Проблема выставочного пространства в г. Курске

№ 1 от 2016 года
Автор: Куликова С. О.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 7.012
Курский государственный университет
sk01official@mail.ru

«Возьмите какую бы то ни было газету нашего времени, и во всякой вы найдете отдел театра и музыки; почти в каждом номере вы найдете описание той или другой выставки или отдельной картины и в каждом найдете отчеты о появляющихся новых книгах художественного содержания, стихов, повестей и романов» [10;С. 41]. Эта цитата из труда Л.Н. Толстого актуальна и в наше время. Действительно, раздел «Культура», благодаря которому мы можем узнать о выставочных экспозициях, есть практически в каждом периодическом издании, новостных лентах каналов и сайтов интернета. Вот только с местами их проведения существуют определенные сложности.

Развитие выставочного дела в Европе начинается в 16 в. В России первая художественная выставка была организована в Академии художеств в 1756 г. Впоследствии выставочная деятельность Петербурга была тесным образом связана с Академией. Так, в 1820 году было основано Общество поощрения художников, которое в 1826 году организует первую постоянную выставку-продажу художественных произведений, или – «магазин» [8; С. 16], что отражает коммерческую направленность выставочной деятельности. Выставки становятся популярны с середины XIX века, благодаря деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Члены этого общества считали необходимым провозглашение независимости художника и разрушение вида «коллективной спаянности» [7; С. 285], который внедрялся Академией художеств. В дальнейшем к такой форме деятельности, как выставка, стало обращаться все больше объединений: «специальные журналы («Вестник изящных искусств», «Искусство и художественная промышленность», «Мир искусства», «Художественные сокровища России»), а также художественный отдел в «Ниве» ориентировались на современную художественную жизнь» [9; С. 26].

В 1904 году было издано обязательное постановление Санкт-Петербургского градоначальника об устройстве и содержании помещений для выставок, музеев и пр. В нем говорилось не только о требованиях к зданию, но и прописывались условия, касающиеся требований пожарной безопасности [7; С. 292]. Кроме того, вся деятельность по организации выставок ставилась под контроль государства. С ужесточением требований стало все сложнее найти подходящее помещение.

Прошло уже несколько веков, а проблема экспозиционных площадей не решена. В настоящее время нехватку выставочных залов особенно остро ощущают молодые художники. Для мастеров, за плечами которых опыт нескольких десятилетий, безусловно, проще организовать персональную выставку, но тем, кто делает первые шаги в искусстве, куда сложнее найти необходимое помещение. Численность работ начинающих художников, как правило, мала, и заполнить большие залы представляется проблематичным. Не на последнем месте находится и финансовый вопрос.

Какие же рекомендации выдвигаются к выставочному пространству, призванному удовлетворить потребности как художников, так и зрителей? Среди основных характеристик можно назвать такие, как: достаточная площадь, правильное освещение, грамотные температурные условия, доступность, нейтральность пространственного и художественного решения [5]. Для художников крайне важна также низкая арендная плата или её отсутствие. Давайте проанализируем варианты, существующие в городе Курске на данный момент.

Художественная жизнь Курска разнообразна: регулярно проводятся выставки как художников-профессионалов, так и любителей, в картинной галерее читают циклы лекций по истории искусства. Все больше и больше людей интересуется искусством, вследствие чего набирает популярность школа рисования для взрослых. Но, несмотря на это, Курск предоставляет весьма скромный выбор выставочных площадок. В первую очередь, это, конечно, выставочный зал МБУК КТЦ «Звездный» (Курск, Красная пл., 2/4). Однако как выставочная площадка он имеет определенные недочеты. Из плюсов: доступность экспозиций, большая выставочная площадь, разделение на три разных по площади зала, высокие потолки, хорошее (неаварийное) состояние, кондиционирование. Но, несмотря на то, что выставки в зале проводятся с завидной регулярностью, что предполагает большое число посетителей, гардеробная в «Звездном» отсутствует, места для хранения крупногабаритных вещей также нет.

Негативные моменты есть и для самих художников: к примеру, пространство галереи обширно, а значит, шансы устроить персональную выставку весьма малы. Крайне редко проводится несколько параллельных экспозиций. В итоге, в галерее либо проходят персональные выставки почтенных «мэтров», членов КРО ВТОО «Союз Художников России», либо своеобразные командные тематические выставки, организованные Молодежным объединением КРО ВТОО СХР. Последние проводятся всего лишь 1-2 раза в год.

Вторая выставочная площадка — Картинная галерея им. А.А. Дейнеки (Курск, ул. Радищева, 85). Здесь все в порядке и с вестибюлем, и с гардеробной. На двух этажах разместились 9 залов, в которых можно увидеть как постоянные, так и периодические экспозиции. Галерея, несомненно, важный культурный центр города, с выставками в который приезжают и столичные галереи, и художники, известные не только в России, но и за рубежом. Однако здесь молодому художнику выставиться не представляется возможным совсем. Порой проходят выставки курских живописцев, членов СХ России, но и им легче организовывать выставки в «Звездном». В основном здесь экспонируют картины из обширного фонда галереи.

Третья площадка – галерея «АЯ» (Курск, ул. Кати Зеленко, 6А). Следует сразу сказать, что это галерея частная, а значит, имеет вполне ощутимое коммерческое направление. По сути, выставки здесь – это «выставки-продажи», поэтому не стоит удивляться, увидев, что ценник на картине больше и заметнее, чем ярлык с указанием автора и названием. Поскольку не все художники ставят целью продажу картин, члены КРО ВТОО СХР эту площадку не жалуют. О молодых художниках, в частности студентах и магистрантах художественно-графического факультета Курского государственного университета, говорить и вовсе не приходится.

Совсем недавно открылся выставочный зал «Артмания» (Курск, ул. Карла Маркса, 14 А). Он находится при одноименной школе рисования для взрослых. Пока что было проведено только три экспозиции, две из них – персональные выставки членов Союза художников Юрия Степановича Глюдзы и Анатолия Петровича Бредихина. «Артмания» приглашает к сотрудничеству художников, независимо от возраста и уровня мастерства. Следует отметить, что данная выставочная площадка отвечает всем основным требованиям, которые касаются зала: здесь можно провести как персональную, так и совместную выставку, вход для зрителей свободный. Эта площадка пока что слабо изучена и непопулярна, но, вполне возможно, вскоре молодые художники смогут выставляться именно здесь. Если, конечно, договорятся с владельцем «Артмании»: аренда зала платная, что является бесспорным минусом.

Также необходимо отметить, что иногда выставки художников-профессионалов проводятся в фойе Администрации г. Курска. К сожалению, вход на подобные выставки не в день открытия практически невозможен: вас не только попросят предъявить документы, но и заставят ждать, пока не придет конкретный человек, который и пропустит вас на выставку.

Что же делать начинающим художникам, чей фонд не исчисляется тысячами работ? Разумеется, искать альтернативы.

Молодежное объединение Курского регионального отделения Союза Художников помогает находить другие выставочные площадки для организации мелких тематических выставок. Если конкретнее, занимается этим только один человек — Софья Ечина — и справляется с этим весьма успешно. И все же в городе нет необходимого пространства, которое можно было бы использовать в качестве выставочного зала постоянно. На данный момент есть несколько мест, где молодые художники могут представить свои работы, и список этот весьма необычен:

  • библиотека КГМУ;
  • коридор стоматологического корпуса КГМУ на 2 этаже;
  • 2-й этаж Дома Знаний, по сути – столовая;
  • кондитерский дом MUSEBERRY.

Крайне редко (примерно раз в полгода) проводятся выставки в Звездном, к примеру, «Выставка произведений курских и белгородских художников, посвященная А.А.Дейнеке» или «Калейдоскоп».
Представленный список довольно необычен. Естественно, ни о каких нормах, предъявляемых к выставочному пространству, речи не идет, но проблема еще и в доступности. Если в Дом Знаний и кафе попасть можно без труда, то в КГМУ ‒ проблематично, ведь вуз оснащен пропускной системой. У вас потребуют документы, придется долго объяснять охранникам и вахтерам, куда вы хотите попасть. В итоге, выставку смогут посмотреть либо студенты КГМУ, либо те, кто сможет прийти на открытие.

И все же эти помещения – спасение для камерных выставок. Стоит отдать должное Софье, куратору выставок – на открытие всегда приходят журналисты. Учитывая своеобразие мест, где проводятся выставки, статьи и репортажи позволяют курянам быть в курсе проводимых мероприятий. И увидеть картины хотя бы на экране телевизора или ноутбука.

Следует отметить, что Курский государственный университет по каким-то причинам не предоставляет пространство для экспозиций, несмотря на то, что единственный в городе художественно-графический факультет находится именно в этом ВУЗе.

И все же, хоть критика существующего порядка и необходима, одной лишь ею делу не помочь. Можно сколько угодно жаловаться на упадок культуры, однако главный вопрос всегда одинаков: что делать?
А сделать можно многое. Первый вариант – обратиться в Администрацию города с просьбой выделить помещение для организации выставок, проводимых Молодежным объединением СХ. Для этого подойдет любое помещение, обладающее необходимой площадью, доступностью для жителей города и подлежащее ремонту. К сожалению, этот вариант маловероятен, поскольку администрация может сослаться на наличие «Звездного» и перманентное отсутствие денег в бюджете. Стоит посмотреть на аварийное состояние здания Курского Отделения ВТОО «Союз художников России», в котором располагаются мастерские художников (г. Курск, пер. Хуторской, 1Б), чтобы понять, что вопросы помещений для творчества слабо волнуют городские власти. С другой стороны, можно привести в пример выставочный зал «Родина» в Белгороде. Благодаря инициативе Белгородской организации СХР и поддержке губернатора город получил прекрасную площадку для экспозиций вместо старых обветшалых мастерских. «Родина» – это настоящий центр современной практики изобразительного искусства: здесь проводят не только выставки, но и мастер-классы, экскурсии, встречи с художниками и «Вечера искусств» [4].

Следует обратить внимание, что, к примеру, в столице существует объединение «Выставочные залы Москвы» – проект Департамента культуры, представляющий собой «сеть галерей, мастерских, многопрофильных культурных центров, арт-резиденций, расположенных в спальных районах города, где каждый может приобщиться к культуре и реализовать свои творческие способности» [1]. Кто знает, возможно, он получит свое продолжение и в провинции?

Вариант второй – коммерческий – использовать для выставок какое-либо помещение в одном из многочисленных торговых центров Курска. Плюсы: доступность для курян, отличные условия для экспонирования (освещение, кондиционирование, площадь). Минусы: недостаток финансов. Непонятно, кто будет оплачивать аренду площади торгового центра: члены СХР? Молодые художники? Только те, кто экспонируют картины на данный момент? В этом вопросе еще очень много неясного. Кроме того, все это рискует превратиться в очередную коммерческую точку, по типу галереи «АЯ», вынужденную окупать свое существование прибылью от продажи картин. Однако, вариант имеет право на существование.

Удачным примером такого решения можно назвать ТЦ «Свита Холл» в Казани. Официальный сайт извещает посетителей, что администрация центра не усматривает в выставках коммерческую подоплеку. Выставки организуются для того, чтобы «дать возможность каждому посетителю прикоснуться к настоящему искусству и насладиться всеми гранями его великолепия» [3]. Учитывая, что торговых центров в Курске непозволительно много, позиционирование какого-либо из них как культурной точки могло бы стать интересным маркетинговым ходом.

И третий вариант – экзотичный для современного гражданина РФ, но вовсе не удивительный для художника СССР – квартирные выставки. Художники 1970-х, не имея возможности демонстрировать свои работы в публичных пространствах, локализовали свою жизнь в приватных зонах – мастерских и квартирах: где искусство создавалось, там оно и экспонировалось [2].

Что ж, у таких выставок есть бесспорное преимущество, и состоит оно в том, что подобные квартиры становятся «пунктами» общения и взаимодействия не только художника с художником, но и художника со зрителем. Придя на квартиру, вы могли не только посмотреть работы, но и пообщаться с другими ценителями искусства, обсудить все темы: от творческих до политических.

Пожалуй, такого формата не хватает в современном обществе. Нам уже не до уютных «квартирников», современный ритм жизни заставляет нас все время куда-то спешить. Мы отвыкаем доверять друг другу и иметь собственное мнение. Но пусть общество изменилось, искусство по-прежнему объединяет людей самых разных возрастов, национальностей и профессий.

Какое решение получит проблема нехватки выставочных залов – не так уж важно. Возможно, появятся новые оригинальные идеи, которые будут воплощены в жизнь. Возможно, реализуют одну из программ, предложенных выше. К сожалению, сейчас все упирается не только в деньги, но и в желание. Апатичность и безынициативность свойственна многим художникам, не желающим решать никаких задач, кроме непосредственно творческих.

Но и неравнодушных немало. Вполне достаточно для того, чтобы решить данную проблему сообща, объединив желания художников и зрителей и направив их устремления в нужное русло. Вовлечение курян в культурную жизнь города ‒ это способ выказать уважение не только к творчеству как таковому, но и к самим себе как к зрителям. Ведь воспитание человека базируется на культуре, и лишить человека возможности соприкасаться с искусством – значит отнять у него нечто ценное.

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося философа Гегеля, напоминающие нам о необходимости привлечения внимания каждого человека и государства в целом к проблемам, неизбежно возникающим в современной арт-среде: «Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа» [6; С. 280].


Выставка Отражение. КГМУ, стоматологический корпус


Курские художники – городу. Фойе Администрации г. Курска


Открытие выставки 1418 Курская картинная галерея им А.А. Дейнеки

Список литературы

  1. http://vzmoscow.ru/indexnew.html
  2. http://www.artguide.com/posts/704
  3. http://www.svitaholl.ru/about/vystavka-hudozhnikov-v-kazani/
  4. http://www.vystavochnyi-zal-rodina.ru
  5. http://www.znaytovar.ru/gost/2/RekomendaciiRekomendacii_po_pr56.html
  6. Гегель. Сочинения в 14 томах. — М.;Л., 1929-1959. — Т.12.
  7. Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX- начала XX в. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2010 . — №2.
  8. Отчет комитета Общества поощрения художников за 1825г., с присовокуплением списка Гг. членам онаго и таблицы, предоставляющей состояние Общества в 1820, 1821, 1822,1823,1824 и 1825 гг. — СПб., 1826
  9. Пронина Т.Д. Художественная жизнь Центрально-Черноземного региона России второй половины XIX – начала XX века. — Курск, 2013. — 201 с.
  10. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. — М.: Художественная литература, 1983. — Т. 15.