Требования к организации оптимальных условий учебного процесса на уроках изобразительного искусства

№ 3 от 2016 года
Автор: Щербакова В. Ю.
УДК 373.1
Курский государственный университет
vera.kursk@list.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения кардинально изменил требования к позиции школьника в образовательном процессе. В соответствии с требованиями новых стандартов изменилась миссия школы. Произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения новых способов действий.

Сложившиеся условия диктуют изменения в деятельности учителя, готовящего подрастающее поколение к новым условиям жизни. Следовательно, подготовка учителя к урокам, их организация и проведение должны соответствовать новым требованиям времени.

В соответствии с фундаментальным ядром содержания образования и на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, главная задача, стоящая перед учителем школы, – это творческое развитие личности ребенка.

В решении проблемы художественного образования и воспитания школьников, их творческого развития особая роль принадлежит урокам изобразительного искусства, на которых дети учатся видеть и понимать прекрасное как в окружающей их жизни, так и в произведениях изобразительно-пластического искусства, учатся с помощью образного языка искусства воплощать замыслы и чувства в творческие работы.

Как известно, успех любой деятельности зависит от ее организации. Получение запланированных учителем результатов деятельности школьников на уроке тем более не возможно без тщательно продуманной методики его ведения и без четкого представления педагогом композиции будущего урока. Здесь решающая роль принадлежит используемой образной наглядности – зрительному, музыкальному, литературному ряду, а также времени и месту включения этой образной наглядности в образовательный процесс.

На уроках изобразительного искусства процесс творческого развития опирается на развитие наблюдательности и фантазии ученика, на решение им задач самостоятельного создания художественного образа как выражения своего отношения к реальности.

Задача развития художественно-образного мышления школьника должна всегда обеспечиваться характером используемого на уроке обучающего материала, а также системой творческих заданий, позволяющих уходить от решения заданий по образцам и заданным стереотипам.

Роль учителя изобразительного искусства является определяющей в процессе приобщения школьников к искусству, в развитии творческого начала, в воспитании и формировании ценностных личностных качеств подрастающего поколения, так как именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена школьниками, а прожита, т.е. пропущена через чувства, душу ребенка, ведь только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. В этом школьнику необходим творческий опыт, и учитель искусства как никто другой должен и может создать соответствующие условия для приобретения этого опыта.
В обеспечении благоприятных условий для художественно-творческой деятельности школьников и для решения поставленных целей и задач урока особая роль принадлежит грамотному использованию учителем разнообразной наглядности, являющейся источником накопления творческого опыта, опыта эмоционально-ценностных отношений, а также важным средством активизации образного мышления.

Использование на уроке разнообразных средств наглядности способствует развитию ассоциативного, образного мышления, творческого воображения школьников, является основой для постижения художественного профессионального опыта, особенностей языка различных жанров и видов искусства и служит регулятором их творческой активности при выполнении самостоятельной работы по закреплению изученного материала.

Само наличие наглядности на уроке еще не решает стоящих перед учителем на уроке проблем по реализации целей и задач урока. В учебном процессе важным является умение педагога подобрать зрительный ряд в необходимом количестве и вариативности, а также умение грамотно организовать активный процесс его восприятия школьниками.

Так, если перед школьниками стоит задача композиционного решения работы, то при восприятии зрительного ряда педагогу следует обратить внимание учащихся на особенность композиции, ее обоснованный выбор для передачи главной идеи автора. При цветовом решении, анализируя работы художников, учитель должен делать акцент на значение цвета и колорита как важных средств художественной выразительности в создании художественного образа и т.п.

Продуманный подход к подбору и использованию наглядности позволит педагогу создать на уроках изобразительного искусства оптимальные условия, которые помогут получить планируемые результаты, а в конечном итоге реализовать творческий потенциал ребенка при решении художественно-творческих задач.

Задача развития художественно-образного мышления школьника должна всегда обеспечиваться характером используемого на уроке обучающего материала, а также системой творческих заданий, позволяющих уходить от решения заданий по образцам и заданным стереотипам.

Таким образом, особая роль на уроках изобразительного искусства принадлежит зрительной наглядности, которая является доминирующим средством – средством обучения, на базе которого школьники осваивают основы изобразительной грамоты, учатся грамотно воспринимать произведения изобразительного искусства, их анализировать и понимать.

Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Освоение школьниками средств художественной выразительности: формы, пропорций, пространства, светотональности, цвета, линии, объем, фактуры материала, ритма, композиции – невозможно без восприятия соответствующего визуального ряда. Учитель изобразительного искусства должен помочь школьникам правильно воспринимать произведения искусства и окружающий его мир.

Умение воспринимать произведения искусства и явления действительности «глазами художника» является важной задачей уроков изоискусства.

Известный художник С.М. Даниэль в своей работе «Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя» пишет, что … обучение восприятию есть одно из важнейших условий воспитания человеческого в человеке [2]. «Восприятие картины сложнее, чем литературы, музыки. …Музыкальное произведение, литература дарят нам новые впечатления с помощью звуков, нот, текста. Картину мы видим – статично, воспринимаем всю сразу. Картина вся сразу перед вами. Она не меняется. Меняться следует зрителю» [2, с. 18].

«Восприятие картины – это диалог автора со зрителем» [2, с. 9]. «Искусство изображения неотделимо от искусства видеть. Вот почему картина может служить прекрасной школой восприятия. Как в восприятии, так и в изображении сказывается накопленный опыт, принимает участие память» [2, с. 18]. Запас впечатлений служит, в свою очередь, развитию воображения. С точки зрения художника, слово «видеть» близко по смыслу значению слова «понимать» [2, с. 19].

Эти высказывания художника свидетельствуют о важности воспитания на уроках грамотного зрителя, умеющего воспринимать произведения искусства и общаться с ними.
Таким образом, от того как учитель, в соответствии с темой и целью урока, сумеет грамотно подобрать зрительный ряд (в виде произведений искусства), а в нужный момент организовать их восприятие, активизируя мыслительную деятельность школьников вопросами, при этом создавая проблемные ситуации и побуждая диалоговое общение, будет зависеть решение учебно-познавательных и учебно-практических задач урока, получение планируемых результатов урока.

Процесс обучения всегда должен быть организован как активная мыслительная деятельность обучающегося. Конечный результат этой деятельности – открытие новых для учащегося знаний, умений, формирование компетенций – и есть реализация целей современного урока, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Следовательно, включая в образовательный процесс визуальный ряд, организуя диалоговое общение, используя современные виды и формы деятельности на уроке, мы способствуем развитию познавательной активности, коммуникативной компетенции и творческих технико-технологических умений, побуждаем школьников осуществлять регулятивные функции, проводить оценочные суждения, учим формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения. Все это, несомненно, оказывает влияние на становление личностных характеристик школьника, умеющего творчески и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир.

Список литературы

№ Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5- 8 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 176 c.
№ Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
№ Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учеб. для студ.учреждений высш. проф. образования. – М.: Изд. центр Академия, 2013. – 336 с.