Формирование профессиональных компетенций обучающихся организаций среднего профессионального образования в рамках профессиональных модулей

№ 1 от 2017 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 377.5.02:37.016
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

Современные требования экономики существенным образом изменили взгляд на систему как высшего, так и среднего профессионального образования. Эти требования нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования. В настоящее время основным показателем уровня квалификации выпускника системы среднего профессионального образования является его профессиональная компетентность. Как показал опыт, именно она демонстрирует уровень реальной подготовки по специальности.

По мнению разработчиков ФГОС СПО, эта важнейшая составляющая процесса образования должна включать в себя содержательный и процессуальный компоненты, а они в свою очередь связывают умения и навыки, которые и формируют конкретную профессиональную компетенцию. Обозначенные требования ФГОС СПО мобилизуют образовательные организации к непрерывному совершенствованию системы обучения.

Более чем 20-летний опыт работы в системе СПО показывает, что проблемой прежних стандартов являлась их многопредметность, достаточно часто встречающаяся перезагруженность терминами, недостаточная дифференциация обучения, ориентирование на «среднего» обучающегося.

Современный стандарт позволяет решать отмеченные проблемы, в частности, при помощи профессиональных модулей. Профессиональный модуль может быть представлен одним или несколькими междисциплинарными курсами. На наш взгляд, введение в учебные планы специальностей профессиональных модулей позволяет сократить многопредметность, уйти от избыточного количества «уметь» и «знать», присутствующих в учебных дисциплинах, сконцентрировать внимание обучающегося и обучаемого на формировании профессиональных компетенций, соответствующих основным видам деятельности. В свою очередь, каждый вид деятельности четко регламентирует, какими профессиональными компетенциями он обеспечивается. В этом мы видим рациональное зерно, т.к. предметные (цикловые) комиссии решают, какие междисциплинарные курсы следует включать в тот или иной профессиональный модуль, учитывая потребности рынка труда и работодателей

Например, по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) в профессиональной образовательной организации ассоциации «Региональный финансово-экономический техникум» профессиональный модуль ПМ.01 Обработка отраслевой информации обеспечивается следующими междисциплинарными курсами: «Моделирование бизнес-процессов», «Системы электронного документооборота», «Базы данных». Такой подбор междисциплинарных курсов профессионального модуля ПМ.01 Обработка отраслевой информации объясняется учетом потребностей рынка труда и работодателей – где будет трудоустроен техник-программист, например, в нашем регионе. Это различные торговые организации, организации здравоохранения, управления электросетей, управления строительства и т.д. Т. е. там, где необходимо в полном объеме осуществлять моделирование бизнес-процессов, владеть различными системами электронного документооборота, уметь создавать различные базы данных.

Так, в ходе изучения междисциплинарного курса «Моделирование бизнес-процессов» обучающимся, например, предлагается смоделировать процесс «Услуги». Ставится задача: обратившийся на сайт поставщика услуг клиент обязан заполнить заявку, в которой указывает вид услуги, дату и время ее оказания, свои контактные данные. Техник, обслуживающий сайт, проверяет заполненную заявку, формирует заказ на получение услуги, в случае, если заказанные клиентом дата и время заняты техник ищет ближайшие свободные дату и время и сообщает информацию клиенту телефонным звонком или sms-сообщением.

Используя нотации отображения хода выполнения процесса, логические операторы, обучающиеся строят диаграмму бизнес-процесса, осуществляя при этом анализ функций, создающих некоторое событие. Для документов, информационных и материальных потоков используются графические обозначения, в которые также включается и программное обеспечение, базы данных (их называем элементами информационной системы).

Таким образом, в рамках данного междисциплинарного курса обучающиеся приобретают навык обоснованно выбирать программное обеспечение обработки информационного контента в соответствии со спецификацией данного ПО, сохранять и передавать информационный контент в соответствии со спецификацией выбранных носителей информации.

Системы электронного документооборота (СЭД) – следующий междисциплинарный курс, рассматриваемый в ходе изучения профессионального модуля ПМ.01 Обработка отраслевой информации. В частности, в теоретической части данного курса обучающиеся знакомятся с необходимостью электронного документооборота в организации как более эффективного способа управления, наблюдения за деятельностью организации, ее сотрудников. Эта система позволяет оперативно рассылать распоряжения, уведомления сотрудникам, систематизировать работу с документами, формировать поручения руководства организации сотрудникам. Обучающиеся в ходе практических занятий получают навыки ведения журналов, справочников, классификаторов, формирования поручений, поиска и подписания документов, формирования отчётов на основе имитационных ситуаций, моделей. Одной из функций СЭД является возможность использования СУБД для хранения данных, что еще раз подчеркивает важность выбора в данном профессиональном модуле в качестве междисциплинарного курса «Базы данных». Важной функцией данного междисциплинарного курса является формирование у обучающихся умений работы с документами, т.е. делопроизводство, т.к. именно документ является единицей хранения информации в СЭД. В ходе практических занятий, в период прохождения учебной практики по данному профессиональному модулю обучающиеся выясняют, что формирование документооборота возможно разными способами: электронной почтой, различными приложениями, другими системами и бумажными носителями. Это требует от обучающихся умений в выполнении сканирования документов. В теоретической части междисциплинарного курса обучающиеся знакомятся с понятием электронной цифровой подписи и ее ролью в СЭД.

При изучении рассматриваемого междисциплинарного курса обучающиеся приобретают навыки работы с пакетами ПО общего назначения, а также осваивают работу с периферийными устройствами ПК. Для закрепления навыков обработки динамического контента обучающиеся создают звукозапись на основе стандартных средств Windows.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) в учебный план специальности включена учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления», требования к обучающимся в которой в контексте умений пересекаются с умениями, определяемыми ПМ.01 Обработка отраслевой информации.

Таким образом, в ходе изучения междисциплинарного курса СЭД обучающиеся приобретают умения в допечатной обработке информационного контента, могут обрабатывать растровые и векторные изображения, работать со специализированным оборудованием обработки статического и динамического информационного контента и др.

Рассмотрение междисциплинарного курса «Базы данных» позволяет обучающемуся облегчить решение различных производственных задач – координировать сведения о заказах покупателей на определенный товар от различных производителей, имея различные сведения о заказчике (покупателе), осуществлять запросы на поиск требуемой информации, запросы, которые не только вставляют в базу новые сведения, но и обновляют или удаляют имеющиеся в базе данные. На наш взгляд, изучение этого междисциплинарного курса способствует оптимальному решению различных производственных задач: не нужно вручную заниматься проверкой свойств какого-либо объекта в базе, если использовать область «Зависимости объектов – таблиц, форм, запросов, отчетов и их взаимодействие».

Знания и умения, приобретенные в ходе изучения теоретического материала и во время практических занятий, обучающиеся закрепляют в период прохождения учебной практики.

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Положения «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [2] и рабочей программы профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» [3].

Учебная практика, проводимая на основе рабочей программы, контролируется преподавателями профессионального цикла и профессиональных модулей. Наряду с общими заданиями на учебную практику обучающийся выбирает из предложенных тем индивидуальное задание, которое он должен выполнить и представить в качестве приложения к отчету по учебной практике. Формы представления индивидуальных заданий различны: в форме текстового эссе (текстовой файл), презентация, звуковой файл.

В отчетах по учебной практике обучающиеся обязаны четко указать виды деятельности, освоенные ими в период учебной практики.

Формой текущего контроля по учебной практике является зачет, который выставляется не только на основе сданного отчета и индивидуального задания, но и ответов студентов на контрольные вопросы по прохождению практики.

Важной особенностью ФГО СПО является завершение изучения профессионального модуля квалификационным экзаменом, который проводится совместно всеми преподавателями междисциплинарных курсов. Квалификационный экзамен позволяет выявить не только качество подготовки обучающихся по междисциплинарным курсам, но и определить уровень овладения профессиональными компетенциями обучающихся.

Напряженная экономическая ситуация, связанная с сокращением производств, сложностью в трудоустройстве, требует от выпускников средних специальных образовательных организаций быть по-настоящему конкурентоспособными на рынке труда, а этого возможно достичь только при помощи высокой профессиональной компетентности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) [электронный ресурс]. URL: http://fgos-spo.
  2. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru.
  3. Рабочая программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» [Текст] / сост. Е.А. Петрик; Региональный финансово-экономический техникум. – Курск. 2016. – 364 с.