Индивидуализация системы обучения в высшей школе на примере творческих направлений подготовки студентов
№ 3 от 2016 года
Автор: Толстых Е. Л.УДК 378
Внедрение новых образовательных стандартов предполагает создание условий для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов. Индивидуализация процесса обучения студентов становится важнейшей задачей высшей школы. Современное образовательное пространство может предоставить студентам возможность построения индивидуальной линии обучения. Индивидуализация – процесс, при котором активность в выборе содержания обучения проявляет сам студент. При этом меняется подход к образованию, и изменяется позиция обучающегося: он становится не объектом, а субъектом. Важно подчеркнуть отличие принципа индивидуализации обучения и индивидуального подхода. Индивидуализация обучения в современных условиях подразумевает право ученика формировать свое содержание образования, адекватное направленности его личности.
Учреждения высшего образования, в том числе и творческой направленности, могут переходить на индивидуальную образовательную программу, которая должна включать, помимо образовательных учебных целей, учет субъективных образовательных потребностей каждого студента. Для такого подхода в образовании необходимо введение позиции тьютора, наставника, «проводника» в мире образовательных возможностей. Новая организация всего образовательного процесса предполагает предоставление студенту разных потенциальных траекторий обучения, например, в области изобразительного искусства, а также организацию выбора обучающимся своей индивидуальности. Преподаватель становится для студента организатором образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.
История развития образования подтверждает периодичность в индивидуальном и общем подходе к обучению. Например, в античном мире обучение было индивидуальным. В Средние века экономические условия обозначили необходимость повышения производительности труда преподавателей, что привело к изменению способов обучения. В нашей стране также существовала потребность в обучении большого количества людей при помощи образовательных технологий, применяемых и сегодня. Но современное развитие науки, техники и общества требуют пересмотра подходов в обучении. Список из сотни тысяч современных профессий ежегодно пополняется, вполне возможно, что сегодняшние первоклассники будут работать по профессиям, еще не существующим в настоящее время. Поэтому развитие у студентов умения самообучения, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования при педагогической поддержке преподавателя стало весьма важным.
Индивидуальный подход в обучении студентов творческого вуза в той или иной форме всегда использовался педагогами, поскольку специфика творческого процесса неразрывно связана с личностью студента. Педагоги подбирали в соответствии с личными особенностями студента содержание и технологии обучения изобразительному искусству. В современных условиях можно выделить несколько этапов тьюторского сопровождения в обучении: проявление и фиксация (активность, познавательный процесс, инициатива), поддержка, развитие (момент качественного изменения). Это раскрывается на следующих этапах:
- фиксация уровня и качества способностей студента (создание неструктурированной образовательной среды, наблюдение);
- поддержка выявленных изобразительных способностей и качеств (навигация, раскрутка образовательных ресурсов);
- развитие изобразительных способностей и качеств (продвижение качественных изменений, масштабирование) [2].
Способность к самообразованию – это важнейшая составляющая профессиональной деятельности для студента творческого вуза, она служит необходимым условием профессионального становления конкурентоспособного специалиста. Развитие самообразовательной компетентности напрямую связано с индивидуализацией образования. Индивидуализация образования при подготовке студентов художественной направленности может осуществляться: по содержанию специальных дисциплин (возможность корректировки направленности интереса), по объему изучаемого материала и развитию изобразительных способностей (с возможностью более глубокого изучения), по времени (изменение продолжительности изучения дисциплины или ее раздела в пределах регламента). Обучающийся сам определяет для себя количество попыток выполнения творческого задания, количество повторных заданий, определяет индивидуальный темп обучения на специальных занятиях, распределение времени, расписание обучения [1].
Самостоятельность студентов предполагает достаточный опыт собственной изобразительной и научной деятельности, развитую мотивацию и уровень базовых знаний, определяющие возможность работать в режиме самообразования. Необходимо предоставить студенту возможность самостоятельно сформулировать задачи выполнения практической работы и предложить порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль, свободно принимать решение о периодичности и содержании консультаций с преподавателем.
Преподаватель своевременно корректирует поставленные студентом задачи, рекомендуя наиболее рациональные пути их решения. Он должен оставлять право выбора конкретного пути за студентами, что требует создания индивидуальных программ с высокой степенью персонализации. Немаловажной при этом представляется задача создания системы развития компетентности самих педагогов. Процесс реформирования высшего образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания и способов обучения, но и методической работы. Необходима такая организация образовательного процесса, когда преподаватели учебного заведения работают в соответствии с нормативными требованиями, в условиях совершенствования методического обеспечения учебного процесса, с регулярным повышением профессиональной квалификации педагогических работников, с возможностями развития их педагогического творчества [3].
При реализации данного подхода важно сформировать у студентов следующие образовательные компетенции:
1) усваивать теоретические знания при работе с преподавателем, во время изучения обучающих курсов, программной литературы по изобразительному искусству;
2) пользоваться усвоенными знаниями при выполнении учебных и творческих заданий по рисунку, живописи, композиции, решении проблемных образовательных задач, участии в научных конференциях, творческих конкурсах, художественных олимпиадах;
3) самостоятельно развивать полученные изобразительные умения и выстраивать собственную образовательную траекторию.
При этом компетенции преподавателя будут следующими:
1) создание условий для успешного обучения студентов;
2) руководство усвоением знаний обучающихся;
3) оказание поддержки в применении знаний и изобразительных умений студентов при решении профессиональных задач, во время участия в научных конференциях, творческих конкурсах, художественных олимпиадах;
4) поддержка обучающихся в их самообразовании и самореализации (самостоятельная деятельность студента, обеспечение возможности углубленного изучения дисциплины в рамках графика учебного процесса);
5) повышение профессиональной квалификации через самообразование, выполнение образовательных и творческих проектов, развитие собственного творческого потенциала и регулярного участия в выставках творческих работ [1].
Исследования психологов в области когнитивного развития человека, а также реализация гуманистического подхода в образовании правомерно ставят вопрос о необходимости индивидуализации образования и необходимости обучения по индивидуальным траекториям студентов вузов. Необходимость развития у студентов творческих направлений умений самостоятельной учебной деятельности и способностей проектирования собственной образовательной траектории определяется социальным заказом на современных специалистов. Таким образом, в современных условиях особую значимость и ценность приобретает развитие у студентов художественных вузов самостоятельной познавательной деятельности и способности проектировать собственные образовательные траектории. Это позволит им в случае необходимости самостоятельно овладевать новыми знаниями, развивать новые умения в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.
Список литературы
- Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореферат дис. … док. пед. наук : 13.00.08 / Ирина Федоровна Бережная; Москва. гос. пед. ун-т. – М., 2012. – 40 с.
- Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. – 2013. – № 4 (24). – С. 121-131.
- Усманова Ф.К. Саморегулируемое обучение в техническом университете // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014.– № 41. – С. 55-60.