Обучение дошкольников грамотному письму (работа со словарными словами)
№ 3 от 2015 года
Автор: Дорофеева Т. В.УДК 373.2
В настоящее время лингвисты в нашей стране бьют тревогу – количество безграмотных людей не только не уменьшается, но порой даже увеличивается. Главный аргумент людей, которые не понимают, зачем грамотно писать, – это то, что их и так все понимают. Однако следует осознавать, что, находясь постоянно в обществе, где безграмотность считается нормой, человек может, конечно, не заботится о том, как он пишет или говорит, но тогда круг его общения будет крайне ограничен.
В стремлении сделать хорошую карьеру многие желают получить образование в той или иной области, никак не связанной с русским языком. При этом люди часто забывают о том, что им все равно придется общаться в деловой среде, писать деловые письма, составлять отчеты, просто оставлять записки на работе. В этом случае ошибки в этих текстах могут отрицательно сказаться на положении, особенно если человек занимает какую-то высокую должность.
Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция, когда многие серьезные компании устраивают тесты по русскому языку уже при приеме на работу, чтобы исключить неграмотность в организации. И иногда могут отказать даже очень хорошему специалисту, если он не в силах связать двух слов или не знает, как писать без ошибок. Что же мы подразумеваем под словом «грамотность»?
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания [2]. Людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
На протяжении длительного времени существует много споров о том, является ли грамотность врожденной способностью или ее можно приобрести путем многократных тренировок и повторений. Очень часто восхищение вызывает человек, способный писать без ошибок легко, быстро и красиво, не задумываясь над правописанием. Но действительно ли природа способна подарить такой дар избранным?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим такое понятие, как «чувство языка». «Чувство языка – феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций» [3]. Как видим, при помощи чувства языка человек способен оценивать правильность написания слова на интуитивном уровне, видеть так называемые «опасные места» в слове, неосознанно обнаруживать допущенную орфографическую ошибку.
Но в целом, мы склонны считать, что грамотность – это приобретенный навык, который формируется на протяжении нескольких лет. Человек не может родиться со знанием правил орфографии — такого не бывает. Иначе бы он также с рождения знал, например, правила дорожного движения или азбуку Морзе. Все наши способности зависят от того, как сложится дело с их обнаружением в раннем возрасте. Смогут ли правильно их использовать родители? И чем раньше начнется эта работа, тем качественнее будет результат.
Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, – непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой.
Поэтому работу над грамотностью надо начинать одновременно с обучением ребенка письму, чтобы уже на этом, начальном, этапе в памяти закреплялось орфографически верное написание слова. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 5-6-летнего возраста к языку. В старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью [1].
Известный психолог Л.С. Выготский также утверждал, что для освоения грамоты наиболее эффективным является возраст четырех – шести лет, поскольку именно в этот период дошкольники наиболее восприимчивы к речи [4].
На наш взгляд, работу по орфографии с дошкольниками следует начинать с запоминания написания словарных слов, то есть тех слов, правописание которых не регламентировано никакими правилами русского языка, поскольку маленький ребенок еще не в состоянии заучить большое количество правил и применять их на практике. Кроме того, следует помнить, что все упражнения должны проводиться в игровой, занимательной форме с использованием наглядных пособий, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения ребенка в этом возрасте.
Опишем возможную методику работы со словарными словами. Для начала необходимо отобрать слова, с которыми будем работать. Из всего перечня существующих словарных слов мы сделали подборку из 18 словарных слов, по нашему мнению, наиболее легких для восприятия шестилетнего ребенка-дошкольника.
Приведем эти слова: болото, горох, дорога, корабль, корзина, корова, молоко, воробей, ворона, ворота, кровать, лестница, огород, огурец, петух, собака, солнце, фонарь. Эти слова мы разделили на 3 микрогруппы, по шесть слов в каждой.
Выбор именно этих слов обусловлен тем, что лексическое значение каждого из них легко можно изобразить в виде картинки, которая будет понятна ребенку. Кроме того, написание этих слов сильно отличается от их произношения, а значит, тут легко ошибиться. Итак, работаем с заранее подготовленными картинками, изображающими понятия, обозначенные предложенными словами.
Для закрепления правописания слова необходимо, чтобы на картинке была изображено не только определенное понятие, но и выделена буква, в написании которой легко ошибиться, «опасное место» в слове.
Возьмем слово «болото». Какая картинка может соответствовать ему? Конечно, изображение небольшого болотца. А каким образом мы можем изобразить «опасное место» в слове? Например, буква «О» может тонуть в болоте.
Предполагаем, что перед нами шестилетний дошкольник, который уже владеет начальными навыками письма и чтения, то есть знает звуки, умеет складывать слоги и писать печатные буквы.
Педагог (показывает карточку с изображением): Давай посмотрим на картинку, что здесь нарисовано?
Ребенок: Болото.
Если ребенок не называет изображенный предмет, то педагог должен помочь ему при помощи наводящих вопросов.
Педагог: Посмотри, а какая буква здесь нарисована? Что с ней происходит?
Ребенок: Она тонет в болоте (упала в болото).
Педагог: Как ты думаешь, почему здесь нарисована именно эта буква?
Если ребенок не может ответить на данный вопрос, то отвечает педагог: Потому что в этом слове мы пишем букву «О».
Педагог: Давай с тобой вместе произнесем это слово так, как оно должно быть написано: бо-ло-то (произносят вместе по
слогам). А теперь повтори сам (ребенок повторяет).
Педагог: Давай теперь напишем это слово. Бери карандаш. И пишем: бо-ло-то (ребенок пишет под диктовку и произносит слово по слогам). Теперь давай прочитаем еще раз, что у нас получилось (читают): бо-ло-то. Так какую букву мы будем писать в слове «болото»? (показывает картинку). Правильно! Букву «О».
Таким образом происходит работа с каждым словом. На каждом занятии мы предлагаем работать с тремя словами. После изучения написания шести слов мы проводим закрепительное упражнение: педагог показывает ребенку картинку, а ребенок должен написать слово, при этом проговаривая его по слогам.
После изучения написания всех 18 слов проводится контрольное занятие: ребенку выборочно показываются карточки с изображениями, а он должен самостоятельно написать эти слова.
Чтобы достигнуть стабильного и положительного результата, необходимо сделать занятия систематическими и интересными. Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Список литературы
- Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». – М.: изд-во «Педагогика», 1978. – С. 3.
- Зачем нужно грамотно писать // Филолог. Сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны: [электронный ресурс]. URL: http://elenaskor.rusedu.net/post/2634/21059.
- Московский психологический журнал: [электронный ресурс]. URL: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1085000.
- Обучение грамоте дошкольников: [электронный ресурс]. URL: https://www.aristotel-arbat.ru/programmy/stypenku-k-shkole/obuchenie-gramote/.