Направления государственной поддержки технической модернизации сельского хозяйства России

№ 3 от 2016 года
Автор: Пожидаева Н. А.
УДК 338.43
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
Pozhi-natalya@yandex.ru

На протяжении длительного периода времени наиболее острым и обсуждаемым вопросом в области государственного регулирования инновационного развития сельского хозяйства продолжает оставаться вопрос его технической модернизации. Действительно, сложно говорить о современном инновационном развитии отрасли в условиях, когда обеспеченность техникой сельскохозяйственных организаций из года в год только ухудшается, а на смену устаревшей технике не всегда приходят новые более производительные технические средства, чаще лишь возрастает нагрузка на уже имеющиеся единицы.

Для сравнения можно привести следующую статистику: нагрузка на один трактор в России почти в 5 раз больше, чем в США, в 11,5 раза – по сравнению с Францией, в 13,9 раза – по сравнению с Великобританией. На один зерноуборочный комбайн в Российской Федерации приходится посевов зерновых колосовых культур в 5 раз больше, чем в США и Франции, в 10 раз – чем в ФРГ и в 3,3 раза – чем в Великобритании. Если в России энергообеспеченность в сельском хозяйстве в среднем составляет всего 1,8 кВт/га, то в Канаде – 3,7 кВт/га, в Европейском союзе – 4 кВт/га, а в США- 7,1 кВт/га. Высокая нагрузка на сельскохозяйственную технику в России негативно сказывается на развитии отрасли в целом, приводит к недоборам урожая и как следствие потери части выручки, а с учетом того, что устаревшая техника требует больших затрат на эксплуатацию и обслуживание, то и к снижению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций, ухудшению их финансового положения.

Очевидно, что сохранение подобного положения дел недопустимо, отрасль остро нуждается в технической модернизации производства. Однако, техническое перевооружение требует значительных финансовых ресурсов, которых у большинства сельскохозяйственных предприятий нет. Зачастую средств не хватает даже на финансирование текущей деятельности, не говоря уже о дорогостоящей замене основных средств. В таких условиях единственно доступным источником финансирования технического перевооружения сельскохозяйственного производства является выделение средств за счет программ государственной поддержки. Развитие этого направления, как показывает практика зарубежных стран, позволяет добиться снижения себестоимости продукции в 1,5-2 раза при одновременном росте производства. В свою очередь, поддержка обновления технической базы сельскохозяйственных организаций, как отмечают российские ученые [1; 5], повысит результативность всех остальных видов государственной поддержки.

В настоящее время государство активно реализует программы поддержки развития сельского хозяйства, в том числе в сфере технической модернизации. Их финансирование осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

На федеральном уровне реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» [5]. В рамках данной программы отдельно предусмотрена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения, млн. руб.
Распределение субсидий по подпрограммам и ФЦП Выделено средств федерального бюджета Перечислено средств из федерального бюджета
в том числе всего
федеральным законом о бюджете решениями Правительства Российской Федерации
Субсидии – всего 20 000 33 349,9 53 349, 9 53 178,5
Из них на поддержку сельского хозяйства 20 000 29 349,9 49 349,9 49 178,5
В том числе:
на подпрограммы:
развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 13 900 5318,9 19 218,9 19 050,1
развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 1300 5108,2 6408,2 6408,2
развитие мясного скотоводства 500 500 500
поддержка малых форм хозяйствования 2950 2950 2950
техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 2000 2000 2000

Данные Министерства сельского хозяйства РФ. Режим доступа: http://www.mcx.ru

В рамках подпрограммы предусматривается осуществление мер по повышению эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства за счёт технической модернизации производства, создания экономических условий для инноваций в отрасли.

Предусмотрено два основных мероприятия: «Обновление парка сельскохозяйственной техники» и «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе».

Целью основного мероприятия «Обновление парка сельскохозяйственной техники» является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт технической модернизации производства. Целевым индикатором является реализация сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники. В рамках этого направления предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Размер скидки составляет от 25 до 30%. Субсидии и скидки предоставляются на 59 наименований сельскохозяйственной техники.

В 2015 году сумма выплаченных субсидий составила 5194,9 млн руб., что составило 100% лимита бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели, с учетом 3294,9 млн руб., дополнительно выделенных на реализацию мероприятия, в том числе: 2000 млн руб., предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г №569-р, в соответствии с пунктом 44 Плана; 1294,9 млн руб., предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. №2679-р.

Было реализовано 6405 ед. сельскохозяйственной техники, в том числе 979 тракторов (72% прогнозного значения целевого индикатора), 2195 зерноуборочных комбайнов (264%), 106 кормоуборочных комбайнов (51%) и 3125 ед. других видов техники. Несмотря на то, что фактический объем выделенных средств превысил первоначально запланированный в 2,7 раза, негативно можно оценить невыполнение плановых показателей по некоторым видам сельскохозяйственной техники. Производители сельскохозяйственной техники, с которыми были заключены соглашения на предоставление субсидий на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники, не выполнившие плановые показатели использования субсидий, объяснили это тем, что им не удалось достичь прогнозного уровня продаж. Во многом это объясняется тем, что рынок сельскохозяйственной техники не контролируется российскими производителями. Значительную долю на рынке занимают производители импортной техники. Иностранная техника достаточно широко представлена, реализуется на российском рынке давно и зарекомендовала себя у покупателей положительно. Она отличается качеством сборки и установленных на ней деталей, способна работать длительное время, проста в эксплуатации, а современная электроника способна самостоятельно контролировать состояние машины и выдавать преждевременное предупреждение в случае неисправности.

В 2015 году доля техники зарубежного производства в общем количестве техники в сельскохозяйственных организациях составила: 66,4% по тракторам, 20,7 -по зерноуборочным комбайнам, 22% – по кормоуборочным комбайнам (таблица 2). Это объясняется тем, что выбывает в основном старая техника российского (советского) производства, приобретаются новые машины зарубежного производства, реже российского.

Таблица 2

Распределение доли импортной техники в общем количестве по федеральным округам Российской Федерации, %
Федеральный округ Тракторы Комбайны
зерноуборочные кормоуборочные
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Российская Федерация 65,1 66,4 19 20,7 22,9 22
Центральный 73 73,6 27,3 28,9 33,2 35,2
Северо-Западный 76,1 78,1 40,5 44,9 40,9 48,7
Южный 64,9 65,3 12,9 14,3 25,9 26,5
Северо-Кавказский 75,2 70,9 16,3 16,9 21,5 27,7
Крымский 56,8 56,6 25,3 28,5 7,1 4,8
Приволжский 62,7 65,4 20,5 21,7 17 15,6
Уральский 59,4 62 14,6 15,6 11,2 13,2
Сибирский 57,8 57,9 13,6 14,6 13,7 11
Дальневосточный 68,5 70,6 40,2 52,7 89,6 21,3

Единственное, что сдерживает массовую покупку импортной сельскохозяйственной техники – это ее высокая стоимость. Данный факт в условиях кризиса российской экономики, высоких ставок по кредитам, девальвации рубля, усиления зарубежных санкций в отношении России и ее ответных мер, развития интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ может быть эффективно использован в сторону переориентации потребителей на покупку отечественной сельскохозяйственной техники. Так, помимо субсидий, производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой 25-30%, целесообразно предусмотреть меры по стимулированию сельскохозяйственных производителей, прежде всего в вопросах привлечения инвестиций в модернизацию производства, которых пока крайне недостаточно.

Обращает на себя внимание тот факт, что государство в основном через льготное кредитование, путем субсидирования процентной ставки по кредитам стремится удовлетворить потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в финансовых средствах. На эти цели уходит до 70% государственной поддержки. Распределение данных средств происходит крайне дифференцировано [4; 5]. Такой подход, на наш взгляд, не способствует решению проблем технической модернизации сельского хозяйства. Для его полномасштабного осуществления инвестиций и кредитных ресурсов недостаточно, а средства государственной поддержки, направляемые по большей мере через механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, в конечном счете, оседают в банковской сфере. Необходимо пересмотреть основы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, чтобы поддержка носила не компенсационный, а стимулирующий характер [3].

В этой связи мы считаем, что можно эффективно осуществлять поддержку государством, создавая максимально благоприятные условия для роста инвестиций, путем рефинансирования коммерческих банков под доступный для производственных предприятий процент и на сроки, соответствующие длительности инвестиционного цикла. Расширение и удлинение рефинансирования коммерческих банков на универсальных единых условиях при снижении ключевой процентной ставки до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора позволит найти необходимые для модернизации сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей кредитные ресурсы [4; 8]

Одновременно, следует обратить внимание на причины низкой популярности отечественной сельскохозяйственной техники и наряду с вышеназванным направлением предусмотреть ряд мер по их устранению. В ряде исследований [2; 7] достаточно подробно они проанализированы. Следует повысить не только качество и надежность продукции; предусмотреть возможность сервисного обслуживания, дополнительные гарантии по надежности, универсальности и соответствию технологии, учесть уровень затрат на послепродажное обслуживание и т.д. Необходимо расширить линейку продукции за счет внедрения уникальных для российского рынка современных моделей сельскохозяйственной техники – необходимо полностью обеспечить потребителя полным спектром агротехнологических комплексов. Следует отметить, что наиболее перспективным является производство машин, оборудованных технологиями точного земледелия. В данном направлении наблюдаются значительные пробелы отечественных производителей сельскохозяйственной техники, заполнить которые можно при кооперации с мировыми производителями сельскохозяйственной техники и технологий точного земледелия, которые имеют уже многолетний опыт производства и развития в данной области.

Список литературы

  1. Гавриленко А.С. Развитие материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей региона // Экономика и предпринимательство. 2015. №1. С. 320-323.
  2. Зайцева Н.Е. Сегментация российских потребителей сельскохозяйственной техники в условиях глобализации // Техника в сельском хозяйстве. 2014. № 1. С. 24-27.
  3. Зюкин Д.А. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние, тенденции, перспективы / Зюкин Д.А., Святова О.В., Пожидаева Н.А., Левченко В.А. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2. С. 9-12.
  4. Построение эконометрических моделей: учебное пособие / С.А. Беляев, Н.С. Бушина О. В. Власова и др.; под общей редакцией Д.А. Зюкина. Курск: «Деловая полиграфия», 2015. 61 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.12.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  6. Семыкин В.А. Диверсификация аграрной экономики России как путь к повышению ее эффективности в условиях глобализации мирового хозяйства /Семыкин В.А., Соловьева Т.Н., Сафронов В.В. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. Т.3. №3. С. 2-3.
  7. Соловьева Т.Н. К вопросу о приоритетах денежно-кредитной политики Банка России и их влиянии на развитие экономики / Т.Н. Соловьева, Н.А. Пожидаева, Д.А. Зюкин, Жилин В.В. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-1. С. 149-152.
  8. Соловьева Т.Н. Стратегический анализ состояния птицеводства яичного направления / Т.Н. Соловьева, Д.И. Жиляков // АПК: Экономика, управление. 2009. №5 С. 62-68.