Об этапах построения информационно-образовательной среды вуза

№ 2 от 2016 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

В настоящее время в высшей школе происходят существенные изменения, связанные, в первую очередь, с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Важнейшим элементом подготовки бакалавров является требование: «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети “Интернет“» [1].

В этой статье пойдет речь о проблеме формирования электронной информационно-образовательной среды организации в контексте этапов ее формирования.

Исторически началом формирования единой информационной образовательной среды явилось изобретение книгопечатания Гутенбергом в середине XV века. Благодаря появившемуся источнику информации – книге –начала свое развитие система образования, которая развивалась и постепенно совершенствовалась до конца ХХ века.

Исходя из теории познания, с самого начала процесса образования дидактика старалась разрабатывать такие способы обучения, которые бы помогали обучающимся усваивать истинные знания, создавать верную картину мира. Поэтому одним из важных принципов дидактики во все времена являлся принцип наглядности, в связи с которым обучение следует вести на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.

Таким первым техническим средством были диапозитивы. Для демонстрации своих лекций в Московском университете профессора К. А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский и др. применяли диапозитивы, которые нашли широкое применение в образовании лишь в советское время. Преимуществом использования диапозитивов в учебном процессе в отличие от учебных таблиц являлась возможность задержки на экране изображения столько времени, сколько было необходимо обучаемому.

Демонстрируемые с помощью диапозитивов изображения позволяли преподавателю формировать вопросы – задания к обучаемым, качество ответов на которые позволяло выявить уровень усвоения просмотренного материала.

В целом, можно говорить о том, что использование диапозитивов в учебном процессе было первоначальным техническим этапом формирования образовательной среды, учитель – ученик. В 60-е годы разрабатываются учебные диафильмы, разнообразные по своему дидактическому назначению.

Так, по заказу Министерства просвещения РСФСР, в 1967 г. заводом №4 «Физэлектроприбор» выпускается серия диапозитивов по математике, позволяющая использовать их преподавателем на различных этапах учебного занятия. Позднее кадры диапозитивов дополнялись заданиями для обучающихся, проверкой которых служит чертеж. Это позволяло привлекать обучающегося к активному процессу познания, а не пассивному просмотру кадров диапозитивов.

Диапозитивы, созданные таким образом, подтверждают мнение Ж.-Ж. Руссо о том, что необходимо «развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми».

Начиная с 60-х годов, в советской системе образования ведется активная работа по внедрению технических средств обучения в учебный процесс. Это подтверждается многочисленными приказами Министерства просвещения СССР того периода. Следующим шагом в развитии технических средств обучения явилось внедрение в учебный процесс проекционной техники, передающей на экран цвет плоских непрозрачных объектов, создающей стереоскопический эффект (эпидиапроектор).

Можно говорить о том, что возможность осуществлять организацию учебного процесса с полуавтоматической сменой проецирования изображения на экране является зародышем интерактивности в обучении.

Возможность автоматизировать учебный процесс, сохраняя созданные чертежи, графики и записи и используя их многократно на этапе подготовки к занятиям, появилась с созданием важного технического средства – кодоскопа. Позднее на смену этим средствам статической проекции приходит диапроектор ЛЭТИ-60 для диафильмов с различными размерами кадров. Развитие звукозаписи, позволяющей изучать все, что воспринимает наше ухо и использовать это в учебных целях, следующий шаг в формировании образовательной среды с ее технической составляющей.

Наряду со средствами воспроизведения звука в учебных заведениях внедрялась и киноаппаратура. Так, в 30-е годы прошлого века был создан фонд школьных фильмов, а позднее и для высшей школы. Выпуск проекционных аппаратов позволил применять учебные фильмы в процессе занятий.

В 60-х годах ведутся исследования по комплексному оборудованию специализированных учебных кабинетов, методике их применения.

Ведутся исследования по методике использования средств наглядности по различным учебным дисциплинам. Все проводимые в тот период исследования были направлены на формирование информационной среды обучения при помощи внедрения технических средств обучения, наглядных пособий, раздаточного материала.

Не менее важным техническим средством обучения являлись в тот период и радио- и телеуроки. Во многих вузах широко применялись телевизионные сети для вещания образовательных программ. Передачи по физике с Капицей и первые передачи по изучению информатики, проводимые А.П. Ершовым в 80-х годах, сыграли большую роль в развитии обучающихся.

Таким образом, формирование информационной образовательной среды в этот период осуществлялось и средствами контрольно-обучающих и других технических средств обучения. Многие вузы активно привлекали студентов к научно-исследовательской работе с возможностью применения ее результатов в формировании образовательной среды вуза. Например, в Курском педагогическом институте студентами научного математического кружка были созданы:

  • контрольно-обучающее электрифицированное устройство по теме «Углы между двумя прямыми и секущей». Разработанное устройство помогало студентам в освоении данной темы – запомнить названия углов, сформировать навыки в отыскании различных видов углов, пробудить интерес к физике и математике, реализующим межпредметные связи на основе созданного устройства;
  • электрифицированный тренажер (по теме «Квадратный корень»), с помощью которого формируются у обучающихся умения в установлении свойств квадратного трехчлена на основе графика. Этот прибор можно было применять в качестве тренажера при самостоятельной работе обучающихся, а также как контролирующее устройство по данной теме;
  • электрифицированный прибор для выделения свойств группы, кольца и поля, позволяющий обучающимся наиболее эффективно освоить материал по данной теме и применяющийся в качестве тренажера и контролирующего устройства.

Под руководством преподавателей физико-математического факультета С.И. Шапиро и В.П. Казанского студентами Курского педагогического института был разработан общий метод решения задач на конструирование приборов с применением аппарата математической логики. Разработанные на этой основе приборы в дальнейшем широко использовались в учебном процессе учебных заведений различного уровня в качестве тренажера и контролирующего устройства.

На основе этого подхода разрабатывались учебно-проверочные машины – прообразы первых ЭВМ для контроля знаний за их самостоятельной работой.

Как показали исследования, эффективность процесса обучения в рассматриваемые периоды существенным образом зависела от разнообразия образовательной среды.

Но уже с середины 50-х годов начинается формирование информационной образовательной среды в направлении программированного обучения. Существенным вкладом в формирование информационной среды организации было введение в учебные планы вузов курса «Вычислительная математика и электронно-счетные решающие устройства».

Это явилось результатом выступления министра высшего и среднего специального образования В.П. Елютина, который в своем докладе в 1961 году отметил, что «в ближайшем будущем каждый советский инженер должен быть практически знаком с современными счетно-электронными машинами» [2. С.5-30]. Однако вопрос оснащенности учебными изданиями по программированию, информатике и вычислительной техники вузов решался крайне слабо. Не чаще чем раз в десятилетие появлялись новые издания, что по временному интервалу едва ли не соразмерно скорости смены поколений ЭВМ.

«В 1960-е годы программированное обучение становится отправным пунктом для перехода к «технологическому» пониманию полностью программированного учебного процесса, включающего составление полного набора учебных целей, подбор критериев их измерения и оценки, точное описание условий обучения» [5].

Появление программированного обучения связано с возможностью организации учебного процесса по определенной обучающей программе. Рациональные принципы и средства управления сложными системами были заимствованы педагогикой у кибернетики, вычислительной техники.

Программированное обучение предусматривало разбиение учебного материала на отдельные части, при этом деятельность обучаемого и обучающего также определялась отдельными шагами.

Сведения, получаемые обучающимся, и его действия на полученные сведения оперативно отслеживались обучаемым. Появлялась возможность не только приспосабливать обучение к динамике усвоения умений и навыков каждым обучаемым, но и оперативно реагировать на все изменения в деятельности обучаемого, управлять учебным процессом.

«Обучающая программа (обучающий алгоритм), по которой осуществлялось программированное обучение, закладывалась или в специальное обучающее устройство, или в программированные учебники (безмашинное программированное обучение)» [7, с. 44].

В 60-е годы образование в Советском Союзе выполняло указания политического режима. Его задачей было развитие культуры в обществе, обеспечение кадрами экономики, науки. Программированное обучение в тех условиях являлось средством, которое помогало устранить «противоречие между объемом нужных знаний и возможностью их усвоения в ограниченные сроки» [6, c.21].

Если ввести условное обозначение первого этапа информационной образовательной среды в вузе, то оно будет выглядеть в виде рисунка 1.


Рисунок 1. Условное представление первого этапа информационно-образовательной среды вуза

В этой схеме преподаватель, являясь источником информации, формирует информационную среду, оказавшись в которой, студент принимает эту информацию с помощью органов чувств (зрительная память, слуховая, сенсорная и др.). Пребывая в этой среде, студент передает ту часть информации, которую в виде контрольных вопросов, практических заданий требует воспроизвести от него преподаватель.

Таким образом, в этом случае источником информации выступает студент, а преподаватель, принимающий эту информацию, является не только приемником, но и органом контроля, оценивающим, насколько студенту удалось усвоить информацию благодаря своим органам чувств и как он самостоятельно поработал над дополнительными источниками (литературой) для выполнения поставленных преподавателем задач.

Одним из существенных недостатков на этом этапе являлась в первую очередь сложность осуществления учета индивидуальных особенностей обучаемых. Но вместе с тем, теория зоны ближайшего развития, разработанная Л.С. Выготским, теория поэтапного формирования умственных действий, автором которой является П.Я. Гальперин, и психология общения А.А. Леонтьева указывали на необходимость их применения к каждому из обучаемых. Однако, условия педагогики, определяемой в тот период как авторитарной, не позволяли реализовать идеи известных психологов. При традиционном обучении было принято всех учить одному, всех учить одинаково.

Академиком Бергом в 1962 г. в Советском Союзе были проведены работы по программированному обучению, техническим средствам обучения, обучающим машинам, что послужило началом формирования первых центров информатизации образования. В этот период проводятся работы по созданию обучающих автоматизированных систем первого (Днепр-21, Минск-32, БЭСМ-6) и второго поколений, инструментальным средствами которых являлись пакеты прикладных программ, ориентированных на вузы.

Активно технологии обучения с использованием ЭВМ в СССР начали разрабатываться с середины 70-х годов прошлого столетия, а их массовое применение относится к середине 80-х годов.

Появившаяся радиоэлектронная техника и кибернетические машины в вузах позволяли добиться эффективной обратной связи и индивидуализации учебного процесса. В период с 1980 до 1990 гг. проводятся исследования по разработке концепции использования компьютерных технологий обучения; создается комплекс инструментальных программ, прикладных программных средств поддержки учебных дисциплин.
Можно утверждать, что процессом информатизации в основном была охвачена высшая школа. Академики В.М. Глушков и А.П. Ершов являлись инициаторами обучения информатике школьников.

Вторым этапом формирования информационной образовательной среды является этап, связанный с применением компьютера в учебном процессе. Схематично его можно представить в виде рисунка 2.


Рисунок 2. Условное представление второго этапа информационно-образовательной среды вуза

Появление в учебной аудитории компьютеров внесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. К ним следует отнести доступность, простоту диалогового общения, графические возможности.

На этом этапе формирования образовательной среды вуза с ее технической составляющей существенную роль сыграло появление оптических внешних запоминающих устройств (компакт-диски), инструментальных программных средств гипертекста, мульти- и гипермедиа систем «виртуальной реальности». Возможность создания электронных учебников – одно из важных событий этого этапа формирования образовательной среды.

С появлением в 90-х годах глобальной сети Интернет в системе формирования образовательной среды начинается новый этап. Этот этап связан с возможностью использования сетевых технологий в учебном процессе.

В 2003 году исполнялось 300 лет системе среднего профессионального образования. В курском техникуме железнодорожного транспорта проходила конференция, посвященная этому событию. В конференции участвовали студенты и преподаватели информатики средних специальных учебных заведений Курской области. На входе в актовый зал, где проходила конференция, висел плакат со словами В.М. Глушкова: «Человек XXI века, не умеющий пользоваться компьютером, будет подобен человеку, не умеющему ни читать, ни писать».

К организатору конференции обращается за интервью корреспондент областной газеты и диалог начинает со слов: «Я не умею пользоваться компьютером, но вместе с тем я успешно справляюсь со своей работой, и ваш плакат-лозунг явно не совсем правильный». На что организатор конференции ему ответил: «Давайте встретимся с вами хотя бы через три года». К сожалению, через три года эта встреча не состоялась. Да и в этом уже не было необходимости. Интервью 2003 года показало справедливость идей, которые были лозунгом конференции.

Электронная почта, форумы, телеконференции создали предпосылки для появления дистанционного обучения на основе электронных технологий. Итак, следующим этапом является создание электронной информационной образовательной среды вуза, дающей возможность получать образование, которое интересно обучаемому, в том месте, где удобно обучаемому, и в то время, когда удобно обучаемому.
Применительно к РФЭИ «высшим информационным компонентом электронной образовательной среды вуза с учетом современных требований является портал – мощное кроссплатформенное приложение, управляющее тонким механизмом функционирования всей образовательной системы вуза.

На волне «модных» терминов последнего времени значение слова «портал» многими воспринимается только как большой информационный ресурс. На наш взгляд, портал вуза – это в первую очередь инженерная платформа, которая должна брать на себя все аспекты взаимодействия студентов всех форм обучения, преподавателей, администрации и сотрудников института.

В рамках реализации Программы развития электронного образовательного пространства образовательный портал РФЭИ – это образовательный интернет-портал, созданный на базе системы управления дистанционным обучением и образовательным контентом lete e-Learning Suite для формирования единого информационно-образовательного пространства вуза» [3, с.92].

«По мнению экспертов, эффективный образовательный процесс при электронном обучении возможен в случае активных действий обучаемого по освоению учебного материала и наличия средств для апробации знаний и выработки умений и навыков обучаемых.

В системе электронного обучения обучаемый основную часть времени находится на большом расстоянии от преподавателя, и коммуникация происходит посредством учебных материалов в электронном виде. То, что преподаватель непосредственно не контактирует с обучаемым в ходе почти всего учебного процесса, часто приводит к рассмотрению проблемы организации надлежащего контроля за усвоением обучаемым учебного материала в качестве одной из центральных проблем дистанционного обучения и e-learning в частности.

Для решения этой проблемы в Региональном финансово-экономическом институте, организующем e-learning, разработана система методов обучения и контроля, в которой детально регламентируется режим занятий, упражнений, тестирований и т.п.

При этом стимулирование активности обучаемого в современном учебном процессе предполагает в числе прочего:

  1. Оптимальное сочетание активных действий обучаемого с автоматизированным управлением учебным процессом на основе портальных решений.
  2. Развитие равноправного партнерства преподавателей и обучающихся в ходе учебного процесса.
  3. Развитие активности дистанционных групп» [4, с.174].

Об электронной образовательной среде РФЭИ нами написано ряд предыдущих статей, а потому в этой работе мы остановимся на отзывах студентов РФЭИ о ней.

По мнению одного из студентов РФЭИ, эпоха «образование на всю жизнь» канула в прошлое. Мы сейчас живем в эпоху «образование через всю жизнь».

Предлагая студентам РФЭИ оценить качество образовательной среды, получаем такие отзывы.

Атамова Наталья Васильевна пишет: «знакома с РФЭИ на протяжении уже 8 лет. Сначала закончила техникум по специальности «бухгалтер-экономист», смогла устроиться на работу помощником бухгалтера. Проработав 3 года, ушла в декрет, продолжила учебу уже в институте, по профилю «Финансы и кредиты». Декрет по истечении трех лет закончился, и благодаря институту меня пригласили обратно на ту же работу, но с повышением».

Чекменёва Алёна Алексеевна: «Обучаясь 3 год в РФЭИ, я многое узнала о специфике дистанционного обучения. О том, что такое электронное образовательное пространство студента. Во-первых, мне, работающей, такое обучение очень и очень нравится. Не надо опрашиваться с работы и бежать на лекции. Работодателю это не нужно. Я могу изучать лекционный и практический материал, сидя дома, в перерыве на работе, на природе в выходные дни, в отпуске, находясь далеко от дома, даже там, где нет Интернета, загрузив материал к себе на ноутбук.Во-вторых, материал доступен в изложении. Практикумы приводят различные варианты решений. В компьютерных практикумах материал демонстрируется пошагово. Не всегда приходилось с первого раза разобраться в учебном материале, но, следуя рекомендациям для студентов, самостоятельно могла выполнить все практические работы и сдать он-лайн итоговые экзамены. Это непросто: ограничено время, варианты ответов переставлены местами. Признаюсь, прежде чем читать лекционный материал, я распечатывала вопросы итогового экзамена и, читая внимательно материал лекции, отмечала правильные ответы. Это ускоряло процесс изучения учебного материала. Почему бы нет? Мне достаточно было дважды прочитать лекцию, чтобы сдать экзамен. Торопливость (побыстрее «отделаться») мешала, и приходилось пересдавать работу».

Ремезова Е.Г. пишет, что «отсутствие личного общения между обучающимися и преподавателем – один из главных минусов дистанционного обучения. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом».

Ермолина Наталья Николаевна в своих отзывах о качестве образовательной среды говорит, что «для меня сложными оказались компьютерные практикумы, где нужно скачивать разнообразные программы, не всегда это получалось с первого раза, бывали моменты, когда ты их оставляешь на потом, но если захотеть, то и с самыми сложными заданиями можно справиться. Не очень удобно, что ты не можешь подойти к преподавателю и задать интересующий тебя вопрос сразу, но всегда можно позвонить и задавать вопросы по телефону, написать преподавателю на почту или на блог профиля. Я всегда пользуюсь услугами центра поддержки, меня соединяли с преподавателям по интересующему меня предмету, на все мои вопросы были даны ответы с объяснениями. Все четко и ясно, за что большое спасибо».

Рассматривая проблему формирования электронной информационно-образовательной среды, все ее участники должны помнить, что среда должна способствовать интеллектуальному развитию обучающегося, овладению обучающимся новыми способами мышления, воспитанию мобильности в условиях информационного общества, освоению ценностей культуры информационного общества, то есть подготовке профессиональных и конкурентоспособных кадров.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) [электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru.
  2. Доклад министра высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютина «О ходе перестройки работы высших учебных заведений в соответствии с Законом об укреплении связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». – М., 1961. – №7. – С.5-30.
  3. Бутова В.Н. Принципы проектирования управляющих информационных систем дистанционного обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – М.: РУДН, 2012. – №2.– С.91-98.
  4. Бутова В.Н. Создание среды электронного взаимодействия в системе е-learning // Математическое, естественнонаучное образование и информатизация. Бюллетень материалов Международной научно-практической конференции (11-12 сентября 2012 г., МГПУ). – Издательство «Научная книга», 2012. – С.173-176.
  5. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. – М.: Наука, 1997.
  6. Селецкий В.И. Программированное обучение вчера и сегодня // Вестник высшей школы. – 1967. – №9. – С.21.
  7. Талызина И. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М., 1969. – С. 44.