Творчество Здзислава Бексиньского – «новые видения»

№ 1 от 2016 года
Автор: Воробьёва Л. Н.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Курский государственный университет
systemmeltdown94@gmail.com

Какие ассоциации возникают у нас в голове при упоминании об изобразительном искусстве? Наверняка, это работы великих мастеров ушедших эпох – Леонардо да Винчи, Эжена Делакруа, Ильи Репина. Однако искусство в своих проявлениях не останавливается на достигнутом. Не стоит думать, что мастера изобразительного искусства ушли в прошлое, не оставив современности шанса на столь же запоминающееся впечатление. Здзислав Бексиньский – яркое тому подтверждение [1].

Работы этого художника сейчас не известны широкому кругу ценителей искусства, но, вне всяких сомнений, его творчество не затеряется в веках, а останется в сердцах и памяти человечества.

Родился Здзислав в небольшом польском городке Саноке, где получил образование архитектора. Устроился работать на стройку, что совсем не приводило его в восторг, так как творческая деятельность привлекала его куда больше. Шестидесятые годы двадцатого столетия стали для Бексиньского началом творческого пути. Художник пробует себя в искусстве фотографии. Уже тогда зрители отмечали мрачный оттенок работ Здзислава: на снимках лица деформированы, искажены или вырезаны.

Позднее художник целиком посвящает себя масляной живописи, создаёт ряд крупномасштабных полотен. Семидесятые годы стали настоящим «фантастическим периодом», так характеризовал этот этап сам Здзислав. По мнению художника, работы созданы в барочной манере с тончайшей проработкой и детализацией. Сюжет сюрреалистичен – это фантастические пейзажи, деформированные человеческие тела и фигуры. Художник словно изображает недра человеческой души, с её внутренней тонкой организацией [2].

Говоря о сюжетах фантастического периода, Здзислав пояснял: «Я в себе вижу что-то, это и изображаю. Во время рисования всё исчезает и меняется из-за длительности процесса. Но новые видения продолжают поступать, и, наконец, результатом изображения становится исходное видение, изменённое новыми образами. Или просто палимпсест, новый образ, созданный на руинах предыдущего».

Творческие идеи Бексиньский – это его собственный внутренний мир ощущений и переживаний. Это стремление изобразить подноготную души достойно внимания ничуть не меньшего, чем стремление изобразить идеальное человеческое тело в эпоху античности. А мощная энергетика, исходящая от работ Бексиньского, заставляет всё глубже и глубже погружаться в картины художника, со страхом и восторгом узнавая в них самих себя – как отдельно взятую личность, так и человечество в целом.

В попытках анализировать работы Здзислава Бексиньского важно помнить, что сам он говорил о них: «В своих картинах я не использую какие-либо значения. Я просто наивно пишу их, будто бы фотографирую свои сны». Сам художник не столько стремится понять увиденное внутри себя, сколько пытается изобразить это увиденное. И такой подход, безусловно, интересен [2]. Загляните в себя – неужели свой собственный внутренний мир кажется простым и понятным? Полотна художника показывают, насколько каждый человек многогранен и неоднозначно сложен.

Обращая внимание на изображение человеческих фигур, можно заметить сходство с полотнами художников-романтиков Уильяма Блейка и Иоганна Фюссли. Тела изогнуты и деформированы в порывах страсти, ужаса, печали, и это ничуть не режет глаз – напротив, выразительно доносит до зрителя внутренний эмоциональный накал, позволяет окунуться в мир переживаний персонажей.

Возвращаясь к Бексиньскому, стоит отметить, что одним из источников вдохновения была классическая музыка – художник не мог оставаться в тишине. Здзислав зачастую говорил о своих картинах как о музыкальных произведениях: «Яркие цвета в сочетании с более приглушёнными оттенками в моих картинах похожи на музыкальную тему. Так же, как и в симфонии, мотив сначала появляется, затем стирается. Затем возвращается, дорастая до крещендо, окончательно формируется и, наконец, становится окончательным и завершённым».

Полотна Бексиньского – яркий пример молодого направления современного искусства – фантастического реализма. Основатель этой школы и современник Здзислава, Эрнст Фукс, считал его «своим человеком» в данном направлении, однако, сам Бексиньский не относил себя ни к одному из существующих стилей изобразительного искусства. Он считал себя художником-одиночкой, индивидуалистом: «Мой внутренний мир в ваших глазах может казаться кошмаром. То, что я пишу, прежде всего, мой духовный автопортрет». Возможно, поэтому многочисленные работы Бексиньского не имеют названий.

Восьмидесятые годы двадцатого столетия внесли некоторые изменения в творчество Здзислава. Художник обращается к готической манере письма, отдавая главенствующую роль форме.

Первый успех Здзислава Бексиньского пришёл к нему на Варшавской выставке 1964 г. Художник стал достаточно популярен в Западной Европе и Японии. Перед упомянутой выставкой Здзислав сжёг несколько своих работ на заднем дворе, назвав их «слишком личными».

Стоит упомянуть, что Здзислав успел попробовать себя в самых разнообразных техниках: графика, пастель, акварель, масло, фотография, гравюра, скульптура и даже компьютерная графика. При этом художник практически никогда не посещал музеи и выставки других художников, оставаясь заложником собственных внутренних образов: «Я не жалею о том, что у меня нет специального художественного образования. Нет никаких универсальных правил, ведущих к истинному прогрессу в искусстве».

Трагическая кончина настигла художника не так давно, в 2005 г. Бексиньский при жизни много думал о собственной смерти, эта проблема служила источником его творчества: «Все мы стоит перед лицом смерти. Я не исключение. Честно говоря, я больше боюсь процесса умирания, а не самой смерти. Это не страх пустоты, а страх страдания – вот, что меня больше всего пугает. В моём случае страх смерти и борьба с увяданием – это фактор, который стимулирует мою работу».

Образы Бексиньского запоминаемы. Однажды увидев его работы, вы их уже не забудете. Некоторые назовут их отталкивающими и будут правы. Некоторые охарактеризуют их как потрясающие и также не слукавят. Можно восхищаться картинами Бексиньского, глядя на небольшие репродукции, но совсем другое дело – стоять перед оригиналом [2]. Их притягательность повергает в духовный трепет, заставляя отрешиться от окружающей действительности и остаться лицом к лицу с самим собой, с таким, которого вы ещё не знали. Находясь в непосредственной близости от работ Бексиньского, осознаёшь, что самое непостижимое лежит не в окружающем мире, а в нас самих.

Список литературы

  1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб: Азбука-классика, 2007. – 488 с.
  2. Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.