Индивидуализация системы обучения в высшей школе на примере творческих направлений подготовки студентов

№ 3 от 2016 года
Автор: Толстых Е. Л.
УДК 378
Курский государственный университет
tss@kursknet.ru

Внедрение  новых образовательных стандартов  предполагает  создание  условий  для  проектирования  и  реализации  индивидуальных  образовательных  траекторий  студентов.  Индивидуализация  процесса  обучения  студентов  становится важнейшей  задачей  высшей  школы. Современное образовательное пространство может предоставить студентам возможность построения индивидуальной линии обучения. Индивидуализация – процесс, при котором активность в выборе содержания обучения проявляет сам студент. При этом меняется подход к образованию, и изменяется позиция обучающегося: он становится не объектом, а субъектом. Важно подчеркнуть отличие принципа индивидуализации обучения и индивидуального подхода. Индивидуализация обучения в современных условиях подразумевает право ученика формировать свое содержание образования, адекватное направленности его личности.

Учреждения высшего образования, в том числе и творческой направленности, могут переходить на индивидуальную образовательную программу, которая должна включать, помимо образовательных учебных целей, учет субъективных образовательных потребностей каждого студента. Для такого подхода в образовании необходимо введение позиции тьютора, наставника, «проводника» в мире образовательных возможностей. Новая организация всего образовательного процесса предполагает предоставление студенту разных потенциальных траекторий обучения, например, в области изобразительного искусства, а также организацию выбора обучающимся своей индивидуальности. Преподаватель становится для студента организатором образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.

История  развития образования подтверждает периодичность в индивидуальном и общем подходе к обучению. Например, в  античном  мире обучение  было  индивидуальным.  В  Средние века  экономические условия обозначили необходимость повышения  производительности  труда  преподавателей, что привело к изменению способов обучения. В нашей стране также существовала  потребность  в  обучении  большого  количества  людей  при помощи образовательных  технологий,  применяемых  и  сегодня.  Но современное развитие науки, техники и общества требуют пересмотра подходов в обучении. Список из сотни тысяч современных профессий ежегодно пополняется, вполне возможно, что сегодняшние первоклассники будут работать по профессиям, еще не существующим в настоящее время. Поэтому развитие у студентов  умения  самообучения,  самовоспитания,  саморазвития,  самосовершенствования  при  педагогической  поддержке  преподавателя стало весьма важным.

Индивидуальный подход в обучении студентов творческого вуза в той или иной форме всегда использовался педагогами, поскольку специфика творческого процесса неразрывно связана с личностью студента. Педагоги подбирали в соответствии с личными особенностями студента содержание и технологии обучения изобразительному искусству. В современных условиях можно выделить несколько этапов тьюторского сопровождения в обучении: проявление и фиксация (активность, познавательный процесс, инициатива), поддержка, развитие (момент качественного изменения). Это раскрывается на следующих этапах:

  • фиксация уровня и качества способностей студента (создание неструктурированной  образовательной среды, наблюдение);
  • поддержка выявленных изобразительных способностей и качеств (навигация, раскрутка образовательных ресурсов);
  • развитие изобразительных способностей и качеств (продвижение качественных изменений, масштабирование) [2].

Способность к самообразованию – это важнейшая составляющая профессиональной деятельности для студента творческого вуза, она служит необходимым условием профессионального становления конкурентоспособного специалиста. Развитие самообразовательной компетентности напрямую связано с индивидуализацией образования. Индивидуализация образования при подготовке студентов художественной направленности может осуществляться: по содержанию специальных дисциплин (возможность корректировки направленности интереса), по объему изучаемого материала и развитию изобразительных способностей (с возможностью более глубокого изучения), по времени (изменение продолжительности изучения дисциплины или ее раздела в пределах регламента). Обучающийся сам определяет  для  себя  количество  попыток выполнения творческого задания, количество повторных заданий, определяет индивидуальный темп обучения на специальных занятиях,  распределение  времени,  расписание  обучения [1].

Самостоятельность студентов предполагает достаточный опыт собственной изобразительной и научной деятельности, развитую мотивацию и уровень базовых знаний, определяющие возможность работать в режиме самообразования. Необходимо предоставить студенту возможность самостоятельно сформулировать задачи выполнения практической работы и предложить порядок ее выполнения, осуществлять самоконтроль, свободно принимать решение о периодичности и содержании консультаций с преподавателем.

Преподаватель своевременно корректирует поставленные студентом задачи, рекомендуя наиболее рациональные пути их решения. Он должен оставлять право выбора конкретного пути за студентами, что требует создания индивидуальных программ с высокой степенью персонализации. Немаловажной при этом представляется задача создания системы развития компетентности самих педагогов. Процесс реформирования высшего образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания и способов обучения, но и методической работы. Необходима такая организация образовательного процесса, когда преподаватели учебного заведения работают в соответствии с нормативными требованиями, в условиях совершенствования методического обеспечения учебного процесса, с регулярным повышением профессиональной квалификации педагогических работников, с возможностями развития их педагогического творчества [3].

При реализации данного подхода важно сформировать у студентов следующие образовательные компетенции:
1) усваивать теоретические знания при работе с преподавателем, во время изучения обучающих курсов, программной литературы по изобразительному искусству;
2) пользоваться усвоенными знаниями при выполнении учебных и творческих заданий по рисунку, живописи, композиции, решении проблемных образовательных задач, участии в научных конференциях, творческих конкурсах, художественных олимпиадах;
3) самостоятельно развивать полученные изобразительные умения и выстраивать собственную образовательную траекторию.

При этом компетенции преподавателя будут следующими:
1) создание условий для успешного обучения студентов;
2) руководство усвоением знаний обучающихся;
3) оказание поддержки в применении знаний и изобразительных умений студентов при решении профессиональных задач, во время участия в научных конференциях, творческих конкурсах, художественных олимпиадах;
4) поддержка обучающихся в их самообразовании и самореализации (самостоятельная деятельность студента, обеспечение возможности углубленного изучения дисциплины в рамках графика учебного процесса);
5) повышение профессиональной квалификации через самообразование, выполнение образовательных и творческих проектов, развитие собственного творческого потенциала и регулярного участия в выставках творческих работ [1].

Исследования  психологов  в  области  когнитивного  развития  человека,  а  также  реализация  гуманистического  подхода  в  образовании  правомерно  ставят  вопрос  о  необходимости  индивидуализации  образования и необходимости  обучения  по  индивидуальным  траекториям  студентов  вузов. Необходимость  развития  у  студентов творческих направлений умений  самостоятельной  учебной  деятельности  и  способностей  проектирования  собственной  образовательной  траектории  определяется  социальным  заказом  на  современных  специалистов.  Таким образом, в современных условиях особую  значимость  и  ценность приобретает развитие у студентов художественных вузов самостоятельной  познавательной  деятельности  и  способности  проектировать  собственные  образовательные  траектории. Это позволит  им  в  случае  необходимости  самостоятельно  овладевать  новыми  знаниями,  развивать  новые  умения  в  профессиональной  деятельности  на  протяжении  всей  жизни. 

Список литературы

  1. Бережная  И.Ф.  Педагогическое  проектирование  индивидуальной  траектории  профессионального  развития  будущего  специалиста:  Автореферат  дис.  …  док.  пед.  наук  :  13.00.08  /  Ирина  Федоровна  Бережная;  Москва.  гос.  пед.  ун-т. – М.,  2012. – 40  с.
  2. Сысоев  П.В.  Обучение  по  индивидуальной  траектории //  Язык  и  культура. – 2013. – №  4  (24). – С.  121-131.
  3. Усманова  Ф.К.  Саморегулируемое  обучение  в  техническом  университете // Личность,  семья  и  общество:  вопросы  педагогики  и  психологии.  —  2014.– №  41. – С.  55-60.