Исторические аспекты становления системы управления высшего образования в России

№ 3 от 2015 года
Автор: Толстых Е. Л.
УДК 378
Курский государственный университет
tss@kursknet.ru

Анализ эффективности системы управления образовательными организациями необходимо начать с рассмотрения исторических аспектов становления высшего образования в России. Все министерства в России ведут свое начало от судебно-административных учреждений – «приказов». К концу XVII в. приказов насчитывалось 44, но ни один из них еще не отвечал за просвещение нации. При Петре I приказы заменены «коллегиями», заимствованными у Дании и Швеции, со своей иерархией должностных лиц. Говорить об управлении просвещением в это время не приходится, так как системы образования в России пока не было.

Славяно-греко-латинская академия – старейшее высшее учебное заведение России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814 годы. Этот первый в истории страны центр подготовки кадров для нужд государства и церкви стал по существу родоначальником отечественной системы высшего образования, так как он являлся основой для создания Российской академии наук и МГУ им. Ломоносова. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт С. Полоцкий и его ученик С. Медведев. Организация управления в Академии была следующая: учителя и ученики должны были быть подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей.

В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, которое представляло собой сочетание единоначалия с коллегиальностью. В 1803 году издано положение об устройстве учебных заведений в соответствии с новыми принципами:

  1. Бессословность учебных заведений.
  2. Бесплатность обучения на низших его ступенях.
  3. Преемственность учебных программ.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа. В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

В 1863 году была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная принятым в 1863 году «Учреждением Министерства народного просвещения». Согласно этому документу, центральный аппарат министерства состоял из Совета министра, Департамента народного просвещения и Учёного комитета. Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался». Эти слова раскрывают суть происходивших реформ в высшей школе.

Министерством также был подготовлен Университетский устав, отличавшийся либеральной направленностью. Управление Университетом принадлежало ректору и было представлено следующими органами: Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором. Каждый из 4 факультетов имел свое Собрание под председательством декана, которые избирались в Собраниях факультета на три года. Ректор избирался раз в 4 года, и в его обязанности входило слежение за учебным процессом и порядком, поощрения (награды) и замечания (выговоры). Дела в Университетском Собрании решались большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимал сам ректор. Проректоры или инспекторы избирались Университетским Советом на три года из преподавательского состава или чиновников и утверждались министром народного просвещения. В их обязанности входило следить за порядком, принимать жалобы и предложения от студентов. Профессора в Университетах избирались, и они, уходя на пенсию, могли с разрешения Университетского Совета и Попечителя учебным округом читать лекции в Университете и пользоваться пособиями. Если профессор проработал в Университете более 25 лет, то ему присуждалось звание Заслуженного профессора. В целом, новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в управлении, учитывал возможности местных условий для развития, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер по стимулированию студентами освоения наук.

В начале 1860-х г.г. преобразованиями в сфере народного просвещения занималось центральное управление министерства народного просвещения. Функции министерства определялись «Предварительными правилами народного просвещения», утвержденными 24 января 1803 г. Александром I. Вводилась чёткая иерархия учебных заведений. Университеты в этой системе составляли высшее звено народного образования, являясь центрами учебных округов (Московского, Петербургского, Казанского, Харьковского, Виленского и Дерптского). Основные функции Министерства народного просвещения заключались в осуществлении руководства высшими учебными заведениями, научными учреждениями и обществами, надзоре за частными учебными заведениями.

Университетское образование в дореволюционной России подвергалось серьезным преобразованиям несколько раз: в 1804, 1835, 1863, 1884, 1905, 1917гг. Вместе с тем, на протяжении всего рассматриваемого периода отечественные университеты входили в общую систему государственных учреждений, имели задачей подготовку кадров для государственной службы и содержались, в основном, за счет государственной казны.

Если до реформы 60-х годов XIX века на ежегодное содержание пяти ведущих российских университетов отпускалось около 1млн.руб., то в послереформенный период эта цифра выросла более, чем в полтора раза. Министерство народного просвещения обеспечивало также субсидирование научных учреждений и обществ. По данным на 1912 г. доля государственного казначейства в финансировании государственных высших школ составляла 61 , взимаемая плата за обучение составляла 24,5 общего объема финансирования, частные пожертвования – 8% и отчисления из городских и общественных средств – 0,5%.

Каждое подразделение министерства отвечало за определенные функции. Например, Департамент народного просвещения управлял казёнными учебными и научными учреждениями, обеспечивал их кадрами и учебными пособиями, осуществлял наблюдение за разработкой методики и программ обучения, руководил библиотеками и музеями. Учебный комитет Министерства народного просвещения являлся важным общественным совещательным органом в России в кон.XIX-нач.XXвв. В его ведении находилось рассмотрение поступающих в Министерство народного просвещения педагогических вопросов и предложений, утверждение проектов ученых обществ, предложений о научных экспедициях и командировках и отчетов по ним, присуждение премий Министерства народного просвещения. Главное управление цензуры являлось центральным органом Министерства народного просвещения по руководству общей цензурой в государстве. Оно создавалось на основании Цензурного и вело наблюдение за точным исполнением правил Цензурного устава внутренней и иностранной цензуры, контролировало работу цензурных комитетов и отдельных цензоров.

На основании изложенных исторических сведений можно констатировать, что в кон.XIX-нач.XXвв. в России сформировалась система управления высшими учебными заведениями. Выраженное государственное начало в управлении российской высшей школой способствовало эффективному функционированию системы высшего образования в целом. Этот уникальный опыт государственного руководства высшей школой являет собой серьезный вклад России в мировую университетскую культуру.

В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило своё существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР. Была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению. Она должна была не управлять образовательными учреждениями, а способствовать организации просветительных учреждений в государственном масштабе.

Список литературы

  1. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. – СПб. : М-во нар. просвещения, 1902. — II, 785 с., [20] л. портр. – с. 735-752 .
  2. Пястолов С., Шатин А. Российский университет: становление структуры управления // Высшее образование в России. – №3. – 2004. – С.166.
  3. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы XIX века. – М.,1993. – С.185.