К вопросу нормативно-правовой базы дистанционного обучения

№ 3 от 2015 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

Дистанционное обучение – одна из современных образовательных технологий, способствующих решению задач социально-экономического и научно-технического развития общества. Как и всё новое, применение и развитие этой технологии требует четкой нормативной базы.

Исследования экспертов по этой проблеме носят фрагментарный характер, и мы считаем необходимым систематизировать этот материал в предлагаемой статье.

Вопросы дистанционного обучения в нашей стране стали обсуждаться и находить свое отражение в документах в связи с проблемами информатизации вузов в 90-х годах прошлого века.

В частности, 23 мая 1993 г. Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политике РФ принял решение о том, что «сеть образовательных учреждений дистантной формы, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местопребывания, должна стать неотъемлемым элементом системы высшего образования Российской Федерации. Создание такой сети откроет новый канал реализации образовательных услуг для миллионов российских граждан, обеспечит им реальное право на образование» [21].

Позднее был принят целый ряд общих документов, направленных на укрепление и развитие дистанционного образования на территории Российской Федерации и стран СНГ.

На протяжении времени, за которое создавались эти приказы и решения, при поддержке Минобразования и Госкомвуза РФ был проведен ряд мероприятий, тематика которых связана с проблемами функционирования системы дистанционного образования (ДО) в России и за ее пределами. Так, в 1994 г. состоялся Международный конгресс по дистанционному образованию, в апреле 1995 г. созвана коллегия Госкомвуза России по вопросу о развитии ДО в России.

К числу документов того периода относится постановление Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». В нем указывалось, что «система дистанционного образования интегрируется в существующие образовательные системы, дополняя и развивая их; способствует созданию мобильной образовательной среды; является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке; содействует непрерывному образованию граждан» [17].

Этим же Постановлением была утверждена Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. В ней, в частности, отмечалось, что «при создании единой системы открытого дистанционного обучения (СДО) должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе требований государственного образовательного стандарта; общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО» [18].

Кроме того в Концепции отмечалось, что «создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта» [18].

Таким образом, в Концепции впервые вводится многообразие форм дистанционного обучения и дается определение дистанционного обучения: «Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов» [18].

Однако из-за отсутствия бюджетного финансирования концепцию не удалось реализовать. Учебные заведения стали искать самостоятельно резервы для ее внедрения и появились вузы-лидеры в области дистанционного образования: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Региональный финансово-экономический институт и др.

В сентябре 1995 г. был организован прием Европейской ассоциации дистанционного образования. Кроме того, в марте 1996 г. российская делегация приняла участие в мероприятиях, проводимых в рамках недели дистанционного образования в г. Вашингтоне (США).

Вслед за Концепцией 1995 г. был принят Приказ Госкомвуза РФ от 17.06.1996 г. №1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования». В документе указывалось на необходимость создания и развития «единой информационной среды системы дистанционного образования высшей школы» [19].

В марте 1997 г. Госкомвузом России был проведен международный семинар «Роль и возможности дистанционного обучения в решении проблем образования для всех». В ходе этих мероприятий были разработаны и впоследствии закреплены юридически образовательные и научно-методические ресурсы дистанционного образования, благодаря чему совершенствовалась схема его функционирования.

Начало этому было положено Приказом Госкомвуза России №55 от 02.07.1993 г. «О создании опытной зоны телекоммуникационной сети с использованием спутниковых каналов связи», а также Приказом Госкомвуза России №237 от 01.10.1993 г. «О создании национальной системы баз данных и баз знаний высшей школы Российской Федерации».
Действия согласно этим приказам были обеспечены финансово в соответствии с Приказом Госкомвуза России № 1344 от 28.09.1995 г. «О выделении средств на создание базового сегмента телекоммуникационной системы дистанционного обучения» и согласно Приказу от 17.09.1996 г. «О финансировании работ Центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».

Параллельно совершенствовалась и унифицировалась с помощью нормативных документов методическая база дистанционного образования. Приказом № 929 от 23.05.1996 г. был учрежден научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики и управления, а 17.06.96 г. соответствующим приказом был учрежден Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования.

Необходимость иного качества образования при использовании средств дистанционного образования была признана фактом создания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовки специалистов в ноябре 1997 г.

Очередным документом в сфере дистанционного обучения был Приказ «Об упорядочении деятельности учебных заведений, организаций и советов Минобразования России в сфере дистанционного обучения» от 03.08.1998 г.
Инструктивное письмо Минобразования РФ №41 от 3 июля 1998 г. «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» указывало: «Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат.

Прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования» [16].

Этот документ стал основой для разделения понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Таким образом, дистанционное образование можно получать при любой из предусмотренных законодательством четырех форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат.

Необходимость иного качества образования при использовании средств дистанционного образования была признана фактом создания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовки специалистов в ноябре 1997 г.

В подтверждение тому 03.08.1998 г. был подписан Приказ «Об упорядочении деятельности учебных заведений, организаций и советов Минобразования России в сфере дистанционного обучения».

А в информационном письме Минобразования РФ от 07.06.1999 г. рекомендуется «поощрять любые формы кооперации региональных и расположенных вне региона высших учебных заведений в рамках реализации образовательных программ высшего профессионального образования в заочно-дистанционной форме».

Кроме того, 01.10.1997 г. Минобразованием России был издан Приказ «О выполнении международного проекта ЮНЕСКО «Дистанционное образование в новой информационной среде»». Также 29.12.1998 года был принят приказ, утверждающий создание и основные направления деятельности Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и коммуникаций. Но с учетом инертного отношения к законам, свойственного россиянам, издаваемые законы не оказывали необходимого влияния на развитие дистанционного обучения. Эти нормативно-правовые документы были заделом на последующие годы.

В 1999 году в России разработана Концепция формирования информационного общества. Целью Концепции являлось определение российского пути построения информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию.

В Концепции отмечалось, «необходима новая стратегия модернизации системы образования, в том числе и на региональном уровне и непосредственно в учебных заведениях. Это требует особой информационной политики, основные положения которой применительно к системе образования в России концептуально осознаны и сформулированы» [22].

Минобразованием РФ 26.04.1999 г. был принят Приказ «О межвузовской научно-методической программе «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения»».

В приложении №1 к этому приказу определены и описаны основные направления исследований этой программы, в частности, связанные с исследованием потребности в дистанционном обучении в России, разработкой учебно-методического и программно-технического обеспечения дистанционного обучения и др.

Приказом Минобразования России от 16.06.2000 г. №1791 создается Объединенный проект по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения. 24 апреля 2001 года «Объединенный проект по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» завершил свою работу и в его разделе «Термины и определения» содержатся основные понятия по дистанционному обучению. В соответствии с ним «дистанционное обучение – совокупность технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения или лиц, сертифицированных этим учебным заведением (тьюторов)» [10].

Причиной принятия Программы информатизации на 2001-2005 гг. всей сферы российского образования стали решения Окинавской хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000г. Для реализации самой масштабной из всех отраслей программ было выделено 40 млрд. руб.

Программа информатизации включала и дальнейшее совершенствование технологий дистанционного обучения. Все убедительнее звучала мысль о новой парадигме образования – формирование распределенной среды обучения, в которой человек может учиться всю жизнь (дистанционное обучение).

В 2001 г. по заказу Управления лицензирования, аккредитации и аттестации и Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования проводились научные исследования по направлению «Лицензирование, аккредитация, аттестация в области дистанционного обучения».

Большой вклад в развитие нормативно-правовой базы системы дистанционного обучения в России внес и проект DELPHI в его 4-й компоненте «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ». Проект объединил опыт ведущих университетов России в области открытого и дистанционного обучения [24].

В 2001 г. по приказу Минобразования России создается Рабочая группа по разработке перечня отраслевых стандартов для системы открытого образования, которая формулирует структуру технологических стандартов отрасли в части распределенного электронного обучения.

Значительную роль в организации дистанционного образования в этот период сыграли проекты: федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» и межвузовская научно-техническая программа «Создание системы открытого образования.

Именно в этот период все чаще стали встречаться термины: открытое образование, система открытого образования, открытые университеты.

Несмотря на все проводимые мероприятия, развитие и внедрение дистанционных технологий в сферу образования происходило крайне медленно. Позже постановлением правительства Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», в рамках которой делается акцент на «применение дистанционных технологий в учебном процессе» [6].
Летом 2002 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме информационных и коммуникационных технологий для развития была объявлена очередная «война безразличию», а именно – преодолению «цифровой» пропасти, существующей между развитыми странами и остальными. В «остальные», составляющие, по мнению генсека ООН Кофи Аннана, две трети стран мира, записана и Россия.

Учитывая последствия, к которым может привести промедление в сфере информатизации, 28 января 2002 года правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
В программе было отмечено, что, несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. К числу таких негативных факторов среди первых отнесена несовершенная нормативная правовая база.

И как ответ на выполнение столь серьезного замечания выходит Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Он определил методику применения дистанционных образовательных технологий.

В этом нормативном документе говорится, что «основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий» [11].

Было определено, что «образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения» [11].

В рассматриваемом нормативном документе отмечается, что «при организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [11, 2].

Методологические аспекты организации дистанционного обучения нашли отражение в Распоряжении Минобразования России от 26.08.2003 №985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».

Полемика по вопросам внедрения технологий ДО и корректировки законодательной базы в начале текущего века велась около 10 лет. Существовало несколько точек зрения по вопросу готовности действующего законодательства к переходу на новые образовательные технологии в государственном масштабе.

Мнение одних экспертов сводилось к тому, что учебные заведения самостоятельно должны решать вопросы внедрения дистанционного обучения в вузах. Другие эксперты высказывались за введение строгой регламентации дистанционного обучения [23].

Сторонники введения стандартов опирались на результаты эксперимента, проводившегося в высшей школе [23].
Длительное время, в частности, полемическим был вопрос – является ли дистанционное обучение новой формой обучения или технологией обучения в уже существующих формах?

Являясь одним из авторов рабочих материалов по разделу объединенного проекта «Компоненты дистанционного обучения», а также членом рабочей группы по разработке перечня отраслевых стандартов, М.И. Нежурина (Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), г. Москва) предлагает свое видение процесса формирования структуры отраслевых технологических стандартов. Оно представлено в виде 5 блоков: Общесистемные положения, Требования к электронным учебно-методическим компонентам системы, Технологические требования к информационно-техническим компонентам системы, Требования к организации учебного процесса, Создание системы отраслевой сертификации и мониторинга качества.

На многие из проблемных вопросов, звучавших в полемических спорах по дистанционному обучению, ответ дал Приказ Министерства образования и науки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

В соответствии с этим приказом «под ДОТ (дистанционные образовательные технологии) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) и (или) не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)» [13].

Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р была принята Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

В настоящее время чаще всего в мире употребляется понятие «открытое дистанционное обучение». Это уточнение связано с широким развитием информатизации общества.

В частности, «основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта» [8].

Одним из важных вопросов применения информации в электронной форме является вопрос авторизации информации. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», вступивший в силу 1 июля 2012 г., дал в связи с этим ответы. Принятый закон отменил Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» вводит понятие электронной подписи: «электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию» [3].

Новый закон направлен на расширение сферы использования допустимых видов электронных подписей (вводится простая и усиленная электронные подписи, при этом усиленная электронная подпись может быть квалифицированной или неквалифицированной).

В соответствии с принятым законом, удостоверяющим центром может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, соответствующие определенным требованиям. На основе закона простая электронная подпись подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом, а усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 №61«О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» отмечается, что одной из целей Программы является «обеспечение доступности качественного образования» [9].

29 февраля 2012 г. экс-президентом РФ Д. Медведевым был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

В пояснительной записке закона отмечалось: «При реализации образовательных программ, независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [4]. В законе также разъясняется процедура лицензирования учреждений, применяющих дистанционные технологии в системе обучения.

Под электронным обучением понимается «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [4].

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].

В законе отмечается, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [4].

Закон указывает на «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [4].

Опираясь на опыт использования электронного и дистанционного обучения ведущими вузами нашей страны и за рубежом, следует отметить, что расширение использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, является одним из ключевых направлений повышения качества образования.

Экс-президент Российской Федерации Д.А. Медведев в ряде своих выступлений отмечал, что Российская Федерация в этом отношении существенно отстает от высокоразвитых стран, где использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения. Д.А. Медведевым отмечалось, что «целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана».

Несмотря на принятые нормативные акты, которые позволили законодательно утвердить некоторые специфические особенности дистанционного учебного процесса, и Закон 2012 г. о дистанционном обучении, нормативные документы, позволяющие использовать дистанционные образовательные технологии вне рамок эксперимента, не были разработаны.
Приказ Минобрнауки РФ №2 от 9 января 2014 г. “Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» определил многие вопросы, которые ранее носили рекомендательный характер.

В частности, в п.4 этого приказа отмечается: «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [14].
В следующем пункте этого приказа сказано: «организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие аудиторных занятий» [14].

В п.6 отмечается, «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме» в соответствии с требованиями» [4].

В соответствии с законом РФ «Об образовании» дистанционные образовательные технологии вышли за рамки их применения в вузах, они пришли в образовательные организации и других уровней образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование.

Таким образом, проведенный анализ нормативно-правовой базы дистанционного обучения позволил сформировать систему основных понятий, определений в этой области, сделать вывод, что наряду с существующей законодательной базой многие вопросы регламентированности этого процесса решаются локальными актами образовательных организаций.

Вместе с тем, каждой образовательной организации следует исходить из того, что залогом экономической стабильности и окупаемости затрат любой системы, особенно образовательной, является четко разработанная нормативно-правовая база.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72518.
  3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12184522/#help.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Подписан президентом РФ 29.02.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3rjS55zoe.
  6. Программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.” Постановление Правительства РФ № 630 от 28.8.01. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/pprf/21343.
  7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 10.09.2009). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011 – 2020 годы). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/.
  9. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61
“О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы”. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55170694/#ixzz3rjH7kXhn.
  10. Приказ Минобразования РФ от 26.04.1999 №1127  «О межвузовской научно-методической программе «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения (с изменениями на 4 октября 1999г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901776936.
  11. Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sng.edu.ru/distance/documents/letters/mos_41.doc.
  12. Приказ «Об упорядочении деятельности учебных заведений, организаций и советов Минобразования России в сфере дистанционного обучения» от 03.08.1998 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  13. Приказ Министерства образования и науки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/.
  14. Приказ Минобрнауки РФ №2 от 9 января 2014 г. “Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70634148/.
  15. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 №985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=375997.
  16. Инструктивное письмо Минобразования РФ №41 от 3 июля 1998 г. «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  17. Постановление Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  18. Концепция создания и развития единой системы образования в России (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. №6). [Электронный ресурс]. URL: http://www.dstu.edu.ru/ntb/sour/distobr.htm.
  19. Приказ Госкомвуза РФ от 17.06.1996 г. №1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1581387/.
  20. Приказ Госкомвуза России №55 от 02.07.1993 г. «О создании опытной зоны телекоммуникационной сети с использованием спутниковых каналов связи». [Электронный ресурс]. URL: http://lawru.info/tag/t1433/.
  21. Приказ Госкомвуза России №237 от 01.10.1993 г. «О создании национальной системы баз данных и баз знаний высшей школы Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://lawru.info/dok/1995/05/15/n458068.htm.
  22. Концепция формирования информационного общества, 1999г. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/riss/.
  23. Рубин Ю.Б. К вопросу о стандартизации представления учебной информации в системе открытого образования // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования: материалы конф. – М.: МЭСИ, 2001.– С. 11-15.
  24. Информационный бюллетень Делфи 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.delhi-project.ru.