Теоретические и методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма управления агропромышленным комплексом

№ 3 от 2016 года
Автор: Праведникова Е. Ю.
УДК 338.431.8
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
jansi@mail.ru

Неотъемлемой составляющей хозяйственного механизма являются экономические методы, посредством которых осуществляется воздействие органов государственного управления агропромышленным комплексом на сельхозтоваропроизводителей с целью выпуска необходимой сельскохозяйственной продукции при минимальных затратах. Общественные интересы должны быть напрямую увязаны с интересами сельхозтоваропроизводителей, при этом общность таких интересов может быть обусловлена через экономические методы. В противном случае, имеет место снижение объемов производства востребованной сельскохозяйственной продукции [4].

Говоря о ключевых направлениях регулирования организационно-экономического механизма управления агропромышленным комплексом, необходимо выделить, во-первых, установление тотального контроля над предприятиями-монополистами, во-вторых, развитие и совершенствование конкуренции в сфере малого предпринимательства, в-третьих, принятие мер по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в-четвертых, всестороннее структурное реформирование экономики, в-пятых, создание условий по привлечению в процесс приватизации инвестиций.

Затрагивая экономические факторы, выделяют передачу частному сектору на определенных условиях производственных фондов с целью эффективного применения трудового и интеллектуального потенциала работников. Такая практика может быть осуществлена через последовательное внедрение организационно-экономического механизма управления агропромышленным комплексом, который как напрямую влияет на производственные результаты, так и стимулирует природные, социально-экономические, материально-технические, технико-экономические и иные факторы.

Сущность социально-экономических методов управления агропромышленным комплексом сводится к созданию благоприятных экономических и правовых условий, при которых трудовые коллективы организуют свою деятельность в заданном направлении и достигают поставленных целей в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами [5, 9].

В этом контексте определяются следующие составляющие, такие как премиальные выплаты, фонд оплаты труда, ставка кредитования, лизинговые проценты, амортизация материальных ценностей, основные методы экономического анализа и прочие.

Кроме того функционирование агропромышленного комплекса подвергается влиянию значительного количества внешних экономических факторов. Нельзя не упомянуть о том, что воздействие оказывают распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам, стратегии конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, научно-технологическое развитие АПК, ограниченность финансовых ресурсов, ситуация на финансовом рынке и т.д.

Влияние каждого из вышеперечисленных факторов на систему управления в целом будет разносторонним. Такие инструменты, как финансирование из государственного бюджета, кредитование, страхование и прочие оказывают опосредованное воздействие на систему управления. Оплата труда, премирование и дополнительные выплаты влияют напрямую [1, 4].

Дифференцированное ценообразование — это базовый показатель экономических отношений и неотъемлемый фактор повышения эффективности производства. Таким образом, первостепенное значение в развитии экономических отношений принадлежит решению проблемы диспаритета цен, что предполагает государственное участие в процессе ценообразования.

Поскольку операции по размещению движимого и недвижимого имущества, специально приобретаемого лизинговой компанией и предоставляемого в аренду другим организациям, являются одним из способов финансирования, на сегодняшний момент система лизинговых операций нуждается в безотлагательном совершенствовании [3].

В управлении социально-экономическими процессами доминирующее положение должно занимать государство, что подтверждается опытом многих стран, прошедших этап строительства рыночной экономики. Основываясь на юридической, социально-экономической, образовательной и прочей деятельности государственных органов, вмешательство государства в систему управления должно способствовать созданию эффективного инструмента регулирования механизма взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка, а также рациональному реформированию [2].

Мы считаем, что государственное воздействие должно быть ограниченным и находится в прямой зависимости от социально-экономической политики государства. Однако необходимо иметь в виду эффективность механизма взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка. Таким образом, государственное регулирование следует рассматривать в пределах строго определенных целей, принимая во внимание тот факт, что основные цели и положения государственного регулирования в сфере аграрного производства формируются аграрной стратегией, имеющей временные ограничения.

Характерной чертой перехода от плановой экономики к рыночной является кардинальное изменение значения экономических инструментов, механизмов и степени их влияния на сельскохозяйственное производство. Основываясь на таком положении, определим экономические рычаги как ключевые регуляторы механизма взаимодействия государства и сельскохозяйственного производства.

Система экономических рычагов гораздо сложнее административных, что весьма затрудняет функционирование организационных структур управления. Ключевую роль здесь играет выбор надежного инструмента управления по обеспечению устойчивого развития АПК. Одним из немаловажных факторов эффективного функционирования агропромышленного производства является создание результативного организационно-экономического механизма управления.

С точки зрения экономической теории регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно-территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванные обеспечить интересы регионального развития. Роль региона как объекта управления значительно усиливается в условиях суверенизации регионов и перехода к рыночной экономике. Вся ответственность за непосредственное внедрение экономических реформ переносится на регионы, а результат развития рыночных отношений находится в зависимости от отношения местных органов управления.

За все время существования СССР региональная структура управления перенесла значительные изменения, которые в целом не оказали серьезного воздействия на рост эффективности экономики. При этом, что касается органов местного самоуправления, политика в отношении них менялась многократно.

Вышеописанный процесс протекает достаточно сложно и затруднительно, что подтверждается обострением экономического кризиса в большей части российских регионов.

В условиях формирования и развития рыночных отношений в регионах появилась потребность реформирования механизма хозяйствования, перехода на новые экономические методы управления экономикой.

В крупных регионах появляются крупные объединения – предприятия, организации, агрофирмы, первостепенными задачами которых выступают создание благоприятных условий для функционирования экономики, сокращение производственных потерь, реализация научных идей и научно-технических достижений.
Поднимая вопрос модернизации структуры управления, следует обозначить сущность понятия и структуры управления. В качестве организации управления выступает сочетание действий и процессов, направленных на создание необходимых органов управления, организацию их устройства, а также распределение полномочий и ответственности между ними.

Разные агропромышленные предприятия представляют разнообразные управленческие структуры.

Наиболее распространенной и адаптированной структурой является та, в которой центральный орган управления представляет собой уполномоченную комиссию, представляющую интересы трудовых коллективов. Такая экспертная комиссия осуществляет выборы Совета во главе с руководителем — генеральным директором, которые формируют аппарат управления.

Изучение системы управления агропромышленными предприятиями в регионах России дает возможность сформулировать выводы о масштабах управленческого аппарата, недостатках в его функционировании, необходимости его реорганизации, определении направлений реформирования в управлении региональным агропромышленным комплексом.

Эффективное реформирование агропромышленных предприятий подразумевает ослабление содействия в части получения государственной помощи. То есть имеется в виду переориентация на поэтапное сокращение прямых субсидий сельскохозяйственному сектору, четкое ограничение размеров централизованных кредитов и инвестиций.

Предприятия несут ответственность за социальную инфраструктуру, находящуюся на их балансе, принимают участие в обеспечении населения недорогими потребительскими продуктами и товарами и способны оказывать содействие в продвижении товаров на внутренний и внешний рынок. Таким образом, руководящие структуры должны содействовать предприятиям в их переходе к рыночной экономике. Прежде всего это касается содействия в реализации энергосберегающей политики, кроме того имеется в виду организация информационного центра, обрабатывающего материалы по спросу и предложению продовольственных товаров. Исполнение реформы в системе управления предполагает внесение необходимых структурных изменений, касающихся методов организации и управления в агропромышленном комплексе.

В заключение представляется возможным обозначить ключевые направления, которые необходимо учитывать при проведении в дальнейшем административной реформы:
во-первых, формулирование основных положений структуры рабочих процессов и комплектования аппарата;
во-вторых, обеспечение трансформации аппаратных функций применительно к изменившимся условиям;
в-третьих, поддержка организаций, оказывающих первостепенные услуги экономического и технического характера АПК;
в-четвертых, переосмысление задач и функций управления агропромышленным комплексом, связанное с повышением самостоятельности предприятий.

Список литературы

  1. Гаврилюк Н. Экономическая модель управления многоотраслевым производством // АПК: Экономика, управление. 2000. № 11. С. 62-66.
  2. Гумеров Р. Аграрная политика: от диктата либералистских догм к экономическому прагматизму // Российский экономический журнал. – М.: Финансы и статистика, 2003. N2. С.41-42.
  3. Григорьева Е. Аграрная политика Канады // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. № 5. С. 37-46.
  4. Дулевска Г. Агропромышленная интеграция и рынок // АПК: экономика, управление. 1992. № 3.
  5. Осипов М.А. Проблемы инвестирования сельского хозяйства в рыночных условиях.- М.: МСХА, 1996.
  6. Полянскова Н.В. Кооперативные и интегрированные формирования в аграрном секторе национальной экономики: основы организации, проблемы развития, модели.- Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012.- 100 с.
  7. Сельскохозяйственные рынки: учебник / В. М. Баутин, Р. Р. Мухаметзянов, А. М. Гатаулин; Под ред. А.М. Гатаулина. – УМО. – М.: РГАУ- МСХА, 2013. – 628 с.
  8. Чудилин Г.И. Эффективность сельскохозяйственных организаций пригородного АПК в условиях инновационного развития: монография. – Самара: Самарастат, 2012. – 143 с.
  9. Шайкин В.В., Ахметов Р.Г., Коваленко Н.Я. Сельскохозяйственные рынки: учебник для ВУЗов. – М.: Колос, 2001.