Невербальное общение в школьном учебном процессе

№ 3 от 2016 года
Автор: Ашчихо И. В.
УДК 373.1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
vipleeas@mail.ru

Невербальное общение играет огромную роль во взаимодействии учителя с учениками, потому что средства невербального общения зачастую бывают более выразительны, чем слова. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит в день около 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Современные психологи среди элементов удачного общения выделяют внешнюю привлекательность, голос и невербальное поведение. Люди создают мнение о собеседнике в течение первых нескольких секунд встречи. Опрятная внешность – шанс привлечь внимание повышается в несколько раз еще до того, как будет произнесено первое слово [3]. Можно оттолкнуть от себя обучающихся, когда внешний вид нарушает представление о нормах культуры человека.

Должное внимание в воспитании и образовании школьника необходимо уделять невербальному поведению собеседника: мимике, жестам, взгляду, позе, интонации, прическе, предметам одежды, которые связаны с особенностями индивида. Согласно данным зарубежных исследований, во время передачи информации 55% коммуникативных средств – невербальные сигналы, 38% – интонация и 7% – вербальные средства (слова) [1].

Современному человеку известен язык жестов, он способен читать невербальные сигналы, даже школьники понимают, о чём идёт речь. Если собеседник говорит искренне, то он полностью раскрывает ладони, вальяжная поза развалившегося на стуле человека – это самоуверенность и т.д. Одну из ведущих ролей в обучении играет мимика, то есть движение мышц лица. Учёные доказали, что при неподвижном лице теряется 10-15% информации. Основной характеристикой мимики является её динамичность. Это означает, что выражение лица приобретает шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информацию в мимике несут брови и губы.
Взгляд тоже является важным элементом общения в учебном процессе. Когда мы смотрим на говорящего, то помогаем ему сосредоточить внимание на том, о чем он говорит. В процессе общения дети, как правило, смотрят в глаза учителю не более 10 секунд. Непродолжительный взгляд – это знак того, что к нам или к тому, о чем мы говорим, относятся плохо. Также ученые отмечают, когда ребёнок врет или скрывает информацию, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее 1/3 времени общения. Взгляд можно классифицировать на деловой, социальный, интимный. Деловой – фиксируется в районе лба, что создает атмосферу делового партнерства. Социальный – концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферу непринужденного общения. Интимный – направлен ниже лица, до уровня груди. Он свидетельствует о большой заинтересованности друг в друге [6].

При общении с учениками учителю важно, как воспринимает информацию каждый из учеников, и именно сосредоточение взгляда это помогает понять. Наблюдая за школьниками во время уроков, можно определить заинтересованность в учебном процессе каждого из них по их позе, ведь она свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Закрытая поза – это когда человек перекрещивает руки и ноги. Руки, перекрещенные на груди, являются модифицированным вариантом преграды, которую человек строит между собой и собеседником. Эта поза воспринимается как поза недоверия, критики, несогласия. Треть информации, воспринятой с такой позой, не усваивается собеседником. Чтобы вывести человека из этой позы, надо предложить ему что-нибудь посмотреть или подержать.

Открытая поза – корпус тела направлен в сторону собеседника, ладони и стопы повернуты к партнеру по общению. Это поза доверия, согласия, психологического комфорта. Человек, заинтересованный в общении, будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не заинтересован – откидываться назад. Человек, который хочет заявить о себе, держится прямо, в напряженном состоянии; человек, подчеркивающий свой статус и положение, расслаблен, спокоен, у него непринужденная поза [6] . Самый хороший способ добиться взаимопонимания с ребёнком – это скопировать его позу и жесты.

Особое значение в воспитании и образовании школьника играет голос учителя. Большое внимание в учебном процессе следует уделять эмоциональному тону, интонации речи. При воздействии на ученика важно не то, что сказано, а как сказано. Возможности голоса и речи составляют основу взаимопониманий между учителем и учеником. Голос преподавателя и воспитателя привлекает детей, убеждает, завоевывает доверие. Он может очаровать или оттолкнуть слушателя.

В общении учитель-ученик необходимо обращать внимание на голосовые характеристики. Просодика – ритмико-интонационная сторона речи: высота, громкость голоса, тембр, что является необходимым условием при подаче нового материала. Экстралингвистика тоже используется при объяснении нового материала. Она включает в устную речь паузы и неморфологические явления человека: плач, кашель, смех, вздох и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. При общении нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценить силу и тон голоса, которые позволяют выражать мысли и чувства. Чувства, которые испытывает говорящий, отражаются в тоне голоса. Легко можно распознать гнев, печаль, радость, восторг. Много информации дает высота голоса. Например, радость, недоверие, гнев, страх передаются высоким голосом, а горе, печаль, усталость – мягким и приглушенным. 
Незначительные ошибки в речи: повторы слов, обрывание фразы свидетельствуют о неуверенности ребёнка, волнении или обмане [5].

Характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, поэтому в нем отражается их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания ребёнка, например, страх парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос богат оттенками, он успокаивает и внушает доверие.

В процессе общения необходимо доверять невербальным знакам, потому что по оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. Эмоциональные реакции у детей бывают более правдивыми, чем вербальное общение [4]. Надо помнить, что человек высказывает всего 80% той информации, которой хочет поделиться, а собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем 10-25% информации.
Вербальная речь преподавателей, сопровождающаяся позитивным невербальным поведением (доброжелательными жестами, открытыми позами и мягким тембром голоса), способствует хорошему усвоению изучаемого материала и формирует положительное представление о жизни у ученика. Невербальная сторона общения является неотъемлемой частью культуры поведения педагога и его воспитанника. Невербальные средства общения преподавателя с учениками оказывают влияние на восприятие содержания урока, формируют представление об индивидуальности преподавателей и обучающихся, учебную мотивацию.

Элементами невербального поведения человека являются движение и атрибуты его внешности: жесты, взгляд, позы, интонация, одежда [2].
Чтобы улучшить усвоение нового материала, необходимо вербальную речь сопровождать позитивным невербальным поведением, что способствует готовности взаимодействовать учащихся с учителем. Отсутствие потребности в осознании и стремлении управлять невербальным поведением может привезти к неэффективным результатам общения, уроков в школе.

Безусловно, в преподавательской деятельности важным условием воздействия являются невербальные средства общения, поэтому педагогу необходимо хорошо ими владеть. Но не только учитель должен знать язык мимики, жестов, но и школьников необходимо учить этому. Так, например, в старших классах при изучении курса литературы важно обращать внимание на описание персонажей через жест, телодвижение, походку, позу. Это способствует пониманию духовного облика литературного героя. Один штрих, резкий поворот головы или тела, выразительное движение – и читатель видит героя изнутри, обнаруживая оттенки настроений. При прочтении романа М.Шолохова «Тихий Дон» мы обращаем внимание на главную героиню Аксинью во время возвращения от Мелехова к себе в курень, которую автор описывает следующим образом: «Опустошенная пережитым за вечер волнением, она долго сидела, прижавшись щекой к холодному, заиндевевшему стеклу, устремив спокойный и немножко грустный взгляд в темноту, слегка озаряемую стеклом» [8]. И в этой позе, в этом целеустремленном в темноту взгляде – сомнения Аксиньи, ее вера и не вера в возможность счастья.

А в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой подробно рассказывает о Наташе Ростовой в период ухаживания за смертельно раненным князем Андреем: «Она сидела на кресле боком к нему, заслоняя собой свет свечи, и вязала чулок… Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение» [7]. В каждом из движений Наташи, описанных с необычайной скрупулезностью, – трепетность и нежность ее чувства к князю Андрею. Через описание телодвижений Л.Н.Толстой дает нам возможность понять и некоторые черты ее характера: необычайную чуткость, деликатность и эмпатийность.
Пластическое изображение служит не только целью внешнего правдоподобия: в союзе с психологическим анализом оно становится новым могучим средством познания человека.
Таким образом, изучая литературу в школе, акцентируя внимание на описании главных героев произведения, преподаватели учат понимать значение невербальных знаков в повседневной жизни.

Невербальные средства общения играют огромную роль в образовательном процессе, потому что через жесты, мимику, позы, голос мы передаем 60% информации и лишь 40% приходится на речь.

Список литературы

#Афанасьев Е.Х., Михалёва А.Б. Исследование социальной перпеции // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – Киров, 2014. – с. 312-315.

  1. Браун Л. Имидж путь к успеху. – Спб: ПитерПресс, 1996. – 88 С.
  2. Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2010.
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.
  4. Личный блог Зои Ершовой [Электронный ресурс]. URL: http://dobrovira57.ru/put-k-uspehu.
  5. Пиз А. Язык телодвижений. – М.:ЭКСМО, 2003. – С. 43-45.
  6. Толстой Л.Н. Война и мир. – М.: Правда, 1978. – т.3. – С.401.
  7. Шолохов М.А.Тихий Дон. – М.: АСТ, 2007. – т.1. – С.4.