Роль технологической карты в процессе подготовки учителя к уроку

№ 1 от 2016 года
Автор: Щербакова В. Ю.
УДК 373.1.02:372.8
Курский государственный университет
vera.kursk@list.ru

С введением нового Федерального государственного стандарта в общественном сознании в корне изменилось понимание социального предназначения школы, задача которой заключалась ранее в простой передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику. В настоящее время миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Таким образом, произошла смена образовательной парадигмы.

Сейчас приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать достижения своих учебных результатов. Функция школы в настоящее время – развитие личности учащегося на основе освоения способов действий, формирование умения учиться. Учащийся в образовательном процессе сам должен стать «архитектором и строителем», активным его участником.

Это свидетельствует о перемене позиции школьника на уроке, что влечет за собой изменения в деятельности учителя на уроке, следовательно, в процессе его подготовки к уроку.
Одним из важных условий оптимальной организации будущего урока, качественного его проведения и получения планируемых результатов является его проектирование на основе методически продуманной разработки учителем технологической карты урока.

Для студентов и молодых учителей, начинающих свой профессиональный путь, подготовка к уроку, а именно разработка технологической карты, является одним из сложных и трудоемких видов деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения внес значительные дополнения в виде определенных требований к результатам образовательного процесса, отражающим новые качественные характеристики деятельности обучающихся на уроке в виде планируемых результатов. Изменилась форма и структура оформления проекта будущего урока в виде технологической карты.

При разработке карты важно определить её параметры. Такими показателями могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности школьников, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока представляет собой вариант графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющей структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

В настоящее время унифицированной, устоявшейся формы технологической карты не существует. Учитель имеет право на вариативность её исполнения в соответствии с личностными предпочтениями в отношении выбора структурных компонентов формы. Учитель может разработать свой перечень структурных компонентов, а также вариант формы её исполнения, наиболее удобный для практического использования.

В карте должны отображаться способы, формы организации деятельности учителя и обучаемых. Содержание деятельности участников образовательного процесса должно находиться в обязательной взаимосвязи и синхронизации их совместных действий.

В технологической карте обязательно находят отражение планируемая деятельность учителя и прогнозирование действий учеников, то есть заранее должен быть виден моделируемый результат их совместной деятельности по достижению конечных целей урока в виде формируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые предметные результаты представляют собой описание качественных свойств компетенций, которыми должны овладеть учащиеся к завершению урока.

Характеристика всех видов деятельности учащихся на уроке определена результатами учебного процесса по каждой теме урока. Предполагаемые результаты находят отражение в авторских рабочих программах по изобразительному искусству в виде предметных результатов.

Содержание и характеристика видов деятельности школьников, прописанные в рабочих программах по изобразительному искусству для начинающих учителей и студентов могут, являться ориентиром при определении и формулировке предполагаемых предметных результатов в процессе разработки технологической карты по конкретной теме урока. Предметные результаты  включают освоенные обучающимися в ходе изучения содержания учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, а также виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Так, в наиболее используемой в практике учителями рабочей программе Б.М. Неменского обозначено, что основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — «развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры».

Художественное развитие школьников должно осуществляться в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности на уроке — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Все эти формы учебной деятельности должны быть обязательно организованы и реализованы учителем на уроке. В технологической карте эти формы деятельности прописаны в столбцах как действия учителя, действия учащихся, обозначены и условия организации (методы, средства и т.д.).

Моделирование и проведение урока на основе технологической карты позволяет на более высоком качественном уровне организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов. Это существенно сокращает время на подготовку учителя к уроку, так как в традиционном плане расписывается в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Таким образом, технологическую карту урока можно рассматривать как целостный визуальный образ будущего сценария урока.

Важно учитывать также следующие требования при разработке технологической карты урока.

При изучении школьниками содержания предмета и организации учителем учебного процесса ведущими подходами являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование у школьников основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

В связи с тем, что технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, при конструировании технологической карты урока существует необходимость описания всего процесса деятельности, а также указание операций и их составных частей.

В структуре технологической карты урока должно быть предусмотрено:

  • четкое планирование каждого этапа деятельности;
  • максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координирование и синхронизация действия всех субъектов педагогической деятельности;
  • организация самооценки деятельности учащихся на каждом этапе урока.

При разработке  этапами работы над технологической картой являются:

  • определение места урока в изучаемой теме и его тип;
  • формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные); задач урока (в виде учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на достижение цели);
  • обозначение этапов урока в соответствии с его типом;
  • формулировка цели каждого этапа урока;
  • определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт деятельности);
  • выбор форм работы на уроке;
  • подробная разработка деятельности учителя во взаимодействии с деятельностью ученика;
  • определение заданий, которые приведут к достижению запланированных результатов;
  • отбор визуального ряда или образной наглядности: произведения изобразительного искусства, музыкальный, литературный ряд и т.д., на основе которых будет проходить диалоговое взаимодействие учителя и ученика для достижения планируемых результатов.

Каждый урок изобразительного искусства должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие и, главное, способствовать формированию таких важных умений, как умение учиться.

Всё это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование конкретных результатов обучения, что определяет структуру технологической карты, в которой фиксируются не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

Чтобы не загружать лишней информацией таблицу, после неё лучше поместить дополнительные сопровождающие материалы: вопросы для самоконтроля учащихся с различным уровнем сложности, тестовые задания, критерии оценивания продуктов деятельности школьников и т.д.

Таким образом, учитель должен не только определить, как создать условия для открытия и освоения школьниками новых знаний, формирования качественно новых компетенций, но и на основе карты смоделировать сценарий урока, обеспечив оптимальные условия для вовлечения учеников в активную деятельность, связанную с возможностью открытия самими школьниками новых знаний. Как получить планируемые результаты – задача и творчество учителя.

Список литературы

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5–8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
  2. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учеб. для студ.учреждений высш. проф. образования. – М.: Изд. центр Академия. – 2013. – 336 с.
  3. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.