О математическом образовании в контексте дистанционного обучения

№ 2 от 2015 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

Во все времена образование имело свою миссию, выполняло предназначение, определяемое государственной политикой, выполняло соответствующие этой политики функции.

Не углубляясь в историю этого вопроса, остановимся на рассмотрении той функции, которую выполняет высшее профессиональное образование в наши дни. До настоящего времени происходит модернизация Российского образования, которая одной из основных целей видит подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, способных повышать свою квалификацию. Принятая Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2030гг., ряд указов президента РФ говорят о внимании президента и правительства к проблемам образования. Ведь качественное образование – это не только обеспечение конкурентоспособности специалистов, но и обеспечение безопасности нашей страны.

Решением этих задач в России занимаются два классических университета с особым правовым статусом (Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет), десять федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и тысячи других вузов. В настоящее время около 5 млн. человек получают высшее профессиональное образование.

О том, что образование в России востребовано, говорит и тот факт, что Россия является самой образованной страной мира, в то время как эффективность российской системы образования оценивается в рейтинге стран мира 13-м местом, а по рейтингу инновационного развития наша страна на 49-ом месте.
Изменить ситуацию по указанным проблемам в лучшую сторону, изменить отношение к качеству подготовки специалистов высшего профессионального образования – научить выпускников, специалистов учиться.

Еще более остро встает эта проблема у студентов, обучающихся дистанционно. Развитие современных информационно-коммуникационных ставит перед профессорско-преподавательским составом (ППС) вузов задачи поиска наиболее эффективных методических приемов в применении ИКТ.

Обучающиеся дистанционно в РФЭИ студенты заочной формы обучения в большей степени уже имеют профессиональное образование. Некоторые имеют высшее профессиональное образование, другие среднее специальное образование, и, как показывают маркетинговые исследования, все они понимают, что образование является средством повышения их цены как рабочей силы в конкретной области производства.

Созданная информационно-образовательная среда вуза выступает в этом контексте для обучающегося в роли сервисной службы. Но вуз не только предоставляет услуги, но воспитывает и обучает, что отвечает требованиям закона «Об образовании в РФ».

В статье 2 закона «Об образовании в РФ» отмечается: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Но, как известно, сервис подразумевает комфорт, удобство. РФЭИ предлагает своим обучающимся различные направления подготовки по различным образовательным целям – одноуровневые, четырехуровневые. На одноуровневой цели обучающиеся по различным направлениям подготовки осваивают образовательные области в соответствии с требованиями ФГОС 3 и ФГОС 3+. Оценка результатов их деятельности осуществляется на основе требований ФГОС 3 и ФГОС 3+. Учитываются те общекультурные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы обучающимися в процессе их обучения.
Четырехуровневая цель подготовки подразумевает выбор самим студентом уровня подготовки: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Выбор обучающимися уровня подготовки осуществляется по каждой изучаемой предметной области. И если на одноуровневой цели обучающимся «отступать некуда», то на четырехуровневой цели есть три варианта. Что же показали исследования, какие наиболее часто встречающиеся уровни выбраны обучающимися?
По направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» первоначально большинство обучающихся выбрали уровень «удовлетворительно» по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла.

Чем объяснить такой выбор? В первую очередь недостаточной математической подготовкой по школьному курсу. Второй причиной, на наш взгляд, является определенный крен в сторону гуманитарного образования, который существовал в нашей стране до недавнего времени.

Но если обучающийся останавливает свое развитие по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла на таком уровне, то он сужает для себя и круг интеллектуальных задач, которыми должен оперировать в будущей профессии. Какими аргументами он будет оперировать в профессиональном споре, дискуссии?
Здесь уместно напомнить имя известного немецкого математика Г. Лейбница, который мечтал о том времени, когда умозаключение будет преобразовано в вычисление. Он мечтал, что вместо споров обе противоборствующие стороны возьмут в руки перья и скажут: «Будем вычислять!»

К счастью, изменилось отношение к математической подготовке совсем недавно в нашей стране. Это следует из принятой 24 декабря 2013г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В принятой Концепции отмечается следующее: «Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования».

Только в 2015 г. школьникам представлена возможность выбора в качестве ЕГЭ по математике двух уровней – базового и профильного. Базовый экзамен не переводится в баллы по стобалльной системе и не дает права школьнику на участие в конкурсе для поступления в вуз. Этот уровень является оценкой, результатом деятельности школьника по математике. Результаты профильного ЕГЭ по математике дают право школьнику на участие в конкурсах для поступления в вузы.

На наш взгляд, в этом решении Министерства образования и науки РФ много факторов, которые изменят отношение школьников к предметной области Математика и выбору своей будущей профессии.

И снова, возвращаясь к проблеме качества математического образования в вузе, следует отметить, что в РФЭИ уже в течение 8 лет проводится городская математическая олимпиада им. А.Н. Колмогорова. Олимпиада проводится в два тура: первый тур – окружные олимпиады, второй тур включает призеров и наиболее успешно справившихся участников окружных олимпиад. Многие призеры олимпиады им. А.Н. Колмогорова становились и становятся студентами очной формы обучения нашего вуза.

Сложнее обстоит ситуация со студентами заочной формы обучения, обучающимися дистанционно. Недостаточная математическая школьная подготовка, отсутствие постоянного общения с преподавателем, иногда не всегда добросовестное отношение к изучению курса и ряд других факторов – в совокупности составляют проблему изучения математики для студентов, обучающихся дистанционно. Для устранения возникающих сложностей студентам предлагается выполнение промежуточного итогового контроля по каждому из разделов курса. Это самостоятельные работы, контрольные работы, лабораторные работы, компьютерные практикумы. В заданиях первых самостоятельных работ преподавателями усиливается вводная часть, позволяющая осуществить переход от школьной программы к вузовской. Но для дистанционного обучения наибольшее значение имеет форма контроля усвоенного обучающимися учебного материала.
Использование информационных технологий позволяет существенно разнообразить такую форму контроля, как on-line-тестирование, в котором наряду с заданиями по выбору одного верного ответа из 4-х предложенных предлагаются задания, предусматривающие развернутые ответы, построение логически стройного ответа, выполнение работ с помощью различных приложений, в которых обучающийся реализует предложенные задания в режиме on-line и др.

Обучающиеся выполняют творческие и исследовательские работы, позволяющиеся создавать положительную мотивацию к изучению курса.

Большое внимание в вузе уделяется индивидуальным консультациям студентов, которые осуществляются через блоги, созданные на каждом профиле по направлениям подготовки, через электронную почту преподавателей и центр поддержки, осуществляющих связь запроса студента с преподавателем. В вузе ведутся работы по управлению количеством и качеством попыток обучащегося при изучении курса и выполнении заданий к курсу [3].

Если для очной формы обучения сравнительно недавно изменилась роль преподавателя – он не источник информации, а наставник, консультант. То для заочной формы, осуществляющей дистанционные технологии обучения, такова изначальная роль преподавателя. И мотивирование к самостоятельной работе, обучению – одна из важнейших функций преподавателя. Как показывает практика, далеко не все студенты пришли в вуз «за дипломом», многие очень добросовестно осваивают учебный материал, прибегая при этом не только к помощи преподавателей кафедры, но и к online-консультациям, которые можно получить в интернете через различные сайты, используют для решения заданий различные приложения. При общении со студентами выясняется, что их желание узнать, разобраться в конкретном вопросе математики требует с их стороны немало усилий. Одним из видов работы по данной предметной области является, например, задание, содержащее такие вопросы:

  1. Какие разделы (главы) теоретического курса линейной алгебры изложены, на ваш взгляд, сложно, не совсем понятно?
  2. Возникли ли у вас трудности с выполнением лабораторных работ компьютерного практикума?
  3. Какие проблемы возникали у вас при выполнении практических заданий первого и второго уровней?

Студенты отвечают на эти вопросы очень подробно, предлагая преподавателю более детальное рассмотрение отдельных вопросов в порядке консультаций.
На наш взгляд, такие задания позволяют преподавателям корректировать как содержание теоретического материала, так и более внимательно подходить к подбору практических заданий.

С интересом работают студенты и над выполнением творческих заданий по математике, сводящихся к поиску различных приложений по математике с открытым кодом. В них они рассматривают как возможности реализации тех или иных практических заданий, так и проводят сравнительный анализ приложений.
Проводимая работа способствует как реализации Концепции «Обучение через всю жизнь», так и качественной подготовке специалистов посредством математической подготовки.

Список литературы

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 2015г.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: [электронный ресурс]. URL: // http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.
  3. Бутова В.Н. К проблеме качества образования при дистанционном обучении: [электронный ресурс]. URL: // http://science.rfei.ru/ru/2014/3/78.html.