Морской пейзаж в творчестве Александра Конева

№ 1 от 2016 года
Автор: Русанова А. И.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Курский государственный университет
ane4ka.rusanowa@yandex.ru

Александр Вячеславович Конев — известный курский живописец и график, автор множества интересных работ, разнообразных по тематике и живописному языку. Городские и морские пейзажи, натюрморты, портреты – за какой бы жанр ни брался художник, его картинам присущи особая одухотворенность и эмоциональность [2].

Александр Конев родился в 1956 году в городе Кызыл (Республика Тува), спустя несколько лет семья переехала в Курск. Его отец — заслуженный художник России Вячеслав Васильевич Конев, мама, Мэри Григорьевна Конева, — искусствовед, выпускница Ленинградской академии художеств. Александр Конев прекрасный ученик отца. Вячеслав Васильевич привил сыну любовь к экспрессивности, цветовой активности в живописи, несущей особую солнечную энергетику и жизнеутверждающий оптимизм. Но были и сомнения. Как всякий художник Александр Конев искал свой путь в живописи. Понимая, что стиль отца-художника отражается на его творчестве, он сильно переживал, но желание выражать свои мысли на холсте взяло верх. Отцовский авторитет не подавил в нём личность, а стал источником вдохновения, создал атмосферу творчества, трудолюбия, самореализации, преданности делу. Александр Конев – яркий, самобытный, азартный художник. Его работы отличаются продуманностью композиционного решения, выразительностью, насыщенной гармоничностью цветов, свежестью и легкостью образов, удивительным талантом и мастерством в отображении самых различных настроений природы.

По стилю Александру Коневу близким и выражающим его чувства стал импрессионизм. В работах художника присутствует ощущение пространства, состоящего из воздуха, света, запахов и звуков – всего того, что невозможно просто изобразить. Все это может передать только художник с очень тонко чувствующей душой. А вот активность художника выражается в усиленно форсируемом декоративном цвете.

Художник работает в разных жанрах: натюрморт («Гладиолусы» (1999), «Постновогодний натюрморт» (1996)), портрет («Автопортрет» (1993)), городской пейзаж («Вечерний Монмартр» (1993), «Окраина» (1990)). Все его произведения несут на себе печать индивидуального восприятия мира. Художник рассказывал, как женщина в Стамбуле купила его полотно с видом Курска, на котором была изображена одна из маленьких улочек, поднимающихся от Центрального рынка к улице Радищева. Разноцветные припорошенные снегом домишки привели покупательницу в восторг.

Особое место в творчестве художника занимает морской пейзаж. Так уж вышло, что море всегда притягивало к себе людей своими огромными просторами, романтикой приключений, восходами и закатами, буйством стихий. Это та художественная форма, в которой живописец раскрывается наиболее полно. Здесь ему легко думать, чувствовать и размышлять. Море на картинах Александра Конева никого не оставит равнодушным, оно вводит зрителя в реальный мир, преображенный фантазией художника. Живые, дышащие свежестью и энергией волны, бездонные синие дали – такие картины подолгу удерживают возле себя и не перестают восхищать. Находясь рядом с его работами, начинаешь по-новому смотреть на окружающий мир, ощущать всю мощь природы, замечать и понимать ее красоту и величие.

Александр Конев убежден, что искусство должно быть радостным, нести свет и доставлять удовольствие людям. А еще он считает, что люди должны путешествовать, тогда они становятся другими – искренними и добрыми, чуткими и отзывчивыми. Александр Вячеславович много путешествует не только по России, но и за рубежом. Виды Франции, Ирландии, Германии и многих других стран открывает нам художник. На холсте он умело подмечает изюминку каждого места: Франция – романтические оттенки, Германия – строгость и сдержанность форм. Но, по его признанию, самым близким стал для него Крым. Поэтому каждый год он стремится поехать туда за новыми эмоциями, новыми приключениями, новыми картинами.

Цель художника, пишущего море, – передать эмоции и впечатления, которые вызывает то самое море. Изобразить его настроение – погоду, передать ощущение воды – свет и прозрачность. В своих произведениях он стремится отобразить подлинную картину состояния моря, привлечь внимание к его бескрайним просторам.
Для Александра Конева при создании картины главная задача – передать эмоциональную окраску моря. Он пишет его в разных тонах: теплых – при солнечном свете, холодных – в штормовую погоду. Особое внимание мастер уделяет морскому окружению. Это могут быть скалы, горы, лодки, чайки. Художнику в своих произведениях с легкостью удается передать самые мимолетные нюансы и характер морского пейзажа.

Работы Александра Конева отличает внутренняя собранность, цельность художественного видения, завораживающая поэзия морского пейзажа – простого и многогранного одновременно. Через его картины мы видим художника с богатым внутренним миром, сформировавшимся особым стилем и взглядом на искусство. Живописец часто работает широким, раскованным, размашистым мазком, передавая форму и цвет. Картины играют красками, дарят яркие эмоции, увлекая зрителя в водоворот воспоминаний и впечатлений.

Художник любит камерные мотивы, передавая через них сильные и глубокие художественные образы, акцентируя внимание на простых человеческих радостях и переживаниях. В его работах отразилась красота моря во всех его проявлениях – днем и на закате, после шторма и во время штиля, при ясной солнечной погоде или после дождя. Картины мастера открывают зрителю авторские переживания, его искренность, душевную открытость.

Картины на морские темы дают зрителю огромную гамму чувств и эмоций. На картине «Закат» (2003) море как бы погружается в сон. Вот корабли уйдут в гавань, и наступит тишина и покой. Полотно написано в теплой, сдержанной колористической гамме. Все оттенки угасающего заката – от золотисто-охристых и алых до бордовых и свинцово-серых – погружают зрителя в состояние умиротворения, тепла и романтики.

Но настроение резко меняется, глядя на картину «Морле. Бретань» (2009). Мы видим начало дня. Люди вдалеке собираются на причале и с нетерпением ждут прогулки в открытом спокойном море. Зритель помещен художником на яхту, как бы приглашая полюбоваться этим солнечным утром. Парусники выстроены в несколько рядов. Их мачты подчеркивают динамику композиционного строя и держат всю композицию единым целым. Энергичный цвет, экспрессия, ощущение праздника погружают зрителя в атмосферу шумного утра на городской пристани, предчувствие восторга от встречи с морем. В отражении яхт можно увидеть спокойствие, которое передает все оттенки цветовой гаммы: от холодных – зелено-синих, до теплых – охристо-желтых. Краска переливается множеством цветов, что создает неповторимое разнообразие и оттеночно обогащает картину [1].

Яркая, эмоциональная картина «Прибой» (1999) звучит, очень тонко и мастерски создавая образ моря – игривого, ласкового и непредсказуемого – какой будет его следующая волна? Полотно наполнено динамикой разбивающихся о камни волн, создавая радостное настроение ожидания все новой и новой волны. Передача цвета, размытость контуров, чередование теплых и холодных тонов, уходящий вдаль горизонт переносит зрителя на черноморское побережье Крыма, близкое и родное с детских лет. Видна уверенная манера письма художника, мы видим светло-голубые, синие и зеленые краски неба, моря и скал, а золотисто-розовые блики и теплые почти белые брызги воды окутывают и смягчают всю картину.

Александр Вячеславович – настоящий художник, ощущающий жизнь глубоко и остро, тонко чувствующий и передающий на холсте все оттенки настроения моря. Вместе с этим сильный и волевой характер мастера позволяет ему сохранять спокойствие и контролировать себя. Ведь душа человека неслучайно сравнивается с морем: то бушующие волны и шторм, то солнечная погода, переливающаяся на гладкой поверхности воды, – это те пейзажи, которые могут помочь зрителю найти в себе что-то новое, разобраться с привычными чувствами, что-то вспомнить или, наоборот, забыть.


Гладиолусы. Холст, масло, 70см. x 60см.


Вечерний Монмартр.Холст, масло, 40см. x 50см.


Закат. Оргалит, масло, 50см. x 60см., 2003 г. копия


Морле. Бретань.Холст, масло, 80см. x 100см.


Прибой. Холст, масло, 50см. x 60см., 1999 г.


Приморский городок. Холст, масло, 60см. x 70см., 2010 г.


Прилив. Холст, масло, 70см. x 80см., 2009 г.

Список литературы

  1. Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
  2. Пронина Т.Д. Использование регионального материала при формировании содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Известия регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (9). С. 12. URL: http://science.rfei.ru/ru/2015/3/117.html.