В гостях у Юрия Степановича Глюдзы
№ 3 от 2015 года
Автор: Воробьёва Л. Н.Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Юрий Глюдза – художник, известный своей оригинальной живописью, в которой он не ограничивает себя академическими приёмами, отражая феерию цветовых сочетаний, казалось бы, обыденных вещей. Давным-давно этот мастер живописи и дизайна покинул родное Закарпатье и обосновался в наших краях. Изучая творчество Юрия Степановича, очень полезно было посетить его мастерскую, увидеть и прочувствовать атмосферу места, где создаются насыщенные оригинальные полотна.
Запах масла и акрила, дерева и грунта встречает вошедшего в мастерскую Глюдзы. Помещение изобилует художественными материалами самого разного рода – от кистей и этюдников до баллончиков автомобильной краски и баночек с различными составами, использующимися в создании живописной фактуры. Такое разнообразие не случайно, ведь живописец не ограничивает себя в средствах: некоторые этюды содержат неожиданные детали – всевозможные современные материалы, осколки зеркал.
На одной из стен – работы художника с проходившей недавно выставки. Причём даже в такой «домашней» обстановке немало внимания уделено грамотному экспонированию работ.
Как признаётся Глюдза, малозаметные, на первый взгляд, работы, вроде простых геометрических композиций, играют огромную роль в создании общей экспозиции, они являются необходимым дополнением к запоминающимся и ярким работам вроде «Возвращения к храму» (2015 г.) и «Слепого дождя» (2015 г.). Чёткая логика отслеживается не только в композиционном построении каждой работы художника, но и в их расположении на стене в мастерской.
Сам живописец говорит о висящих на стене работах как о временно туда помещённых: художнику необходимо освежать атмосферу мастерской, и он периодически снимает одни полотна, заменяет их новыми, не забывая о композиционном ритме экспозиции в целом.
Противоположная стена мастерской занята графическими работами жены Глюдзы, Ирины Николаевны. Выполненные в технике пастель картины изобилуют деталями, каждый изображённый предмет имеет собственный характер.
Юрий Степанович отмечает необычную методику работы супруги: картины она создаёт, начиная с определённой детали и постепенно переходя к целому как к совокупности проработанных частей. Сам Глюдза следует правилу «от целого к частному», распределяя основные тоновые и колористические отношения, лишь потом переходя к детализации.
Процесс создания работы у Юрия Степановича начинается с яркого, не совсем сформированного ощущения внутри. Эмоциональное переживание немедленно ложится на полотно в виде форм, цветов, рельефов, зачастую это беспредметная живопись. Затем, уточняя создаваемое изображение, художник понимает, к чему относились одолевающие его образы, и даёт название своим работам, например «Краски Осени» (2002 г.) [1].
Глюдза всегда имеет под рукой маленькие форматы для создания небольших этюдов, которые впоследствии могут стать полноценными произведениями. Иногда такие «колористические размышления» рождаются в процессе работы над большими картинами и выполняются оставшимися на палитре красками.
Живописец положительно относится к желанию зрителя прикоснуться к рельефу работ, познать живопись мастера не только зрительно, но и тактильно. Глюдза не случайно сочетает шероховатые поверхности, имитирующие грубую штукатурку, с эмалированными гладкими плоскостями: художник стремится к осязательному контрасту.
Работа «Слепой дождь», на которой зритель видит фигуру под алым зонтом, предполагалась в виде абстракции, как это видно на этюде. Работа-эмоция во время создания полноценной картины по небольшому этюду внезапно приобрела фигурку с ярким зонтом, полускрытую в сияющей пелене дождя.
Монументальность изображений, стремление к величию и осязаемости работ, внутренняя созидательная сила каждого штриха были присущи художнику даже на самых ранних этапах его творчества, о чём свидетельствуют графические портреты жены и дочери Юрия Степановича, которыми художник очень дорожит.
Тогда же, в начале своего творческого пути, живописец вдохновлялся работами Поля Сезанна, что наложило заметный отпечаток на серию картин тех лет. Французский постимпрессионист пытался примирить классические каноны живописи с ярким декоративным видением мира, что отражал в своих работах. Ранние этюды Глюдзы – отголосок насыщенного конструктивного видения мира Сезанном.
Вспоминая, как тридцать лет назад приехал в Курск, мастер с удивлением говорит о том, что в увиденных им здесь работах преобладал академический подход. На таких выставках сложно придать каждой работе звучание, однако, если поставить академическую работу в ряд с импрессионистическими полотнами, каждое из направлений изобразительного искусства сыграет за себя и картины заиграют в новом свете на смысловом контрасте друг с другом [2].
Глюдза с теплотой отзывается о современных мастерах, не сторонящихся колористических экспериментов. Художник не отрицает академизм, более того, считает его необходимой основой для любого живописца, однако считает, что многоцветье мира призвано воодушевлять на отражение в работах собственной души через феерию цветов и впечатлений.
Любимый формат художника – квадрат, он удобен как для создания беспредметных настроений, так и для ярких пейзажей-впечатлений. Устойчивой композиции цветовых и рельефных сочетаний Глюдза уделяет пристальное внимание как дизайнер-график, а живому настроению в каждой работе – как истинный живописец души. Когда смотришь на его работы, приходит понимание, что внутренним миром наделены не только люди, но и предметы окружающей действительности – от руин старого дворика до побитой временем керосиновой лампы.
Восхищением по отношению к совершенно обыденным вещам дышат работы мастера. Особенно видно это на масштабной работе «Дверь в прошлое» (2011 г.). Тяжёлая металлическая дверь, дышащая пылью эпох, увенчана контрастным современным замком. Течение времени оставило на двери ржавчину, царапины, выщербленные трещины, а кое-где даже сквозные щели. Аллегория запертого прошлого, просачивающегося в действительность через отверстия настоящего времени, что и происходит на творческом пути художника.
Какой эффектной не казалась бы зрителю «Дверь в прошлое», живописец сетует, что она «недостаточно живая». Глюдза высказывается по этому поводу так: «Если бы можно было взять ту настоящую дверь, с которой я писал, снять с петель и принести в выставочный зал, тогда все просто замерли бы, оглушённые ярчайшей гаммой впечатлений. Изображённая на холсте дверь, однако, такого эффекта иметь не может, ведь картина – всего лишь отражение действительности». Действительно, непростое взаимоотношение художника и натуры, борьба и напряжение прослеживаются на полотне…
Юрий Степанович Глюдза создаёт картины, пронизанные особым отношением к окружающему миру. Он видит яркий живописный подтекст в любом пейзаже, предмете и даже в собственных чувствах, что и стремится показать зрителю в своих полотнах, прибегая к самым различным, зачастую неожиданным, художественным материалам. Визит в мастерскую позволил немного приподнять завесу тайны создания столь необычных, ярких и энергичных по своей сути работ.
Дверь в прошлое, 2011.
Картины супруги Глюдзы
Краски Осени, 2002.
Портрет дочери Глюдзы, 2000.
Работы художника на стене мастерской
Слепой дождь, 2015.
Слепой дождь этюд, 2015.
Список литературы
- Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
- Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М., 1993. — 248 с.