Жизненные ценности подростков с нарушениями зрения

№ 3 от 2016 года
Автор: Лоторева Е. В.
УДК 316.334:37
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
katerina_email@mail.ru

В свете сформировавшихся к настоящему времени в тифлологии представлений о системе социальной реабилитации инвалидов по зрению и о месте в ней педагогической реабилитации последняя выступает как специфическая педагогическая деятельность, направленная на обеспечение готовности и способности лиц с глубоким нарушением зрения к осуществлению нормативного для конкретно-исторических условий образа жизни.

Подобная готовность и способность, между тем, в числе прочего выражается и в принятии слепым или слабовидящим базовых для общества жизненных ценностей, среди которых принципиально важное место занимают и нравственно-этические ценности. Так, чётко обнаруживается этико-педагогический аспект социальной реабилитации лиц с нарушениями зрительных функций [1].

Особую значимость он приобретает применительно к слепым и слабовидящим школьникам, ибо именно в период школьного детства – в условиях организованного воспитательного процесса – и должен целенаправленно формироваться комплекс нравственно-этических ценностей личности [3].

В данном контексте научно-практический интерес представляют результаты специального констатирующего эксперимента, характеризующие реальную систему жизненных ценностей подростков с нарушениями зрения и то место, которое в этой системе занимают ценности нравственно-этического порядка [4].

В этом контексте научно-практический интерес представляют результаты исследования ценностных ориентаций подростков с нарушение зрения. В исследовании принимали участие подростки от 12 до 14 лет учащиеся Курского музыкального колледжа-интерната слепых. В основу исследования был положен метод незаконченных предложений: опрашиваемые должны были завершить 6 фраз.

Результаты исследования показали, что ответ на первый вопрос («Самое дорогое, у меня есть, – это…») отражает ориентацию подростков с нарушениями зрения на такие ценности, как семья (родители), близкие и друзья, на втором месте выделились такие ценности, как материально-бытового блага. Вместе с тем, контингент школьников с нарушениями зрения сам характеризуется определённой внутренней неоднородностью. В частности, семья, родные и близкие выступают в качестве ценностей более чем для половины опрошенных респондентов и лишь для трети слепых опрошенных материально-бытовые ценности выходят на первый план.

Во втором вопросе мы предложили завершить следующее предложение – «Я бы никогда не отдал и не продал…». Подростки с нарушением зрения сохранили в качестве доминант ценности, связанные с семьей и друзьями, и ценности материально-бытового плана, в то же время расширили круг ценностей, включив в него собственную жизнь, любовь и счастье.

Третья фраза, предложенная для завершения, – «Нельзя прожить без…». Упомянутыми в данном контексте вновь оказались семья, друзья, близкие, ценности материально-бытового плана, а также любовь, счастье и, кроме того, мечта и надежда. Участниками исследования была указана новая категория ценностей, а именно помощь, поддержка и понимание со стороны других людей. Вместе с тем, и это весьма важно в аспекте внутренней дифференциации контингента подростков с нарушениями зрения, помощь, поддержка и понимание со стороны окружающих являются гораздо более актуальными ценностями для слепых учащихся.

Результаты анализа формулировок, которыми опрашиваемые завершали четвёртое из представленных им незаконченных предложений – «Самое главное в жизни – это…», свидетельствуют о том, что ориентации подростков с нарушениями зрения на ценности, связанные с семьей, друзьями, близкими, на такие ценности нравственного порядка как любовь, счастье, понимание, сочувствие, радость, согласие, мир и, наконец, на ценности материально-бытового плана носят устойчивый характер. В то же время здесь обнаружились и два новых направления развёртывания ценностных отношений подростков с нарушением зрения. Первое из них связано с осознанием в качестве ценности здоровья и, в частности, хорошего зрения. Второе направление сориентировано на такие ценности, как достижение поставленной цели и хорошая профессия.

Вместе с тем, определяя смысл и ценность жизни, подростки с нарушениями зрения выстроили несколько иную субъективную систему базовых ценностей.

Так, завершая фразу «Жизнь дана человеку для того, чтобы…», треть опрошенных слепых и слабовидящих участников исследования предложили формулу «создать семью и родить ребенка», также треть опрошенных подростков с нарушениями зрения выделили в данном контексте эмоционально-ценностный аспект, связанный с категориями «радоваться», «любить» и «надеяться». Несколько слепых и слабовидящих учащихся, участвовавших в исследовании, акцентировали нравственный смысл жизни, выражающийся в том, чтобы «делать добрые дела». В то же время подобные ценности имеют разную степень значимости для различных категорий подростков с нарушениями зрения. Так, делать добрые дела и создание семьи, являются для мальчиков с нарушенным зрением более важными смысловыми аспектами жизни, нежели для девочек.

Наконец, завершая предложение «Я люблю жизнь за то, что…» и, тем самым, выражая своё субъективное понимание ценности жизни как таковой, опрошенные подростки с нарушениями зрения подчеркнули прежде всего самоценный характер жизни, треть из них выбрали формулу «… за то, что я живу», четверть участников исследования оценили любовь к жизни, которая обусловливается тем, что она «прекрасна», «интересна», «непредсказуема» и «полна приключений».

При анализе обнаруживается внутренняя неоднородность контингента опрошенных подростков с нарушением зрения. В частности, осознание самоценности жизни, восприятие как ценности тех возможностей, которые жизнь предоставляет в плане развития и саморазвития человека и принесения пользы другим людям, более свойственны слабовидящим подросткам, нежели слепым. В то же время опрошенные слепые учащиеся музыкального колледжа, нежели слабовидящие, ценят жизнь за то, что она прекрасна, интересна, непредсказуема. С другой стороны, эти свойства жизни, а равно и предоставляемые ею возможности многому научиться и приносить пользу другим людям, более значимы для мальчиков с нарушенным зрением, чем для девочек. Вместе с тем, девочки с нарушениями зрения в большей мере, чем мальчики, осознают самоценный характер жизни. Такова система базовых жизненных ценностей подростков с нарушением зрения, нравственно-этическая составляющая которой определяет характер и содержание этико-педагогического сопровождения их социальной реабилитации.

Таким образом, уровень сформированности конструктивных личностных качеств к моменту выпуска из музыкального колледжа оказывает огромное влияние на успешность социальной адаптации и интеграции в общество и способствует гармоничному развитию личности, при этом нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности, готовой к успешной интеграции в общество.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т.4. 432 с.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. 271с.
  4. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005. 128с.