Принципы организации сберегающего обучения

№ 1 от 2015 года
Автор: Малега И. А.
УДК 378
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
irishmalega@gmail.ru

Молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть конкурентоспособными и востребованными на современном обществе. Поэтому готовить студентов необходимо так, чтобы сразу после получения диплома они могли выйти на рынок труда и были бы способны решать определенные виды профессиональных задач, соответствующих реальным потребностям работодателей.

Сберегающее обучение – это обучение, при котором память помогает экономить время, затрачиваемое на запоминание или подбор знаний для выполнения необходимой работы. Прежде всего, это означает, что время, затраченное на обучение, не прошло напрасно и, столкнувшись с реальной задачей, не нужно будет заново начинать изучать то, на что ранее было потрачено огромное количество времени. При этом важно, что помнить могут не только голова, но и руки.

На сегодняшний день большинство людей, так или иначе причастных к образовательной среде, едины во мнении, что современное российское образование не соответствует потребностям окружающей действительности и требует обновления как самой модели, так и применяемых к ней подходов. Ассоциативно-репродуктивная система образования, когда нужно сначала запомнить некоторый объем информации, а после суметь его воспроизвести, не приносит желаемого эффекта для востребованности профессиональных качеств будущего специалиста. Допустим, что материал, подобранный для обучения студента конкретной профессии, включает в себя только нужную и полезную информацию для приобретения профессиональных навыков. Остается только внимательно изучить его и в дальнейшем, в конкретных ситуациях вовремя вспомнить и применить на практике. Для того чтобы выпускник учебного заведения обладал отличной памятью, которая помогала бы ему ориентироваться в различных ситуациях, ее можно тренировать различными методиками или зубрежками, но в реальной жизни оказывается, что этого недостаточно. Наша память имеет обыкновение вытеснять ту информацию, которой мы долго не пользуемся. Можно «наполнить» знаниями человека, но в нужный момент он не вспомнит о них. Также будущий специалист может хорошо что-то знать и помнить, но в нужный момент не сможет сориентироваться, как это можно эффективно применить. Поэтому нужно выбрать метод обучения, при котором и в процессе обучения, и в процессе профессиональной деятельности возникало соответствие между содержанием текущих восприятий и содержанием памяти.

К сожалению, на практике учебные заведения, которые вводят различные новшества в учебный процесс, по сути своей реализуют принцип новых подходов к «старому» образованию, в процессе которого у студентов по-прежнему не формируются способности решать профессиональные задачи.

На наш взгляд, сберегающее обучение должно проходить по следующим этапам:

  1. Осознание. Осознание того, что изучают, почему это необходимо знать, где это можно применить, когда могут возникнуть ситуации применения на практике знаний и навыков, что это даст самому человеку – все это прочная основа для понимания изучаемого материала, а также для так называемого эмоционального старта. А это значит, что студент должен обязательно осознавать, для чего ему нужны те или иные знания.
  2. Познавание. Познавание – это первые шаги на пути к желаемой цели. Прежде всего, нужно создавать прочный фундамент знаний, на который не только возможно «нарастить» новые знания, но и который способен сам порождать интерес к новым знаниям. Первые шаги должны быть предельно доступными для понимания и, конечно же, интересными. Пройдя их, студент должен приобрести уверенность не только в своих силах, но и понимание того, куда, в каком направлении ему следует продвигаться дальше для приобретения профессиональных качеств.
  3. Понимание. В науке XX века появилось удивительное явление – разрыв знания и понимания. Люди знают – «как», но не понимают – «почему». Оказалось, что можно очень многое знать, совершенно ничего не понимая: не понимая основы, источника, альтернативы своих знаний [3]. 

Дефицит понимания может наблюдаться в самых разнообразных его проявлениях: от понимания речи преподавателя или изучаемых учебных материалов до дефицита понимания смысла получения образования.

Понять – это означает не просто узнать, вспомнить или обозначить для себя информацию, а мысленно соотнести новое или переосмысляемое знание с имеющимися представлениями и соответствующими эмоциональными переживаниями.  «В методологическом аспекте явление считается понятым, если при воспроизведении человек опирается на адекватные концепции его существования и функционирования. С точки зрения логики, понять – значит уметь установить истинность или ложность всех вновь усваиваемых положений и овладеть логическими операциям включения новой информации в более широкую, общую, логически полную, независимую и непротиворечивую систему знаний» [1].

Особую значимость проблема понимания приобрела в современную информационную эпоху, когда появилось много различных, порой противоречивых, источников информации. Поэтому процесс понимания еще усложняется и поиском нужной информации в ее теперешнем многообразии.

К сожалению, можно знать и даже уметь, но не понимать смысла применения в жизни того, что знаешь и умеешь. Понимание включает в себя не только знание, но и отношение к данному знанию. Такую же позицию занимает В.П. Зинченко: «Для того чтобы понимание произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения – осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов» [2]. 

У большинства студентов в процессе обучения на понимание уходит основное количество времени. Как сделать так, чтобы сократить это время? При сберегающем обучении тот, кто преподносит знания, должен очень хорошо продумать, как донести знания, не перегружая их излишними размышлениями, которые могут возникнуть у студента. Разумеется, размышления после полученных знаний должны появляться естественным образом. Но они должны быть больше развивающими, подталкивающими к получению новых знаний, тем самым проясняя понимание и осмысление нового материала. Для того чтобы удостовериться, правильно ли происходит процесс понимания, необходимо проводить проверочную работу.  Как ее построить?

  • Принцип подбора аналогичной ситуации. Задания даются таким образом, чтобы происходило сравнение полученных знаний с аналогичным образцом, с возможным результатом.
  • Принцип выстраивания логической цепочки. Задания даются таким образом, чтобы студент представлял схему действий для достижения определенного результата и мог выстроить логическую цепочку действий.

4. Сближение полученных знаний. Сближение происходит посредством нахождения связей между имеющимися знаниями. В свою очередь связи должны впоследствии помогать искать в памяти нужную информацию и, соответственно, хранить ее в памяти они тоже помогают. Ассоциативные связи представляют основу упорядоченного хранения информации в мозге человека, обеспечивающего быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу.

5. Готовность памяти, или сообразительность. Сообразительность – готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. В памяти всплывают образы, которые помогают решать задачи, ранее не встречавшиеся. Выявлению и тренировке таких способностей у студентов должно уделяться особое внимание.

Принципы организации сберегающего обучения должны сводиться к одной цели — сбережении времени на обучение. Но сберегать время не означает сокращать время на обучение, а как можно продуктивнее использовать учебное время, получать основательные знания, повышать профессиональные компетенции студентов.

Список литературы

  1. Коржавина Н.П. Проблема понимания в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/snt/?article_id=2050&op=show_article§ion=content.
  2. Сенько Ю, Фроловская М. Педагогика понимания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cronotop.ru/pedagogics/understanding_pedagogics.html.
  3. Темников А.В. Специфичность гуманитарного познания. Знание и понимание [Электронный ресурс]. URL: Http://do.gendocs.ru/docs/index-204786.html