюро маркетинга руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями руководства завода, инструкциями вышестоящей организации, действующей НТД по направлениям деятельности бюро, планами работ и положениями о бюро.

Основные цели работы бюро маркетинга:

  • обеспечение стабильного сбыта продукции на рынке за счет изучения динамики спроса;
  • выход на зарубежный рынок за счет прямых контактов с иностранными партнерами;
  • ориентация и приспособление деятельности завода к условиям современного рынка;
  • удовлетворение требований покупателей;
  • снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет рационального использования потенциала завода;
  • внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений завода.

Функциями бюро по направлению информационно-рекламной деятельности являются анализ рынка на предмет текущих и перспективных потребностей существующих и потенциальных потребителей, а также организация и реализация мероприятий по стимулированию сбыта, рекламных мероприятий, участия в выставках, ярмарках по продаже готовой продукции, поддержание положительного имиджа завода «Маяк».

Также бюро маркетинга осуществляет функции по планированию производства новой техники и сервисных услуг. Изучаются достижения науки и техники в тех сегментах рынка, где представлена продукция завода «Маяк», разрабатываются предложения по диверсификации и освоению новых видов продукции и нового сервиса на основании проведенных маркетинговых исследований и тенденций развития рынка.

Маркетинговая деятельность на заводе «Маяк» осуществляется следующим образом.

Шаг 1. Бюро маркетинга собирает информацию по различным направлениям (по результатам исследований рынка, спроса и сбыта, по опыту эксплуатации изделий производства предприятия на объектах потребителя, отчётов по результатам испытаний и эксплуатации, по результатам выставок, ярмарок, деловых поездок и пр.). Собранные документы регистрируются.

Шаг 2. Начальником бюро маркетинга направляются служебные записки другим структурным подразделениям предприятия с информацией о необходимости выдачи заключения по техническим требованиям потенциального заказчика.

Шаг 3. Структурные подразделения предприятия прорабатывают требования заказчика на предмет возможности их выполнения.

При получении заявки от потенциального заказчика и необходимости выполнения особых его требований в части обеспечения технических параметров, эксплуатационных характеристик и прочих документированных требований в заявке бюро маркетинга информирует об этом руководство предприятия, которое адресует заявку в соответствующие службы предприятия.

В случаях необходимости принятия коллективного решения относительно возможности удовлетворения требований заказчика, бюро маркетинга организует и согласовывает взаимодействие относящихся к делу служб.

Шаг 4. Бюро маркетинга регистрирует: результаты проработки технических требований заказчика службами предприятия в части обеспечения и проверки качества, информацию по выпускаемой продукции и опыту эксплуатации, формирует, документирует для использования на дальнейших этапах проработки заявки заказчика.

В случаях невозможности выполнения требований заказчика (потребителя) в части обеспечения и/или контроля качества Бюро маркетинга оформляет аргументированный отказ.

Шаг 5. Перед заключением контракта (договора) с покупателем Бюро маркетинга должно провести анализ договора в соответствии со Стандартом организации. Пункты договора обговариваются с потребителем, после чего договор подписывается в двух экземплярах представителями покупателя и завода «Маяк».

Шаг 6. Производится регистрация поступающих от потребителя уведомлений, претензий, рекламаций в журнале произвольной формы. В бюро маркетинга направляются сведения о поступивших претензиях, рекламациях в соответствии с 7.21 СТО 10.03-13-02 ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за квартальным.

Ежеквартально бюро маркетинга проводит оценку результативности по показателям, приведенным в паспорте (карте) процесса. Заполняется карта процесса в двух экземплярах, один из которых передается в Службу качества.

Бюро маркетинга осуществляет обратную связь с потребителем.

Начальником Бюро утверждается план проведения рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию сбыта, принимается решение об участии в выставках и ярмарках, посвященных продукции предприятия.

Для выхода на новые рынки сбыта и продвижения выпускаемой продукции, услуг с целью развития производства и наращивания его объемов, расширения рынка сбыта АО «Курский завод «Маяк»» неоднократно участвовал в специализированных выставках, выставках-ярмарках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России для продвижения ТНП, энергосберегающей продукции и медицинской техники.

Участвуя в таких выставках, специалисты завода изучают родственную продукцию, выпускаемую другими предприятиями, принимают меры к повышению качества и конкурентоспособности заводской продукции.

Бюро маркетинга путём опроса, анкетирования, личных контактов, переписки и пр. осуществляет постоянную связь с потребителями и заказчиками. Для использования в последующей работе с потенциальными потребителями и заказчиками формируется банк данных.

Всю информацию, относящуюся к применению продукции и к её качеству, сотрудники бюро маркетинга должны анализировать, сравнивать и доводить до сведения службы качества. Необходимые данные заносятся в электронные базы данных.

Анализируя маркетинговую деятельность на заводе «Маяк», можно отметить, что она строится с учетом рыночных требований на взаимодействии всех структурных подразделений организации. Бюро маркетинга организует такое взаимодействие и регулирует в рамках своих компетенций производственно-сбытовую деятельность организации. Это продиктовано как специализацией предприятия, так и его рыночным позиционированием: наукоемкие изделия требуют организации высокотехнологичного производства и тщательного планирования сбыта. Основными клиентами завода «Маяк» являются крупные предприятия различных отраслей российской промышленности.

Особенностью деятельности завода «Маяк» является наличие обширной клиентской базы. Со многими предприятиями завод «Маяк» работает на протяжении нескольких лет и даже десятилетий. Это, несомненно, накладывает свой отпечаток на маркетинговую деятельность завода и требует действий по поддержанию добропорядочных партнерских взаимоотношений с клиентами. В то же время ведется постоянная работа по поиску новых рынков сбыта. Большое значение имеет участие завода «Маяк» на специализированных ярмарках, выставках и конференциях.

Однако нельзя не отметить излишнюю централизованность в организации маркетинговой деятельности на заводе. Маркетинг во многом строится по шаблонам и утвержденным схемам, что нередко исключает творческую составляющую в работе.

Список литературы

  1. Сыров В.Д. Диффундирование маркетинга в производство промышленного предприятия. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 100 с.
  2. Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
  3. Смирнов К.А., Никитина Т.Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 166 с.
  4. Жукова Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 197 с.