Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малыми фольклорными формами
№ 2 от 2016 года
Автор: Никифорова М. А.УДК 373.2.035.6
Одной из главных задач учреждений дошкольного образования является воспитание у детей патриотических чувств, любви к родной стране, родному краю, чувства гордости за свою страну. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за свое отечество. Академик Д.С. Лихачев справедливо отметил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» [4].
Патриотизм – это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (существующему общественному строю – социальной, политической и культурной среде) [7].
Понятие «Родина» включает в себя комплекс жизненных условий: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако не сводится к каждому из названных факторов. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии однозначно указывают на то, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Поэтому изучать культуру своих предков необходимо с раннего возраста. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Духовный, творческий патриотизм, как было сказано выше, надо прививать с раннего детства, но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Детство – время расцвета в жизни человека. Это период, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, на современном этапе развития общества приобретает чрезвычайную значимость.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с малыми фольклорными формами (потешками, попевками, пестушками, прибаутками, закличками, считалками, скороговорками, загадками, пословицами, поговорками, колыбельными песнями, играми);
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с фольклором Курского края;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, труде, самостоятельной деятельности, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры, а также одно из действенных и ярких средств, таящих огромные педагогические возможности. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Сказки, песни, потешки, скороговорки и другие формы – незаменимое средство побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И, действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Малые фольклорные формы – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Мы, воспитатели, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни ребенка в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановки он скучает по дому, маме и еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная, потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.
В устном народном творчестве в первозданном виде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления народа о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Целесообразно ежедневное, регулярное использование в речи воспитателя при общении с детьми поговорок, пословиц, включение в сюжетно-ролевые игры потешек, колыбельных песенок, в спортивные игры и игры-забавы – фольклорных считалок.
Одной из наиболее значимых для патриотического воспитания детей малых фольклорных форм являются пословицы. Пословица – малая форма народного поэтического творчества в виде краткого ритмизованного изречения, передающего обобщённую мысль, вывод, иносказание с назидательным уклоном. Пословицы поучают чему-то. Они, без сомнения, являются жемчужинами народного творчества, имеют патриотическое содержание, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключённые в пословицах и поговорках, легко запоминаются и воспринимаются. Приведем примеры пословиц:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
На родной сторонушке и камешек знаком.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Братская любовь лучше каменных стен.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Для того чтобы дети лучше запоминали пословицы, можно предложить им подкрепляющие предметы или сюжетные картинки.
Исходя из накопленного педагогического опыта, отмечу, что повышению воспитательного воздействия в направлении нравственно-патриотического воспитания дошкольников способствует ознакомление детей с малыми фольклорными формами в ходе фольклорных праздников. В детском саду, следуя русским народным традициям, регулярно проводятся осенние ярмарки, Новый год, Рождество, празднование Пасхи, Масленицы и т.д. Также проводятся детские праздники социально-значимой направленности: Международный женский день – 8 Марта, День защитников Отечества – 23 февраля, Праздник Весны и Труда – 1 Мая, День Победы – 9 Мая, Всемирный день защиты детей – 1 июня, именины и т.д.
В результате ознакомления детей с малыми фольклорными формами у детей появляется и развивается интерес к устному народному творчеству, у родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в развитии детей (подбирают и разучивают с детьми пословицы, поговорки, объясняют их смысл; с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях).
Таким образом, обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации, а также нравственно-патриотического воспитания детей, начиная с раннего дошкольного возраста.
Список литературы
- Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.
- Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
- Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. – 1980. – № 2. – С. 10-16.
- Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм – труд – творчество. – М.: Знание, 1980.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. – Киев: рад. школа, 1980. – Т. 2. – С. 159-443.
- Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 3 (6). – С. 346-348.