Некоторые аспекты научной деятельности церковно-археологических комитетов Центрального Черноземья на рубеже XIX–XX вв.

№ 1 от 2017 года
Автор: Пронина Т. Д.
УДК 93/94
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
t_pronina@mail.ru

Одно из важных мест в научной и культурной жизни Центрально-Черноземного региона России на рубеже XIX–XX вв. занимали церковно-археологические комитеты. Воронежский и Тамбовский комитеты и Курское епархиальное историко-археологическое общество, возникшие в разное время, имели общие цели, структуру и направления деятельности.

Воронежский церковный историко-археологический комитет был открыт 31 января 1901 г. Председательствовал – Его Преосвященство Анастасий, епископ Воронежский и Задонский. Председателем комитета был избран секретарь духовной консистории, исследователь истории края А.М. Правдин. Помимо Правдина, в состав комитета вошли известные в Воронеже исследователи старины: П.В. Никольский, Н.И. Поликарпов, М.И. Былов, С.Е. Зверев и др. Основной целью комитета являлось «охранение и изучение памятников старины, относящихся к церковно-религиозной жизни в епархии» [2;С.3]. Для достижения этой цели комитет занимался описью архивных материалов, изучением этнографического и фольклорного материала, распространением исторических знаний среди населения региона, а также созданием музея и библиотеки. «Только возбуждение интереса к истории и археологии и знакомство с этим делом могут создать надежный оплот для сохранения и истинную заботу о правильной разработке уцелевших еще памятников старины» [2;С.9], – отмечалось на открытии комитета.

При Курской ученой архивной комиссии, начиная с ноября 1903 г., действовала церковно-археологическая комиссия, преобразованная в 1912 г. в епархиальное историко-археологическое общество. Этим же годом (1912 г.) датируется и образование Тамбовского церковно-археологического комитета.

Реальная деятельность церковно-археологических комитетов Центрально-Черноземного региона складывалась из нескольких направлений: подготовка научно-популярных исследований по вопросам церковной истории и археологии, организация епархиальных музеев и библиотек, собирались сведения о развитии церковной жизни в епархиях Центрального Черноземья, об истории церквей и монастырей, создавались документальные историко-статистические описания церквей и приходов провинциальных епархий. Деятельность комитетов является бесценным вкладом в развитие отечественной исторической науки и возрождением культурного наследия прошлого.

К одним из интересных направлений в деятельности членов церковных историко-археологических комитетов Курской и Тамбовской губерний относится сбор сведений и изучение деятельности знаменитого чудотворца Серафима Саровского, родившегося в Курске, а последние годы жившего в Саровской обители на границе Тамбовской и Московской губерний. В 1903 г. во многих городах России, в т.ч. в Курске и Тамбове, проходили торжества, посвященные его памяти. Члены комиссий Тамбова и Курска работали в тесном контакте. Тамбовская комиссия просила сообщить ей сведения о ближайших родственниках Саровского на основании местных архивных документов. Члены Курской комиссии собирали материалы для жизнеописания С. Саровского, чтобы увековечить память о своем уроженце, великом подвижнике, который оказал огромное воздействие на духовное и нравственное самосознание русского народа.

Тамбовская комиссия передала в дар Курской материалы по истории Саровской пустыни. Член Тамбовской комиссии Н.И. Орлов опубликовал материалы по истории Тамбовской Епархии, сказание о первом жительстве монахов, очерки из истории Саровской пустыни. На заседании комиссии в декабре 1903 г. был заслушан доклад Ф.С. Соколова о преподобном С. Саровском, в котором автор представил новые данные его жизнеописания, документально установил фамилии и имена родителей, их происхождение. Член Курской комиссии Г.Н. Бочаров, собрав материал о родословной С. Саровского, сделал сообщения на ее заседаниях в мае 1906 г. и в октябре 1909 г. Члены историко-археологического комитета отметили ценность этого труда, основанного на первоисточниках. Такое сотворчество членов комиссий способствовало результативному изучению жизни великого подвижника русской церкви [4;С.89].

Члены церковных историко-археологических комитетов и ученых архивных комиссий направлялись для проведения научных исследований в губернии Центрального Черноземья. Так, для изучения диалектов населения Курской губернии и некоторых древних памятников был командирован профессор Н.Г. Халанский, для исследования церковных и монастырских архивов – профессор А.С. Лебедев, для изучения церковных древностей – профессор Е.К. Редин. Обобщением результатов их работы явились исследования, вызвавшие интерес на XII Археологическом съезде, проходившем в августе 1902 г. в Харькове.

Профессор Н.Г. Халанский сделал несколько докладов и сообщений о диалектах населения Курской губернии, о палеонтологических находках в Щигровском уезде и о Краснополянском голубце Щигровского уезда, о пещерах Новооскольского уезда и о Путивльских древностях. Н.И. Алякритский подготовил материалы о курганах и городищах Дмитриевского уезда. Профессор А.С. Лебедев занимался архивами Коренского, Рождественского, Путивльского, Молченского, Рыльского, Николаевского, Курских Знаменского и Троицкого монастырей, Глинской и Сафроновой пустыни, Курской духовной консистории, хранивших ценные материалы по истории ересей и иконографии, быта монастырей XVIII века.

Церковные историко-археологические комитеты Центрального Черноземья внесли большой вклад и в работу следующего VIII Археологического съезда, к которому был подготовлен общий обзор архивов Воронежской епархии, археологическая карта Курской губернии с описаниями к ней.

Членами Епархиального историко-археологического общества, проводившими научные исследования совместно с Курской ученой архивной комиссией, были опубликованы интересные материалы по истории церковных учреждений: Н. Сенаторский исследовал историю Курского Знаменского монастыря и Курской чудотворной иконы Знамения, А.А. Танков изучил древние церкви Курска, Г.И. Булгаков дал описание внешнего вида Знаменского монастыря, Н.И. Златоверховников, кроме истории Знаменского монастыря и Коренной пустыни, составил историю монастырей и храмов г. Белгорода и уездов Курской губернии.

Таким образом, церковные историко-археологические комитеты осуществляли широкие научные исследования и выполняли значительную по объему просветительскую работу. Большая роль отводилась сохранению и изучению памятников искусства и истории, что оказало влияние на формирование гражданского сознания, нравственной и духовной культуры населения Центрального Черноземья [3]. Опыт деятельности комитетов особенно важен в наше время – время культурного перелома, рождения «нового» понимания и отношения к духовному наследию и воспитания чувства патриотизма [1].

Список литературы

1. Амоскин А.С., Пронина Т.Д., Яковлева М.К. Прогрессивные педагогические традиции: история и современность (на материалах Курской области). Курск, 2012. – 273 с.
  2. Открытие Воронежского церковного историко-археологического Комитета. Воронеж, 1901.
  3. Пронина Т.Д. Использование регионального материала при формировании содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. № 3(9). URL: http://science.rfei.ru/ru/2015/3/117.html
  4. Пронина Т.Д. К вопросу о деятельности церковно-археологических комитетов на рубеже XIX – XX вв. (на материалах Центрально-Черноземного региона) // Экономика и социум: современное состояние и перспективы: Сб. науч. трудов / Под общей редакцией С.Л. Аксенова. – Курск, 2006. С. 88 – 90.