Экспорт российского образования: проблемы и перспективы регионального развития

№ 3 от 2016 года
Авторы: Пронина Т. Д., Яковлева М. К.
УДК 37(100)
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
t_pronina@mail.ru
yakovleva1mk@gmail.com

Ведущей тенденцией развития современного мира стала глобализация и демократизация общества, которые открывают возможность для объединения мира в рамках единого экономического, политического и культурного пространства. В начале 90-х годов XX века Россия вступила на путь развития цивилизованных рыночных отношений. Кардинальные перемены затронули все сферы общественной жизни, включая сферу образования. Российская педагогика оказалась на мировой научной арене со своим исторически накопленным опытом, традициями и достижениями. На сегодняшний день российские образовательные организации высшего образования вышли на мировой рынок образовательных услуг и вступили в закономерную конкуренцию.

Международное сотрудничество – это исторически обусловленное и общественно необходимое средство взаимодействия стран и наций для совместного достижения взаимовыгодных результатов. Оно имеет разнообразные организационные формы в зависимости от области и специфики совместной деятельности. Поиск наиболее прогрессивного, оптимального и актуального побуждает педагогов за рубежом и в России устанавливать деловые контакты и выгодно использовать представившиеся возможности [2]. К одной из таких возможностей относится вступление России в Болонский процесс, способствующий повышению качества и конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг, созданию такой системы, которая обеспечивает сопоставимость национальных образовательных программ. Интенсивное международное сотрудничество способствует достижению качественного образования, отвечающего требованиям научного мирового сообщества и являющегося основным средством обеспечения экономического роста страны и повышения качества жизни человека.

На сегодняшний день жизнеспособность и потенциал образовательной организации определяется зарубежными научными и образовательными контактами. Современность требует формирования гибкой и сбалансированной системы международной деятельности вузов, способствующей поддержанию высокого качества научно-образовательной и инновационной деятельности по целому ряду естественнонаучных и гуманитарных направлений вузов. Как правило, международная деятельность вузов направлена на решение следующих стратегических задач: активизация международного сотрудничества в области научно-исследовательской работы; стимулирование международной студенческой мобильности и академических обменов; расширение экспорта образовательных услуг путем модернизации системы обучения иностранных граждан в университетах, институтах и академиях в соответствии с современными требованиями; совершенствование системы маркетинга международной образовательной и научной деятельности.

На сегодняшний день от 90 до 300 тысяч иностранных студентов (по разным оценкам) обучаются в российских государственных вузах, из них четверть составляют бюджетники. Необходима единая концепция экспорта образовательных услуг. Концепции экспорта образовательных услуг Российской федерации на период 2011-2020 годов [3] была разработана и обсуждалась в МИД РФ и в Министерстве образования и науки РФ, но официально не была утверждена.

По мнению российских исследователей, «для формирования целостного направления деятельности высшей школы России – экспорта образовательных услуг – необходимо перейти от разрозненных бессистемных действий вузов методом «проб и ошибок» к последовательным коллективным действиям на основе системного научного подхода». Профессиональные межвузовские объединения позволяют поддерживать международное сотрудничество вузов на профессиональном уровне и с наименьшими затратами, оказывая разнообразные услуги образовательным, научным и другим учреждениям при тесном взаимодействии на региональном уровне с международными организациями и фондами.

Популярность российского образования растет. Но проблемы остаются. Необходима доработка и принятие концепции экспорта образовательных услуг на законодательном уровне. Визовые, миграционные ограничения, отсутствие качественной языковой подготовки создают проблемы для иностранных студентов при обучении в российских вузах.

Сегодня внутри страны разговор идет о неэффективности образования. Минобрнауки заговорило об этом в начале 2012-2013 учебного года, опубликовав на своем сайте «черный» список «неэффективных вузов». Впоследствии от термина «неэффективный вуз» отказались.

На сегодняшний день к целевым показателям эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования относится международная деятельность, а именно удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов приведенного контингента. Для Курской области определено пороговое значение равное 1. По данному показателю лидером среди вузов Курской области в 2015 г. (по результатам мониторинга 2016 г.) является Курский государственный медицинский университет.

На протяжении многих лет курские вузы осуществляют разнообразные научно-педагогические связи на основе долговременных договоров и соглашений о сотрудничестве с высшими учебными заведениями и научными учреждениями стран СНГ, Европы, США, Азии.

Ведущие вузы г. Курска обладают достаточным реальным потенциалом, позволяющим занимать достойное место в мировом образовательном пространстве. Не отстаёт от них и негосударственный сектор. Один из лидеров применения дистанционных образовательных технологий – Региональный финансово-экономический институт (РФЭИ) активно развивает международную деятельность. Студенты участвуют в международных конкурсах и семинарах.

В ноябре 2014 г. с целью ознакомительного визита Региональный финансово-экономический институт посетили эксперты Европейской комиссии по бизнес-образованию (ECBE): Роберт Т.М. Ритброек, председатель экспертной комиссии, профессор, доктор наук, Петра Поулова, доктор наук, эксперт ECBE и Ласло Сепеши, доктор наук, эксперт ECBE.

Результатом этой работы стал новый статус вуза – статус Кандидата на аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию по двум образовательным программам: Менеджмент и Бизнес-информатика. Решение о присвоении аккредитационного статуса, принятое Экспертным Советом ECBE и одобренное Советом Директоров ECBE, основано на строгом и своевременном выполнении образовательной организацией условий, которые носят рекомендательный характер и направлены на постоянное улучшение качества предоставляемого РФЭИ образования. Аккредитационный Статус Кандидата на аккредитацию действителен до конца мая 2017 г., а значит, у РФЭИ есть возможность подать заявку на полную аккредитацию ECBE.

Команда экспертов была приятно удивлена материальной базой РФЭИ, а также порталом образовательной организации, осталась довольна качеством аккредитуемых программ. По мнению экспертов, несмотря на широко распространенное в России несерьезное отношение к клиентам, РФЭИ выгодно отличается «ориентированностью на потребителя» [1].

Все крупные организации высшего образования Курска сумели укрепить позиции на международном рынке образовательных услуг, предлагая новые образовательные программы, гибко реагируя на запросы зарубежных партнеров, внедряя современные образовательные технологии. Значительно увеличилось количество иностранных студентов, обучающихся в Курске, расширилась география стран образовательного сотрудничества. Интенсивней осуществляются международные обменные программы с зарубежными партнерами. Всё это, несомненно, способствует расширению экспорта образовательных услуг. И международная аккредитация образовательных программ в этом процессе, несомненно, необходима.

Список литературы

  1. Амоскин А.С., Пронина Т.Д., Яковлева М.К. Международные связи российских вузов в сфере образования и науки. – Курск, 2013. – 255 с.
  2. Иванов Дмитрий Игоревич. Развитие международного сотрудничества российских вузов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань. – 2002. – 182 c. РГБ ОД, 61:02-13/2036-0 – С. 3-5.
  3. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/official.