К вопросу о сущности и содержании понятия «профессиональное самосознание» в научной литературе

№ 1 от 2016 года
Автор: Будовская И. В.
УДК 159.9
НОУ ВПО РОСИ Региональный открытый социальный институт

В настоящее время проблема формирования профессионального самосознания сотрудников ОВД, в связи с возрастающими требованиями к их профессионализму, приобрела особую остроту. В этой связи считаем необходимым обратиться к вопросу о представлении сущности и раскрытии содержания понятия «профессиональное самосознание» в отечественной научной литературе.

Следует отметить, что сам термин «профессиональное самосознание» появился сравнительно недавно. Специальные исследования роли самосознания в сфере профессионального труда начаты Ю.Н. Кулюткиным, Г.С. Сухобской, В.Д. Шадриковым и др. В научной литературе сложились различные подходы к пониманию профессионального самосознания. Так, по мнению Прыгина Г.С Степанского В.И., Фарютина В.П., профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [14, с.45].

Чеснокова И.И. определяет рассматриваемый термин как целостную оценку своих личностных качеств, которые могут быть профессионально значимыми и под воздействием требований самоконтроля и самооценки формироваться в процессе учебной и трудовой деятельности и [16, с.316].

Шавир П.А. понимает под профессиональным самосознанием избирательную деятельность личности, подчиненную задачам профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности [17].

В.Г. Козиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирование направления саморазвития, его осуществления [8].

Л.М. Митина рассматривает профессиональное самосознание как осознание человеком себя в каждой из трех составляющих пространства труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе общения и в системе собственной личности [13]; С.В. Васьковская – как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [4].

Рассматривая сущность профессионального самосознания, В.Д. Брагина делает акцент на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним [3]. А.К. Маркова определяет его как «комплекс представлений человека о себе как о профессионале, как целостный образ себя как профессионала, как система отношений и установок к себе как к профессионалу» [10, с.27]. По ее мнению, оно включает осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, эмоциональное отношение и оценивание себя.

Профессиональное самосознание опирается на профессиональную самооценку, позитивную «Я-концепцию». У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации [10, с.27]. Сходной точки зрения придерживается и Л.И. Анцыферова, считающая важными критериями профессионального самосознания специалиста возникновение феномена «вовлеченности» в деятельность, то есть превращение ее в основную жизненную ценность личности, необходимое условие самореализации, источник самоуважения и формирования социального статуса; способность осознавать тенденции развития профессии, осуществлять рефлексию профессиональной деятельности в широком социальном контексте, самостоятельно определять и корректировать цели своей работы; способность поиска и разрешения противоречий профессиональной деятельности, творческого решения возникающих проблем, отказ от не оправдавших себя стереотипов.

В анализе путей формирования позитивного образа себя как проблемы профессиональной подготовки Л.И. Анцыферова опирается на опыт американских исследователей, считающих важнейшими принципами формирования положительного самоотношения специалиста создание условий для полноценного овладения человеком профессиональной культурой и отказ от воздействий, снижающих самоуважение личности [2].

В диссертационном исследовании Воскресенской Л.Ф. профессиональное самосознание определено как специфическая личностно-профессиональная функция [5, с.9] и как система ценностно-смысловых и когнитивно-операциональных свойств личности [5, с.7-8].

В исследованиях ряда ученых (Андреевой Л.В. и др.) в качестве условия формирования профессионального самосознания юристов названа деятельностная образовательная среда [1].

Следует отметить, что анализ проблемы формирования профессионального самосознания неразрывно связан с анализом профессиональной деятельности, поскольку объектом рефлексии субъекта становится собственная деятельность (мотивы, цели, действия, операции, результаты деятельности) и он сам как ее субъект.

Изучая процесс становления будущего специалиста, ученые (Карпов, Кузьмина и др.) выделяют различные варианты периодизаций профессионального развития, неразрывно связывая их с возрастным развитием, общим становлением личности, психологическими аспектами профессиональной деятельности (мотивацией, способностями, характерологическими особенностями личности, самооценкой, свойствами нервной системы, эмоционально-волевой сферой и т.п.) [7, 8, 11, с.11].

Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности. Податливость человека влиянию самой деятельности или изменение деятельности в зависимости от своего отношения к ней определяется, на наш взгляд, особенностями самосознания (особенно профессионального самосознания) личности, в частности, осознаваемыми параметрами деятельности и значимостью их для человека. Поэтому важно определить место профессиональной деятельности в структуре профессионального самосознания, ее содержательные, функциональные характеристики и личностные акценты. В этой связи актуализируются вопросы профессиональной ориентации курсантов, студентов, слушателей [6, с.85-89].

По мере роста профессионализма профессиональное самосознание расширяется за счет увеличения числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности [12, С.35-38].

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме профессионального самосознания, показывает, что профессиональное самосознание – интегральная характеристика личности, объединяющая многообразие представлений о себе как о профессионале. Развитие профессионального самосознания – новый уровень развития самосознания, предполагающий не только усвоение нового блока информации, но и выход на новый уровень познания и формирование детерминированной этим новым уровнем структур познания картины мира.

Процесс формирования профессионального самосознания исследуется как развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Профессиональное самосознание отражает процесс структурно-динамического развития субъекта на различных этапах профессионального обучения, в ходе которого развиваются профессионально ориентированные подструктуры и профессионально важные личностные качества, происходит усвоение и осмысление профессиональных знаний, развитие профессиональных способностей и ценностей, происходит осознание личностного смысла профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высших учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
  2. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Педагогика, 1969. – С.57-118.
  3. Брагина В.Д. Представление о профессии и самооценка профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопросы психологии. – 1976. – №2. – С.146-150.
  4. Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: дис... канд. психол. наук. – Киев, 1987. – 170 с.
  5. Воскресенская Л.Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педагогического лицея: автореф. дис... канд. пед. наук. – Волгоград, 1996. – 24 с.
  6. Кадуцкий П.А., Воинов П.Н., Устинов А.А., Медведев А.В., Баландюк Р.О. Становление профессиональной ориентации курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта. Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2015. – С. 85-89.
  7. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: Метод. рекомендации / Урал.гос.пед.институт. – Екатеринбург, 1996. – 36 с.
  8. Козиев В.Г. Психологический анализ профессионального самосознания. Дис... канд. психол. наук. – Л., 1980. – 160 с.
  9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. – 160 с.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Просвещение, 1996. – 147 с.
  11. Медведев А.В. Социально-психологические аспекты развития психологического здоровья студентов в процессе профессионализации в вузе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Курский государственный университет. – Курск, 2010. – С.11.
  12. Медведев А.В. Особенности профессионализации студентов вузов как фактор личностного развития // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития. Материалы 3 Международной научно-практической конференции. – 2008. – С. 35-38.
  13. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С.58-64.
  14. Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников //Вопросы психологии. – 1987. – №4. – С.45-51.
  15. Слободнюк В.Б. Ценностные ориентации студентов // Психология и педагогика: Сб. научных статей. – Магнитогорск, 2000. – С. 55-59.
  16. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 316-337.
  17. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.