Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе

№ 2 от 2015 года
Автор: Лежнев А. Е.
УДК 378.164/.169
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
alezh65@mail.ru

В настоящее время можно констатировать активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы производства, науки и образования. Это объясняется тем, что только на основе ИКТ возможны создание и развитие информационного общества, образовательных систем нового поколения.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет реализовать современную концепцию образования, базирующуюся на личностно-ориентированном подходе и проблемном обучении, которые отражают основные идеи и принципы гуманистической педагогики (М.И. Махмутов, Е.С. Полат, И.А. Зимняя, А.Б. Брушлинский. И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев и др.).

В наибольшей степени ИКТ реализуют свой потенциал в дистанционном обучении (ДО) в качестве новой самостоятельной системы обучения со своими системообразующими компонентами (целями и задачами обучения, содержанием, методами, процессом, средствами обучения и организационными формами), а не как заочная форма обучения, в которой используются средства ИКТ [1, c.15].

Основу учебного процесса при дистанционной форме обучения составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая работа учащегося, который может заниматься в удобном для себя месте по индивидуальной траектории обучения, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с индивидуальным преподавателем ДО (тьютором, контактным преподавателем, фасилитатором).

Дистанционная форма обучения включает технологическую, содержательную и организационную составляющие.

  1. Технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры, т.е. hardware), программное обеспечение (software), техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания.
  2. Содержательная составляющая представляет собой структурированный учебный контент, в котором предусмотрены инвариантные компоненты определенного типа электронных обучающих ресурсов (ЭОР): курсы ДО, электронные учебники, специализированные сайты, порталы.
  3. Организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей ДО.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, включающее учебный процесс, его информационное обеспечение, управление этим процессом, а также использование современных педагогических технологий, отвечающих требованиям новой парадигмы образования [2, c.74].

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем несколько моделей ДО.
       

Модель 1 «Сетевое обучение» представлена в виде автономных курсов ДО, программное обеспечение которых размещено в сети Интернет.

Автономные курсы ДО больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом или аспектом (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилистикой) или для формирования определенных навыков и умений.

Для полноценного функционирования виртуального центра/университета должна быть создана хорошо структурированная информационно-образовательная среда, в которой содержатся все имеющиеся в данном центре/университете курсы ДО, предусмотренные учебным планом или программой обучения, хранятся практические работы обучающихся и имеется информационно-дидактическое обеспечение данных курсов (виртуальные библиотеки, медиатеки, электронные энциклопедии, словари, электронная база данных ресурсов Интернета).

Занимаясь по этой модели ДО, учащиеся обучаются в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, совмещая различные функции, становится координатором всего учебного процесса [3, c. 23]

Модель 2 «Интегрированное/комбинированное обучение» представляет собой сочетание дистанционной и очной/контактной формы обучения, т.е. когда в очном учебном процессе используются учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий.

В первом случае размещенные в сети учебные программы используются в очной форме обучения. В случае кейс-технологий обучение строится на основе уже изданных печатных или электронных учебников/учебных пособий и с помощью дополнительного материала, размещенного в сети.

Такая модель, как показывает накопленная практика, самая распространенная и, по мнению ряда исследователей, наиболее перспективная.

Модель 3 «Распределенный класс» (модель удаленных аудиторий) строится на организации учебного процесса в режиме реального времени (online) или отсроченного доступа (offline) на базе видеоконференций, интерактивного телевидения (two-way TV) или специально созданной программы в форуме. Преимущественно эта модель предполагает использование технологии интерактивного телевидения, когда занятие ведется с учащимися очного отделения одновременно с «удаленными» студентами при помощи интерактивных телекоммуникаций, или проведение видеоконференций (при наличии специального телеоборудования, видео или web-камер стены аудитории как бы «раздвигаются» за счет «удаленных» студентов, с которыми учитель и очные учащиеся могут вступать в контакт по типу телемоста) [4].

Каждая модель имеет свою структурную организацию и специфические способы взаимодействия участников процесса обучения между собой и со средствами обучения.

Применительно к модели сетевого обучения учебный процесс протекает в трех формах:

  • самостоятельная индивидуальная работа без тьютора;
  • самостоятельная индивидуальная работа с тьютором;
  • самостоятельная работа в мини-группе с тьютором.

Рассмотрим подробно каждую из названных форм.

А. Форма «Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора» 
       

В данной разновидности модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие только со средством обучения. Условно-интерактивная компьютерная среда курса позволяет пользователю самостоятельно организовать учебную деятельность, не прибегая к помощи преподавателя ДО: контроль и оценка правильности выполнения заданий осуществляется при помощи автоматизированной системы, контекстных подсказок и рекомендаций виртуального преподавателя, встроенных в программную оболочку курса.

Режим обучения имитирует процесс обучения под руководством преподавателя. Программное обеспечение курса задает жесткую последовательность этапов/шагов прохождения материала урока и осуществляет оптимальную форму проверки. В свободном режиме пользователь сам управляет процессом обучения в зависимости от профессиональных и коммуникативных потребностей. Он сам может выбрать удобную последовательность этапов/шагов прохождения материала урока или сделать акцент на релевантных для себя заданиях, а также выбрать удобную для себя форму проверки выполнения заданий («мгновенная» или «после выполнения всего задания»), решить, нужно ли показывать правильный ответ и оставлять ли индикатор правильных ответов [5,c. 48]

Б. Форма «Самостоятельная индивидуальная работа с тьютором»

В этой форме модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие со средством обучения и с преподавателем ДО. Благодаря тому, что программное обеспечение курса включает в себя условно-интерактивные типы заданий и встроенные каналы обратной связи между обучающимися и центром обучения, учебный процесс может быть организован не только в виде самостоятельной работы учащихся, но и в виде диалогового обмена информацией с преподавателем ДО, который, совмещая различные функции, становится консультантом, партнером, координатором учебной деятельности виртуальных обучающихся.

Взаимодействие обучающегося с учебным средством происходит так же, как и в форме «Сетевая индивидуальная работа без тьютора», но только при обязательном условии, что обучающийся выполняет все задания в «режиме обучения».

Взаимодействие обучающегося с преподавателем ДО. Возможность организации такого взаимодействия субъектов учебного процесса представляется нам основным достоинством использования ИКТ в ДО, так как позволяет в полной мере реализовать главный принцип ДО и одно из центральных понятий учебного процесса – интерактивность. Благодаря имеющимся программным оболочкам администратора и преподавателя может быть реализована система дистанционного управления учебным процессом, в частности, учебной деятельностью каждого обучающегося и обучающихся в группе, а также дистанционное администрирование учебного процесса [6, c 47].

Рассмотрим способы взаимодействия учащегося с преподавателем ДО.

  1. Учащийся выполняет все задания в «режиме обучения» и отправляет их своему персональному тьютору на проверку. Преподаватель ДО, получив эту работу и просмотрев статистику выполнения заданий, исправляет и комментирует допущенные лексические, грамматические ошибки и стилистические погрешности, направляет свой комментарий  с рекомендациями  обучающемуся, а также оставляет необходимые записи в своем журнале успеваемости. Обучающийся, в свою очередь, получает проверенную и исправленную работу и имеет возможность выполнить работу над ошибками и снова направить ее на проверку своему персональному тьютору. Таким образом, благодаря встроенным в программную оболочку курса каналам обратной связи реализуется главный принцип ДО – принцип интерактивности.
  2. Преподаватель ДО, совмещая функции персонального тьютора, партнера и координатора учебной деятельности обучающегося, должен не только проверять и комментировать его письменные работы, но и, оценивая психологический климат, стимулировать его учебную деятельность, используя новые педагогические технологии, которые отражают основные принципы личностно-ориентированного подхода. В частности, преподаватель ДО может:
    • давать дополнительные задания обучающемуся, направленные на отработку того или иного лексико-грамматического материала, который имелся в данном уроке и в котором учащийся допустил ошибки;
    • рекомендовать соответствующие сайты, близкие по тематике, проблеме, затронутой в видеосюжете данного урока, чтобы познакомиться с их содержанием для дальнейшего исследования проблемы и оформления практического результата проектной деятельности в виде письменного реферата или обзора (реализация «метода проектов»);
    • формировать умение работать с информацией, рекомендуя обучающемуся зайти на форум и вступить в переписку с другими пользователями, имея при этом возможность осуществлять проверку правильности письменного общения на русском языке, отправлять свой комментарий через «портфолио учащегося», а также стимулировать дальнейшее общение на русском языке вместе с модератором форума и администратором курса;
    • переадресовать «портфолио обучающегося» контактному преподавателю, который ведет очные занятия с данным учащимся, обсудить выполненные задания и дать свои рекомендации по дальнейшей работе;
    • давать консультации обучающемуся, который работает по курсу с целью подготовиться к сдаче экзамена.

Данная форма работы может быть использована при организации учебного процесса по курсу таким же образом, как и форма «Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора», но, кроме того, она позволяет учащемуся в режиме обратной связи постоянно контактировать со своим персональным преподавателем ДО, получать консультации и рекомендации.

В. Форма «Самостоятельная работа в мини-группе с тьютором»
       

В этой форме модели сетевого обучения обучающийся вступает во взаимодействие со средством обучения, с преподавателем ДО и другими обучающимися по этому курсу. Учебный процесс протекает в виртуальном классе или аудитории («виртуальном сообществе»), где учащиеся обучаются в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, организуя процесс обучения, становится координатором учебной деятельности всего виртуального сообщества. Для организации обучения по данной форме преподавателю ДО следует отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности, стимулируя дискуссии, индивидуальную, групповую и парную проектную деятельность, ролевые, деловые игры проблемной направленности, реализуя педагогическую технологию “обучение в сотрудничестве” и эвристические методы обучения.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что сетевое обучение как одна из моделей дистанционной формы обучения в наибольшей степени отвечает основным требованиям ДО как самостоятельной системы обучения, позволяет в полной мере реализовать основные принципы современной концепции обучения, базирующейся на личностно-ориентированном подходе и проблемном обучении, благодаря применению специфических средств интернет-технологий.

Список литературы

  1. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда – средства обучения – педагог: Монография  – М.: РУДН, 2009.
  2. Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И., Частных В.В. Электронная книга или интерактивный учебник? // Мир русского слова. 2000. N 4. С. 71-76.
  3. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. М., 2011.
  4. Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет: [электронный ресурс]. URL: www.curator.ru.
  5. Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М., 1998.
  6. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.