Кадровое обеспечение земской медицинской и ветеринарной службы в Центрально-Черноземных губерниях

№ 2 от 2015 года
Автор: Третьяк А. С.
УДК 94(47).08
ФГБОУ ВПО «Юго-западный государственный университет»
anna_tretyak@bk.ru

Период земской медицины в Центральном Черноземье, как и во всей России, характеризовался заметным ростом врачебных кадров. Процесс трудоустройства медиков на службу был идентичным по всей стране. Земские врачи, окончившие медицинские факультеты различных университетов, приезжали на службу в земства, заключали соглашения с губернской и уездной земской управой, в соответствии с которыми им назначалось годовое жалованье и предоставлялось жилье. Их трудоустройство проводилось при участии губернаторов, которые в большинстве случаев утверждали ходатайства земских управ о принятии специалистов на службу. В решении этих вопросов в исключительных случаях был задействован и медицинский департамент МВД. Процесс трудоустройства фельдшеров в земские медицинские учреждения, по сравнению с врачами, был несколько упрощенным. Направлением фельдшеров на службу во врачебные участки в некоторых случаях занимались земские собрания. Наличие профессионального образования и свидетельства о политической благонадежности, выдаваемого губернскими жандармскими управлениями, являлись двумя основными критериями для принятия на фельдшерскую службу в земские лечебные учреждения.

Курская губерния была среди лучших по укомплектованности земским медицинским персоналом. В земстве работало 124 врача, 286 фельдшеров, 61 повивальная бабка; фабрично-заводских врачей было 13, фельдшеров – 9, повивальных бабок – 51; в железнодорожном ведомстве работало 11 врачей, 17 фельдшеров и 7 повивальных бабок. 17 врачей числились вольнопрактикующими, но многие из них не работали по специальности, а служили фабричными и податными инспекторами, один – председателем Курской уездной земской управы, другой – земским начальником Грайворонского уезда; некоторые врачи из числа вольнопрактикующих являлись арендаторами имений или сами были помещиками и занимались сельским хозяйством. К 1905г. число врачей возросло почти в полтора раза и составило более 180. К 1911 г. по губернии числилось 243 врача, из которых в городах — 182, на селе — 111. Таким образом, один врач приходился на 12 177 жителей. Средних медицинских работников было всего 615, или один на 4812 жителей [5].

В Воронежской губернии в 1965 году в земство перешло 47 врачей, 68 лекарских помощников и 36 повивальных бабок. К концу века количество медицинского персонала заметно возросло. Так, например, всех врачей в губернии насчитывалось 162, из них служащих по Министерству внутренних дел – 20, по земскому ведомству – 86. Ветеринарных врачей было 30, повивальных бабок – 96, по земству – 57. Тем не менее, некоторые сложности с медицинскими кадрами отмечались в отдельных уездах губернии. Например, в Бобровском уезде в 1864 г. работал один врач, через 13 лет – 4, в 1890 г. – 6, а в 1913г. врачей стало 8 [1]. Фельдшеров насчитывалось 339, оспопрививателей – 244. Как видим, большинство медицинских работников находилось на земской службе. За первые 24 года существования Воронежского земства (1865-1889) число врачей на селе увеличилось более чем в 2 раза, а за вторые 24 года (1889-1913) – в 3,5 раза. Таким образом, к началу Первой мировой войны число земских врачей составляло больше половины всех врачей в губернии.

В Тамбовской губернии к началу ХХ века на земской службе состояло 79 врачей в 12 уездах губернии в 79 участковых больницах.

Что касается среднего медицинского персонала, то к 1880 году в рассматриваемых губерниях Центрального Черноземья их количество превысило 200 человек по каждой из губерний.

Штат ветеринарных врачей в Курской губернии до 1883 г. состоял из 5-6 правительственных и 2-3 земских врачей. Для того времени это выглядело не так уж плохо, ведь в целом по России в 1879 г., по официальным данным, имелось 22 земских ветврача. В последующее десятилетие земство обращает самое пристальное внимание на вопрос комплектования ветеринарными врачами уездов Курской губернии, количество медперсонала растет. Однако показательна в данном вопросе речь ветеринарного врача М.П. Борисова на первом съезде ветврачей и представителей земств Курской губернии в 1894 г.: «Как Вам известно, на службе губернского земства имеется один губернский и 15 уездных ветврачей. Они распределялись по одному ветврачу и ветфельдшеру на уезд. Оставаться при такой организации совершенно невозможно, так как жить, да и сама наука требует от ветврача более широкой деятельности, которая для одного ветврача на уезд является непосильной, следовало бы иметь, по крайней мере по два ветврача и при них по одному, а то и по два помощника» [3]. Следовательно, земские деятельности не собирались останавливаться на достигнутом и понимали необходимость увеличения штата медицинского персонала.

В Курской губернии было создано бюро по ветеринарии при губернской управе, задачей которого являлось объединение деятельности земского ветеринарного персонала губернии. При посредстве бюро производился подбор лиц для замещения ветеринарных должностей. Ветеринарные врачи от губернского земства приглашались и определялись губернской управой по соглашению с уездной управой, т.е. по выбору кандидата делался запрос уездной управе. Ветеринарные же врачи уездного земства приглашались самостоятельно уездной управой без ведома губернской. Все ветврачи уезда находились под контролем и в распоряжении уездной управы. Все они имели одинаковые функции как в деле борьбы с эпизоотиями, так и в деле лечения животных. Обязанности между губернским и уездным земствами распределялись так: на губернское земство была возложена борьба с эпизоотиями, а на уездные – расход по содержанию амбулаторий и лечебниц, оплата разъездов всех ветеринарных врачей и фельдшеров.

Основным поставщиком ветеринарных кадров для Воронежской губернии был Харьковский ветеринарный институт, образованный в 1873 г. на базе ветучилища первого разряда. Его выпускниками были старший ветеринарный врач земства И.Ф. Колесников, заведующий ветеринарно-бактериологической лабораторией Б.Л. Пацевич, ветеринарный врач воронежского участка А.И. Лесенко и многие другие. Со временем в Воронеже была осознана необходимость организации собственной системы ветеринарного образования. В 1912 и 1913 гг. проводились трёхмесячные «повторительные курсы для ветеринарных фельдшеров».

Комплект слушателей курса составлял 20 человек. Курсантам выдавалось пособие в размере 1 рубля в сутки, а после сдачи экзамена они получали прибавку к основному содержанию в размере 120 рублей в год [2]. Кроме того, в 1912 г. в Воронеже была открыта первая в России четырехклассная Ветеринарно-фельдшерская школа, успевшая сделать до революции 1917 г. три выпуска. При ветеринарном отделении Воронежской губернской земской управы была организована библиотека, а для населения проводились ветеринарные чтения.

Рост числа ветеринарного персонала в Тамбовской губернии был существенно ниже, чем в соседних. В 1893 году на службе состояло 8 губернских и 4 уездных ветврача и 15 уездных фельдшеров. Через 4 года земской управой было приглашено еще 13 ветеринарных врачей и 12 фельдшером, таким образом, на каждый уезд приходилось по одному врачу и одному фельдшеров, а один врач оставался при губернской земской управе для заведывания ветеринарным отделением. К 1905 году штат врачей состоял из 23 постоянных ветеринарных врачей и 5 временных (студенты последнего курса), а также из 43 фельдшеров. Такое количество персонала было уже вполне достаточным для успешной организации ветеринарных мероприятий.

Ветеринарным врачам вводились прибавки в размере 15% от 1200 р. через каждые пять лет службы, причем таких прибавок могло быть только три. Такие же прибавки вводились и для ветеринарных фельдшеров. Вообще же размер оплаты труда ветеринарных врачей год от года увеличивался, например в Тамбовской губернии жалование ветврачей с 1882 по 1901 год увеличилось в два раза (с 600 р. до 1200 р. в год) [4]. Эти данные говорят о том, что вводимые земством социальные гарантии служили действенным механизмом удержания врачей на земской службе. Врачам регулярно предоставлялись отпуска для того, чтобы пройти стажировку в столичных медицинских учреждениях, в губерниях действовали фельдшерские школы по подготовке среднего медицинского персонала.

Таким образом, в губерниях Центрального Черноземья достаточно успешно решался вопрос о кадровом обеспечении медицинским и ветеринарным персоналом.

Список литературы

  1. Губин М.А., Иванов M.B., Меркулов М.М. Из истории земской медицины Бобровского уезда Воронежской губернии. Материалы 2-го симпозиума «Земская медицина и актуальные проблемы здравоохранения»//Муниципальное здравоохранение. Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. – M., 1997. – Вып.2. – С 114.
  2. Отчёт ветеринарного отделения Воронежской губернской управы о деятельности ветеринарного персонала губернского земства и о состоянии ветеринарной части в губернии за 1904 год./ Составил старший ветеринарный врач А.И. Веревкин. – Воронеж: Типолитография В.В. Юркевича, 1906. – С.5.
  3. Очерки истории ветеринарии Курского края (1883 – 2003 гг). – Курск, 2004. – С. 41.
  4. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Издание Тамбовского Губернского статистического комитета, Типолитография Губернского Правления, Тамбов, 1903. – С .153-158.
  5. Язвин М.А. Очерки по истории здравоохранения Курской области в трех частях. Часть первая. – Воронеж, 1965. – С.54-57.