К вопросу взаимосвязи творческих способностей и познавательной деятельности в процессе обучения
№ 1 от 2016 года
Автор: Вытовтова Е. Л.УДК 159.9:37.015.3
Обучение – процесс познания, управляемый педагогом. В отечественном образовании структурно оформилась тенденция – ориентация педагогического процесса на личность ребенка и на системное изучение среды его развития. Развитие личности учащегося – ближайшая цель, которая должна достигаться на каждом возрастном этапе процесса обучения и воспитания.
Направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Это сложный и многогранный, специально организуемый процесс отражения в сознании учащегося реальной действительности [3]. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Обучение всегда происходит в общении между учителем и учеником и основывается на вербально-деятельностном подходе. Результат обучения зависит от отношения учащихся к учению, их стремления к познанию, осознанного и самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, их активности [2].
Обратим внимание на методы обучения, активизирующие познавательный процесс. Активность учащихся в обучении – это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Активность проявляется в различных видах деятельности (внешняя и внутренняя). Внешняя (моторная) активность проявляется в деятельности учащегося: на лекциях конспектирует, на практических занятиях отвечает и решает, на лабораторных занятиях выполняет опыты. Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется наличием внешней активности и имеет такие признаки, как напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, сравнений, обобщения. Высший уровень активности – творческая активность – это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания [5, 6, 7]. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся способно вскрыть внутренние резервы обучения. Слово «творчество» происходит от слова «творить», то есть «искать», «изобретать новое». Таким образом, творческая познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск и создание нового умения, навыка, продукта, опыта. Исследования способности к творчеству, креативности можно представить так: креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу). В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [1, 2, 5]:
- Появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения.
- Зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи.
- Созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме.
- Логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности.
- Озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание.
- Экспериментальная проверка идеи.
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые, можно повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности учащегося.
Мы отмечаем, что творческие способности проявляются в успешности деятельности. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, – это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.
Рассмотрим основные принципы диагностики творческих способностей [4, 5, 6, 7, 8]:
- Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как конвергентное мышление направлено на поиск из множества решений единственно верного.
- В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
- Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Поэтому креативный мыслительный процесс является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
- Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
- индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
- индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
- индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Выделяют последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты. Низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и не регулируются.
Следовательно, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Список литературы
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наукова думка, 1989. – 200 с.
- Величковский В.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 336 с.
- Ворошилова О.Л. Реализация возрастного подхода в образовании младших школьников во второй половине ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.11.17. – Курск, 2005. – 20 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. – М: Просвещение,1991. – 321 с.
- Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. – 126 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
- Годфруа Ж. Психология: в 2 т. – М.: Мир, 1992 – Т. 1. – 496 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1992 – Т. 2. – 376 с.