Курские корни Н. И. Билевича
№ 1 от 2016 года
Автор: Коковин А. Ф.УДК 82.0
Имя Николая Ивановича Билевича, чья деятельность тесно связана с Курским краем, сейчас известно только специалистам, тем важнее напомнить об этом замечательном человеке современному читателю.
Н.И. Билевич родился 21 ноября (3 декабря) 1812 г. в Курске в семье дворянина, учителя гимназии. Окончил в Курске уездное училище и 4 классную гимназию. В 15 лет поступил в гимназию высших наук князя Безбородко в Нежине, где преподавал его дядя, профессор М.В. Билевич. В эти годы он был близок с Н.В. Кукольником, Е.П. Гребёнкой, Н.Я. Прокоповичем, помогал в изучении латыни Н.В. Гоголю, учившемуся в старших классах. По окончании гимназии в 1830 г. со степенью кандидата поступил в Московский университет, в течение нескольких месяцев слушал лекции словесного и юридического факультетов. Из-за недостатка средств оставил университет и поступил учителем истории и географии в Московскую практическую академию. Здесь он сблизился с Н.А. Полевым и Н.И. Надеждиным, с кружком И.В. и П.В. Киреевских, посещал вечера М.Н. Загоскина, А.Ф. Вельтмана, Ф.Н. Глинки. Около 1839 г. начальство воспитательного дома поручило Билевичу составить учебное руководство к преподаванию всеобщей истории. Он написал только «Древнюю Историю», так как в 1840 г. оставил службу в воспитательном доме по случаю назначения учителем русской словесности во вновь открытую третью московскую гимназию, из которой вскоре, по распоряжению попечителя учебного округа графа Строганова, перемещен старшим учителем в дворянский университетский пансион. Вместе с тем он преподавал русскую словесность и археологию в сиротском доме и в московском дворцовом архитектурном училище, исполняя в последнем обязанности ученого секретаря конференции училища. В 1848 г. Билевич назначен инспектором калужской гимназии, а в 1850 г. переведен инспектором же в первую московскую.
В этот же период под влиянием знакомства и общения с известными писателями и издателями проявилось его влечение к литературным занятиям. Он выполнял переводы для журнала «Телескоп», затем написал несколько сатирических статей и в 1833 г. издал их отдельной книгой под заглавием «Картинная галерея светской жизни, или Нравы XIX столетия».
Народные традиции занимали в творчестве Николая Ивановича существенное место. С одной стороны, он активно использовал их в своей педагогической работе и в литературном творчестве. С другой стороны, его можно считать основоположником системного собирания народных традиций в Курской губернии.
Как учитель словесности Н.И. Билевич обращался в своей работе к фольклору, прежде всего к сказке. Так, в статье «О преподавании русского языка и словесности» он уделил большое внимание месту сказки в системе детского чтения [1].
Но наиболее ярко интерес к народным традициям проявился в книге «Святочные вечера», первое анонимное издание которой появилось в 1836 году [2]. Книга была встречена благосклонными отзывами В.Г. Белинского и О.И. Сенковского. Сенковский увидел в книге «ум, шутку, проблеск чувства и воображения, что всего лучше, что-то русское, национальное, что-то слышанное вами в народе!», правда, не преминул добавить, что нашел в ней «что-то русское — грубое, тяжёлое, мужицкое» [3]. Белинскому книга тоже понравилась, и он прямо посоветовал «автору обратить внимание на свой талант». Правда, В.Г. Белинский ошибся, полагая, что «автор, очевидно, не большой грамотей, еще новичок в своем деле; и оттого его язык часто в разладе с правилами, часто в его рассказах встречаются обмолвки против характера простодушия, который он на себя принял; он прикидывается простым человеком, хочет говорить с простыми людьми и между тем употребляет слова «фантазия, тени умерших» и тому подобное. Но, несмотря на всё это, какое соединение простодушия и лукавства в его рассказе; какая прекрасная мысль скрывается под этою русско-простонародно-фантастическою формою!» [4].
Наряду с заметной затрудненностью в передаче «простонародного» языкового колорита они отмечены непринужденностью, с которой персонажи народной демонологии — черти, ведьмы, оживающие покойники — вписаны в повседневный быт, где им принадлежат роли незадачливых соблазнителей или, напротив, судей, наказывающих тех, у кого нечистая совесть («Белые колпаки, или Нездешние гости на здешнем свете», «Дедова история», «Зеленая птица», «Чудная встреча»).
Книга эта имеет две части. Первая состоит из «мудрых сказаний» разумной ключницы боярина Растоплюхина Соломониды Патрикеевны, которая названа тетушкой издателя. Вторая часть представляет собой «пересказки» некого Артамона Фалалеева, который является племянником некого старосты.
Кроме того, в издании 1839 г. есть предисловие издателя, названное «Преждесловие», в котором рассказывается история автора данной книги. Дядя-издатель Григорий Рацкий сообщает читателям, что он крестьянин «К… губернии», и хотя в Российской империи были и другие губернии начинавшиеся с буквы К «ходить из Орла на барках с хлебом в Питер» [5] можно было только из Курской. Таким образом, Билевич сделал автора и издателя уроженцами своей родной Курской губернии.
Помимо краеведческих заметок за время жизни в Москве Н.И. Билевич опубликовал несколько сказок, одна из которых представляет собой текст из Курской губернии [6]. Эта сказка, скорее всего, услышана им в Курской губернии. Он записал ее по памяти, а не в момент исполнения, поэтому назвать текст аутентичной записью нельзя, более того – сказка подверглась литературной обработке, но данный текст, безусловно, характеризует особенности сказочного репертуара курского региона.
Билевич поместил ряд статей в «Библиотеке для чтения» («О преподавании русского языка», 1846 г., и повесть: «Петр Иванович Короткоумкин», 1853 г.), в «Москвитянине» («Об историческом значении Петровского-Разумовского», 1846, и повесть: «Мечты и действительность», 1849), в «Московском Городском Листке» («Николай Иванович Новиков», «Пребывание Карамзина в Москве» и “Русские писательницы XVIII и XIX веков», 1847 г.) и в «Московских Ведомостях», 1854 г. («Коренная ярмарка в Курске»).
Его перу принадлежат сказки «Журавль», «Сказка об Иване-Богатыре». В своих книгах он отстаивал православно-монархические, патриотические идеалы, выступая против космополитизма и западничества.
Н.И. Билевич стал любимым учителем, «идолом» юного Ф.М. Достоевского, когда тот учился в пансионе Л.И. Чермака и, несомненно, оказал на него литературное и творческое влияние.
Особое место в творчестве Н.И. Билевича занимает библиографический труд «Русские писательницы 18-19 вв.» – первый опыт систематизации и критической оценки вклада писательниц и переводчиц в развитие русской литературы с екатерининских времен до 30-х гг. XIX в.
В 1853 г., в связи с ухудшившимся здоровьем, вышел в отставку, поселился в Курске и стал активно участвовать в деятельности губернского статистического комитета. Начало этой деятельности связано с проектом первой памятной книжки Курской губернии. Реализация этого проекта была возложена на Николая Ивановича, который в 1854 г. составил комплексную программу «Описания Курской губернии», по которой и работали многие местные краеведы.
По рассмотрении программы «Описания Курской губернии» в министерстве внутренних дел Билевич был утверждён в звании члена-производителя работ курского губернского статистического комитета с назначением заведующим комитетом.
Губернские статистические комитеты были ведущими органами комплексного краеведения в российской провинции. Надо отметить, что в Курске с 30-х гг. ХIX века краеведение было развито хорошо. Заслуга в этом принадлежит военному губернатору города Курска и курскому гражданскому губернатору М.Н. Муравьеву. При нем в городе сложился кружок людей, интересовавшихся историей родного региона. По инициативе губернатора были составлены описания Курской губернии в ботаническом и геологическом отношении, началась публикация метеорологических наблюдений, был составлен исторический и географический путеводитель по Курской губернии. Однако, после того как М.Н. Муравьев покинул Курск краеведческая деятельность практически сошла на нет, и лишь с появлением в городе Н.И. Билевича работа возобновилась.
16 апреля 1855 г. на заседании губернского статистического комитета Билевич предложил программу подготовки памятной книжки. Члены комитета приняли решение просить курского губернатора И. Д. Лужина оказать содействие в ее издании. Изначальный вариант структуры памятной книжки, предложенный Билевичем, включал восемь разделов. Помимо «Современной статистики губернии», «Биографии известных уроженцев губернии», полного адрес-календаря и «Местных замечаний», в издании были включены разделы, непосредственно связанные с краеведением: «Историческое обозрение города Курска и Курской губернии», «Указатель примечательных древностей г. Курска и некоторых мест в губернии», «Монастыри, пустыни и церкви» и «Предметы, заслуживающие особого внимания в губернии». Безусловно, после рассмотрения программы в Министерстве внутренних дел в структуру был внесен ряд изменений, но в основном он касался частных проблем. И Николай Иванович начал работу по сбору материала. Им было предложено вести сбор справочных сведений через рассылку циркулярных запросов различным должностным лицам и присутственным местам губернии. Подобный метод использовался фольклористами часто, но системная рассылка вопросов программы, судя по всему, впервые была осуществлена именно в Курске. Подобная практика не принесла существенных результатов, так как многие не понимали сути запросов и либо вовсе не предоставляли информации, либо отделывались отписками, но, тем не менее, определенные сведения были получены.
Во время Крымской кампании, в 1855–1856 гг., был избран курским дворянством в депутаты от дворянства и состоял членом губернского комитета продовольствия войск крымской и южной армий.
В конце 1856 г. Билевичем была представлена ориентировочная смета расходов на издание памятной книжки. Казалось бы, она должна была выйти уже в 1857 г., но работа приостановилась. Причиной этой остановки стало здоровье Николая Ивановича. Он начал стремительно терять зрение, был вынужден оставить свою должность и существенно сократить работу в статистическом комитете в целом. За ним было оставлено наблюдение за работами, прежде всего, по обработке «монографических трудов и по собиранию материалов для издания будущих памятных книжек» [7]. Билевич не оставил работу по изданию памятной книжки и даже писал губернатору Н.П. Бибикову прошение о внесении в книжку новых данных и издании ее в 1858 году [8]. В личном письме, приложенном к рапорту, он писал о своем плохом здоровье: «почту себя счастливым, если я когда-нибудь могу пригодиться на дело общей пользы, оставшись с неиспорченным еще зрением в правом глазе, потому что левый у меня уже едва видит и вообще при моем незавидном здоровье, страдая давнею хроническою болезнею, более 8 лет» [9].
Памятная книжка вышла только в 1860 г., но редактором и корректором данного издания стал уже И.И. Бесядовский. Причиной этого была практически полная слепота Билевича. Он не дождался выхода памятной книжки, о которой так хлопотал, она появилась в конце года, а Николай Иванович после длительной болезни умер в своём имении в селе Патепке Щигровского уезда 15 (27) июля 1860 г.
Список литературы
- Билевич Н.И. О преподавании русского языка и словесности // Библиотека для воспитания. Отделение второе. Год второй. 1846. Ч.3. С. 47-83.
- Святочные вечера, или рассказы моей тетушки. Кн.1-2. М., 1836.
- Сенковский О.И. Литерная летопись. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки // Библиотека для чтения. 1836 . Т. XVI. С. 45
- Белинский В.Г. Святочные вечера, или рассказы моей тетушки // Молва, 1836. Т.ХIII. №11. С. 304.
- Билевич Н.И. Святочные вечера. Написаны Николаем Кунацким. Изданы дядею его Григорием Рацким. СПб., 1839. С.III.
- Билевич Н. Сказка об Иване-богатыре // Московский городской листок. 1847. 15 июля. №153. С. 613-614; 16 июля №154. С. 616-618; 17 июля, №155. С. 621-622.
- Билевич Николай Иванович // Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т.3. Бетанкур – Бякстер. С. 36
- ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 24. Л. 45–45 об.
- ГАКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 24. Л. 44–44 а.