Проблема взаимосвязи изменений законодательства и программ подготовки специалистов в области экономики

№ 2 от 2015 года
Автор: Абушенкова М. В.
УДК 37:001.121.18
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
amarin@aksenov.ru

Словарь: Законодательство — система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило, соответствует отраслям, подотраслям и институтам права: гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п.[1].

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы[2].

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области экономики была и остается одной из главных задач экономических ВУЗов страны.

Каждый преподаватель экономических дисциплин, в частности бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налогов, практически ежедневно сталкивается с проблемой актуализации учебного материала в связи с постоянно меняющимся бухгалтерским и налоговым законодательством.

Не пропустить изменение в законе – главная задача преподавателя. Многочисленные законы и инструкции часто меняются, при этом лекционные и практические материалы должны оставаться актуальными.

Если преподаватель будет руководствоваться в своей деятельности материалами, которые он обновляет раз в году, то без лишних объяснений понятно, что его студенты будут далеки от того, чтобы называться высококвалифицированными специалистами, да и вообще специалистами.

И это вовсе не сгущение красок. Часто ли меняется законодательство? Судите сами. Ниже, в таблице мы привели перечень налогов, которых коснулись изменения налогового законодательства с 2015 года [3].

Согласитесь, что это все основные налоги, которые студенты изучают в любом ВУЗе. Значит, каждый преподаватель налоговых дисциплин, если он честно относится к своему делу, должен был неоднократно откорректировать свои методические материалы.

Таблица 1. ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2015 ГОДА
№ п/п Наименование налога, сбора, взносов Кодексы, Законы
1 Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности часть первая Налогового кодекса РФ
2 Налог на добавленную стоимость гл. 21 НК РФ
3 Акцизы гл. 22 НК
4 Налог на доходы физических лиц гл. 23 НК РФ
5 Налог на прибыль организаций гл. 25 НК РФ
6 Водный налог гл. 25.2 НК РФ
7 Государственная пошлина гл. 25.3 НК РФ
8 Налог на добычу полезных ископаемых гл. 26 НК РФ
9 Единый сельскохозяйственный налог гл. 26.1 НК РФ
10 Упрощенная система налогообложения гл. 26.2 НК РФ
11 Единый налог на вмененный доход гл. 26.3 НК РФ
12 Патентная система налогообложения гл. 26.5 НК РФ
13 Транспортный налог гл. 28 НК РФ
14 Налог на имущество организаций гл. 30 НК РФ
15 Земельный налог гл. 31 НК РФ
16 Налог на имущество физических лиц гл. 32 НК РФ
17 Торговый сбор гл. 33 НК РФ
18 Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2014 N 406-ФЗ
19 Обязательное пенсионное страхование Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ, Федеральный закон от 04.11.2014 N 345-ФЗ
20 Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2014 N 407-ФЗ

Преподаватели бухгалтерских дисциплин за первые 5 месяцев 2015 года также должны были внести множество изменений в учебные материалы. Приведем, как минимум, два существенных изменения за период с 5 по 8 мая [4]:

  • с 2016 года работодатели будут представлять в налоговые органы ежеквартальные расчеты по НДФЛ;
  • нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету приведены в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В частности, в ряд Положений по бухгалтерскому учету, в числе которых «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99, «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 и другие, а также приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» внесены изменения, учитывающие положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Помимо этого, серьезные изменения ждут преподавателей «бюджетного учета».

В ближайшие годы планируется утвердить 40 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой их разработки (статья 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Программа разработки федеральных стандартов представляет собой перечень проектов, подлежащих утверждению с определением сроков направления их на экспертизу, утверждения и предполагаемых дат вступления в силу.

Для организаций государственного сектора планируется утвердить в 2015 – 2018 годах, в частности: Концептуальные основы разработки и утверждения ФСБУ, а также ФСБУ «Представление финансовой отчетности», «Основные средства», «План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению», «План счетов бюджетного учета», «Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности...» [5].

Если преподаватели по каким-то причинам не будут успевать отслеживать все изменения законодательства, то в конечном итоге пострадают не только их выпускники, но и будет затронута репутация кафедр и ВУЗа в целом.

Так как же преподавателю быть всегда в курсе последних изменений, как поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, чтобы готовить по-настоящему высококвалифицированных специалистов? Ответ очевиден – преподавателю очень важно иметь надежные источники информации. Что может помочь преподавателю быстро и качественно обновить лекции и подготовить практики в условиях ограниченного временного ресурса?

Ответ на этот вопрос каждый преподаватель должен найти сам.

Мы же поговорим об особенностях преподавания экономических дисциплин в зависимости от постоянно меняющегося законодательства в области бухгалтерского и налогового учетов в следующий раз.

Список литературы

  1. Википедия: [электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED%EE%E4%E0%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EE.
  2. Википедия: [электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%ED%EE%E2%ED%E0%FF_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%E0.
  3. «КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года».
  4. «КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве». Еженедельные обзоры.
  5. Приказ Минфина России от 10.04.2015 N 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».