Имидж преподавателя как важная составляющая его профессиональной личности

№ 3 от 2016 года
Автор: Черкашина Ю. Н.
УДК 378.064
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
cherkashina.yn@rfei.ru

В настоящее время образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни. Вместе с тем возрастает и значимость профессиональной деятельности, а также имиджа самого преподавателя.

Профессиональный имидж современного преподавателя – это одна из актуальных педагогических проблем, решение которой свидетельствует о профессиональной компетентности и профессиональной культуре преподавателя.

Понятие «имидж» (англ. – image, от лат. Imago – образ, вид) [8] получило широкое распространение в различных областях знания: психологии, социологии, политологии, культурологии, лингвистике и др. Сопоставляя трактовки понятия «имидж», принятые в различных областях науки, можно сделать вывод, что существующие его определения весьма разнятся между собой.

В.М. Шепель считает, что «имидж – форма жизнепроявления человека, благодаря которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики» [9]. А.А. Калюжный трактует имидж как представление, Е.Б. Перелыгина как символический образ субъекта, Е.В. Змановская определяет имидж как: «эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого стереотипа» [3], Е.А. Петрова изучает понятие имидж как категорию, которая универсально применима к любому объекту [2].

Обилие существующих определений имиджа подтверждает многогранность этого понятия. Обобщая их, можно констатировать, что имидж – это то впечатление, которое человек создает в глазах окружающих его людей, это его своеобразная визитная карточка, целостное представление об образе, который формируется в сознании людей.

Профессиональный имидж – важная составная часть восприятия человека. Имидж есть у каждого преподавателя вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Профессиональный имидж преподавателя – это образ профессиональной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия со студентами, коллегами, администрацией и обществом. Имидж контролируется как самим преподавателем, так и общественностью в соответствии с требованиями профессии.

На сегодняшний день имеется достаточное количество соответствующей литературы, раскрывающей вопрос структурных составляющих профессионального имиджа преподавателя. Хотелось бы подчеркнуть самые важные моменты в этом вопросе. В целом, имидж преподавателя можно свести к трем группам характеристик: 1) индивидуальные (качества личности, характер, физические особенности); 2) социальные (образование, система ценностей, общественный статус); 3) профессиональные (уровень владения профессиональными методами и технологиями образовательной деятельности в рамках своей дисциплины, профессиональный кругозор, умение заинтересовать студентов, искусство общения).

Как видим, структура профессионального имиджа достаточно сложна и представляет собой систему, все составляющие которой взаимосвязаны, взаимозависимы и непротиворечивы. В данном вопросе мы согласны с мнением Л.Ю. Донской, которая считает, что «имидж преподавателя высшей школы – это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии: педагогу необходимо знать, какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги» [1].

Раскроем наиболее значимые, на наш взгляд, структурные элементы профессионального имиджа преподавателя с позиций собственного опыта педагогической деятельности.

Итак, преподаватель в первый раз входит в аудиторию. Его внешний вид создает индивидуальный образ личности и оказывает определенное воздействие на окружающих, положительное или же негативное. Довольно часто именно первое впечатление определяет дальнейшую положительную динамику процесса взаимодействия, так как далее в процессе профессиональной деятельности на основе имиджа будет формироваться авторитет. Вспомнились слова известного французского драматурга Поля Декурселя: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им».

Визуальная привлекательность – очень важная составная имиджа преподавателя. Здесь имеет значение соблюдение общепринятых норм визуального образа педагога, в том числе правильный выбор стиля одежды, прически, макияжа, аксессуаров. Кроме того, сам преподаватель должен чувствовать себя комфортно, его уверенность должна передаваться аудитории.

Но все же внешний вид не является главным фактором и действует только первые, хотя и очень важные, минуты занятия. Наиболее привлекательным для студентов является внутренний мир преподавателя, например доброжелательность, уравновешенность, внимательность, чувство юмора, интересы, ценности; умение управлять своим психическим состоянием – чувствами, настроением; а также умение видеть себя со стороны. В психологии это называется социальной перцепцией. Кроме этого, в первые секунды знакомства студенты обращают внимание на голос, поскольку голос является средством, которое увеличивает значимость речи или же действует отрицательно, вызывая у аудитории негативную реакцию.

Важнейшей составляющей, формирующей эффективный, позитивный педагогический имидж, мы считаем владение ораторским искусством. Необходимо быть хорошим, интересным рассказчиком, чувствующим слово, использующим в речи современные понятия. Преподаватель, демонстрирующий расположенность, внутреннюю силу, убежденность, способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики, способствует созданию психологического комфорта, вызывает доверие и желание постигать новое.

Педагогическую деятельность мы бы сравнили с деятельностью в театре, неотъемлемой частью которого тоже является творческая направленность, сцена, зритель. А актерское мастерство преподавателя сопоставимо с мастерством театрального актера по своим элементам: владение мимикой, речью, жестами, богатое воображение, умение общаться с разными людьми и т.п. Важно понимать, что целью формирования имиджа является не воспитание в себе актера или преподавателя в маске, а преподавателя с качествами актера, творца, которые будут проявляться в различных педагогических ситуациях.

Поскольку профессия преподавателя является публичной, то в целях профессионального самосовершенствования ему необходимо овладевать технологией формирования и развития своего имиджа. Ведь главной задачей педагогической деятельности преподавателя, на наш взгляд, в большей степени является то, чтобы студент его услышал и захотел бы дальше самостоятельно постигать новое. В связи с этим раскроем наше понимание такого термина, как имиджевая компетентность преподавателя – способность и желание корректировать свой имидж в различных ситуациях педагогического воздействия.

В процессе формирования имиджевой компетентности считаем важным ее профессиональную составляющую. Первым ее компонентом назовем информационно-дидактические умения. К ним относится умение вызвать интерес к изучаемому предмету, доступность изложения, использование современных методов и технологий обучения, умение слушать и слышать и др. Следующий компонент – это профессиональная компетентность: знание преподаваемого и смежных предметов, общая эрудиция, профессиональный кругозор, умение продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, современность знаний. И третье, это – Я-профессиональное, т.е. любовь к профессии, самокритичность и требовательность к себе, индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, необходимо постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ индивидуальности.

Формирование образа педагога начинается с первого впечатления, создаваемого особенностями стиля одежды, мимики, жестов, речи. Внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами: общей эрудированностью, жизненными целями и установками, отношением к окружающим людям и происходящим событиям. Имидж обусловливает самореализацию личности: для преподавателя он служит индикатором признания со стороны общества, оценки и отношения окружающих.

Кто же и как создает имидж преподавателя? Помимо профессионалов, занимающихся созданием имиджа (имиджмейкеры), средств массовой информации и окружающих людей – руководителей, коллег, студентов и др., сам преподаватель. Только в силах преподавателя продумать, какой стороной повернуться к окружению и уметь управлять впечатлением о себе. Имидж, который мы, преподаватели, создаём, либо помогает в развитии, либо отбрасывает назад, уменьшая продуктивность нашей работы в этом направлении. Поэтому необходимо работать над созданием своего положительного имиджа, действуя не спонтанно, а с опорой на осознанность и продуманность в формировании.

Подчеркнем еще один важный фактор в работе над формированием имиджа – это самопрезентация, самоменеджмент. Важно учиться преподносить себя аудитории, подчеркнув при этом свои важные профессиональные особенности, которые увеличат позитивное восприятие вас окружением. Но, хотелось бы обратить внимание на то, что важно развить не столько умение преподносить себя окружению, сколько умение оценивать себя и других. Задайте себе вопрос: Какое впечатление я произвожу на окружающих в данный момент времени? Искусство управления имиджем заключается в обретении индивидуального стиля, созданного на основе личной уникальности с учетом требований социально-значимой среды.

Таким образом, профессиональный имидж – это важная компетенция каждого преподавателя, являющаяся результатом самопознания и саморазвития. Современный образ преподавателя – это образ обаятельного, интеллигентного, знающего и гармоничного человека, благотворно влияющий на успех профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы : дис. ... канд. псих. наук. — Ставрополь, 2004. — С. 212.
  2. Захарова С.Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 16-18.
  3. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. [Текст] – СПб.: Речь, 2005. – 144 с.
  4. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. —Москва: ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
  5. Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема самореализации в образовательном взаимодействии//Педагогическое образование в России. —2011. — № 4. — С.224–232.
  6. Сысоева Е.Ю. Идеальный имидж преподавателя вуза: опыт интеллектуальных переживаний // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. — 2009. — № 5 (71). — С.124–130.
  7. Тараканова А.А. Имидж как динамическая характеристика личностных и профессиональных качеств преподавателя // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С. 70–75.
  8. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. — М.: Эксмо, 2006. — С. 393.
  9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Народное образование, 2002 – 576с.
  10. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Часть I: Материалы международной заочной научно-практической конференции, 23 ноября 2011 г. — Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2011. — С. 71-82.