Использование регионального материала при формировании содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования

№ 3 от 2015 года
Автор: Пронина Т. Д.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
t_pronina@mail.ru

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предоставили образовательным организациям широкие возможности по самостоятельному формированию содержания основных профессиональных образовательных программ, а именно: наименования и содержания учебных дисциплин вариативных частей учебных планов, содержания учебных дисциплин базовых частей. Вариативная часть образовательной программы направлена на углубление компетенций, установленных стандартом, и её содержание формируется организациями в соответствии с направленностью программы. Такая самостоятельность дала возможность внедрять гуманистические и культуротворческие критерии в оценке компетентностной модели подготовки специалистов в образовательной организации.

Если говорить о содержании основных профессиональных образовательных программ художественной или художественно-педагогической направленности, то большая роль в учебных планах отводится дисциплинам искусствоведческим, помогающим студентам вести диалог с искусством. Проникновение в тайны искусства, владение умением понимать и объяснять произведение искусства – это незаменимое и необходимое достоинство художника, художника-педагога и любого специалиста в сфере культуры и искусства. Отсюда вытекают требования к результатам обучения – знаниям, умениям, навыкам и опыту деятельности, характеризующим этапы их формирования и обеспечивающим планируемые результаты освоения программы.

Одним из этих требований является владение методами комплексного, системного анализа произведений искусства. Системный анализ произведений искусства невозможен без непосредственного «разговора» с подлинником, поэтому для решения задач, связанных с освоением навыков анализа произведений искусства, целесообразно пользоваться тем материалом, который представлен в экспозициях и запасниках региональных музеев, например Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки (Федериго Бароччи “Портрет девочки”, Луиджи Беки “Веселые натурщики”, Тьеполо Джованни Батиста “Голова старика” и др). Особый интерес представляет творчество художников, связанных с Курском (В. Шварц, К. Трутовский – XIX в., Е. Чепцов, А. Дейнека, К. Истомин – XX в.).

На художественно-графическом факультете Курского госуниверситета, в частности на кафедре художественного образования и истории искусств, разрабатываются и внедряются дисциплины с учетом региональной проблематики. К ним относятся: «Художественная культура и искусство Курского края», «История народных художественных промыслов Курского края» и др. Собственно говоря, название дисциплин выбрано неслучайно. В последние десятилетия проблема формирования и бытования художественной культуры региона стала предметом специальных исследований историков, философов, социологов, политологов, культурологов, искусствоведов. Проведение ряда научных конференций в столичных и провинциальных городах России (в частности кафедра художественного образования и истории искусств неоднократно проводила конференции со сходной проблематикой) говорит о необходимости погружения студента в региональный материал.

Курская область со своими специфическими особенностями всегда играла важную роль в общественной, экономической и культурной жизни России. Воссоздание мира художественной культуры Курской области, ее становление и развитие, объективная оценка противоречий и достижений не только расширяет представление о прошлом художественной культуры региона, но и способствует приобщению студентов к замечательным традициям прошлого и подлинным образцам изобразительного искусства и культуры, а также популяризации художественных памятников культуры и искусства Курского края.

Осуществление программы дисциплин предусматривает проведение занятий со студентами на базе музеев Курска. Студенты последовательно знакомятся с каждой из предложенных тем, работают над докладом по интересующей их проблеме.

Абсолютно необходимый теоретический минимум дисциплины включает в себя несколько разделов-тем:

  1. Введение. Понятия «художественная культура» и «провинциальная художественная культура». Взаимоотношения и взаимовлияние провинциальной и столичной культуры. Основные составляющие художественной культуры (изобразительное искусство, музыкальная и театральная культура, усадебная культура, народные промыслы). Особенности социально-экономического и культурного развития Курской области.
  2. Усадебная культура Курской губернии. Русская усадьба – «родовое гнездо» русского дворянства. Усадьба как синтез искусств и различных форм искусства (профессиональных, любительских, народных). Золотой век усадебной культуры. Закат русской усадьбы. Курские усадьбы: Е.Г. Шварца (Верховый Белый Колодезь) и А.А. Фета (Воробьевка). Дворянские дворцово-парковые ансамбли «Марьино» и «Моква». Проблема возрождения усадьбы как музеефикация.
  3. Изобразительное искусство Курского края. Изобразительное искусство Курской губернии первой половины XIX века. Деятельность известных русских художников и Курск: К.А. Трутовский, В.Г. Шварц, А.Д. Литовченко. Оживление выставочной деятельности в Курской губернии в конце XIX – начале XX в. Товарищество Курских художников. Своеобразие творчества Е.М. Чепцова и А.А. Дейнека. Художественно-педагогическая деятельность П.К. Лихина.
  4. Организации в сфере культуры и искусства. Образование и деятельность Курской организации Союза художников России. Выставочная деятельность курского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». История создания Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки. Просветительская, собирательская и научно-исследовательская деятельность. Обзор коллекции галереи. История частной галереи «АЯ».
  5. Курские художники: 1900–2010 гг. Художники круга СХР. Живопись: пейзаж, жанровая и тематическая картина, портрет, натюрморт в творчестве В.И. Ерофеева, Е.М. Зайцева, Л.И. Руднева, В.М. Прониной, Н.П. Меньшикова, А.В. Конева и др. Графика: В.А. Кизилов, В.И. Мартыненко, В.Г. Шкалин. Скульптура: Н.П. Криволапов, В.И. Бартенев, И.А. Минин. Отделение молодых художников КРО ВТОО СХР. Художники круга галереи «АЯ».

Интересен тот факт, что в последние годы по кафедре художественного образования и истории искусств защищаются выпускные квалификационные работы, построенные на региональном материале. Введенные в образовательную программу дисциплины помогают студентам сориентироваться при выборе темы выпускной квалификационной работы. Существенно также и то, что в процессе изучения дисциплин студенты обретают большую самостоятельность в оценках развития западноевропейского и русского искусства и тем самым лучше понимают и чувствуют свой регион.

В основную профессиональную образовательную программу художественной или художественно-педагогической направленности включена также музейная практика, установленная организацией. Музейная практика призвана дать представление о музеях и картинных галереях. Основная цель практики – показать на примере курских музеев характер функционирования этих учреждений, произведения искусства в контексте современной культурной художественной жизни, бытовые художественные памятники, познакомить с принципами музейной, исследовательской, экскурсионной и просветительской работы.

Опыт работы убеждает в несомненной полезности использования регионального материала в проведении музейной практики. Она обусловлена необходимостью обеспечения связи теории с жизнью, принципом доходчивости и наглядности изложения, воспитательными задачами формирования чувства патриотизма. А любовь к отчизне ни в чем так не проявляется, как в отношении к «малой» родине, к месту, где родился и вырос. Поэтому, при проведении музейной практики особое внимание уделяется особенностям развития художественной культуры Курской области в историческом контексте.

Главной задачей практики является углубление знаний по истории изобразительного искусства в региональном варианте и связи художественной культуры края с общими культурно-историческими процессами.

С этой целью студенты углубленно знакомятся не только с системой музеев и картинных галерей как институциональных форм осуществления общего культурного историко-художественного процесса и их экспозициями, но и предусматривается связь с регионом, с историей области и событиями современной художественной жизни, историческими и современными памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

При умелом использовании регионального материала местные явления и факты способны существенно обогатить общие знания студента. Так, характеристика русского провинциального модерна, к примеру, станет содержательнее, если в ней будут представлены наглядные описания или изображения местных памятников архитектуры этого стиля. Причем, чем своеобразнее пример, тем более он ценен в познавательном отношении.

Местный колорит придает некоторым явлениям культуры особую тональность. Нельзя отделить ариозо «Сон Ярославны» и первый акт «Князя Игоря» от неброской, но милой природы с. Алябьево, куда приезжал посмотреть на места, связанные с походом Игоря на половцев, А.Н. Бородин. Пейзажность музыки П.И. Чайковского особенно ощущается в сопоставлении с природой д. Уколово Щигровского района, где находилась усадьба брата великого композитора.

Соотношение произведений изобразительного искусства с природой и историей Курского края усиливает впечатление о их жизненности и художественных достоинствах. Студент, знакомый с с. Яковлевка Обоянского района, конкретнее и полнее воспринимает картины К.А. Трутовского «Хоровод в Курской губернии» (ГТГ), «Переселенцы из Курской губернии» (ГРМ). Наблюдательность художника делает его произведения отличным источником жизни провинции. В Курской области в Воробьевке Золотухинского района ежегодно проводятся Фетовские чтения. Звучащие строки стихотворений поэта наполняются особым смыслом, когда соотносятся с местом их рождения.

Духовные, художественные ценности, не связанные с Курской землей происхождением, – картины итальянских и голландских мастеров, фарфоровые изделия, скульптура и т.д., хранящиеся в музеях Курской области, являются образцом творчества талантливых мастеров других стран и регионов, волей судеб оказавшихся в провинции. Знакомство с ними расширит знания по истории изобразительного искусства, мировой художественной культуре, конкретизирует представления о её результатах.

Весьма важным в педагогическом отношении является знакомство с творчеством современников – художников, народных мастеров. Здесь открывается возможность непосредственного контакта с авторами произведений. Диалог с ними всегда обогащает и позволяет окунуться в творческую атмосферу. А знакомство с миром русской усадьбы (усадьба Нелидовых в Мокве Курского района, усадьба Барятинских в Марьино Рыльского района и т.д.) поможет студентам ощутить типичные и уникальные качества усадебной культуры, которые объясняются конкретными историко-культурными обстоятельствами жизни региона.

Естественно, что формы и методы освещения регионального материала в содержании основных профессиональных образовательных программ художественной или художественно-педагогической направленности могут быть разнообразными (мы назвали только некоторые). Следует также отметить, что грамотное использование регионального материала благотворно скажется на результатах (знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности) освоения профессиональной образовательной программы.

Список литературы

  1. Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. — Л., 1960. — С. 5.
  2. Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
  3. Пронина Т.Д. Художественная жизнь Центрально-Черноземного региона России второй половины XIX – начала XX века [Текст] / Т.Д. Пронина; Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2013. — 201 с.