Гуманистическая парадигма К. Роджерса в практике обучения и воспитания студентов российского вуза

№ 1 от 2015 года
Автор: Клаверов В. Б.
УДК 37.013
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
ascona1983@mail.ru

Состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы, анализ практики в сфере воспитания убеждают в том, что изменения в системе высшего образования требуют пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и студентов.

В настоящее время важной задачей в области личностно ориентированного образования является использование опыта ведущих зарубежных педагогов. Особое место среди них занимает К. Роджерс.

Основатель гуманизма К. Роджерс (1983) предложил традиционную модель образования заменить на человекоцентрированный подход в обучении [1, с.78].

В такой развивающей атмосфере процесс обучения и воспитания получает шанс стать более глубоким, осуществляется в более высоком темпе и оказывает большее воздействие на жизнь и поведение учащегося. Анализ современного состояния американского образования показал, что человекоцентрированный подход К. Роджерса нашёл применение как в теории, так и практике обучения и воспитания США. Опыт школ США показывает, что даже в условиях господства традиционного подхода возможно человекоцентрированное обучение.

По мнению М.В. Бочкарёвой, российские педагоги проявили интерес к американскому педагогическому опыту потому, что в нём содержались новейшие идеи, которые вполне отвечали задачам воспитания активной личности [4, с.25]. К наиболее важным для российской педагогики идеям прагматизма советские педагоги XX в. относили: умение планировать учебный труд и главное – самостоятельно трудиться; обучение, которое основано на применении исследовательского метода; систему контроля и, что самое важное, самоконтроля в процессе учебной деятельности [2, с.8].

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

В своей книге «Freedom to Learn for the 80’s» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека [1, с.12]. К. Роджерс предложил новую модель образования – модель концентрации на личности.

Гуманные отношения слагаются из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Не все положения теории К. Роджерса и не все её практические приложения единодушно принимаются психологами и педагогами. Однако, несомненно, и другое: многие идеи и факты из его теории следует экспериментально проверить, критически освоить в нашей психологической науке, апробировать в отечественной образовательной системе.

Речь может идти только о творческом использовании педагогических идей передового зарубежного опыта.

Обучение, ориентированное на приобретение знаний, крайне неэффективно.

В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, вовлечение их в процесс добывания знаний, что в свою очередь позволяет учить их самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности. Из этого следует необходимость использования проектно исследовательской деятельности учащихся в работе каждого преподавателя.

Педагог, который не знает, кого он должен воспитать, воспитывает только самого себя, т.е. продолжает собственное воспитание. Спор о целях и задачах воспитания продолжается с древних времен. Ещё К.Д. Ушинский писал: “Если вам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем”. При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно студенту быть постоянно счастливым, не приведёт ли это к горькому разочарованию, беспомощности, когда молодой человек столкнётся с несправедливостью, необходимостью выбора способа решения возникающих социальных проблем. Поэтому педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложностям жизненного пути.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жёсткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения “вписаться” в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания студентов, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности студента: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность и т.п.

Единство обучения и воспитания определяется тем, что обучение строится, ориентируясь в основном на освоение студентами основ различных наук, а воспитание же связано с освоением студентом тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.
Поэтому нужно помнить, что воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Гуманистический характер воспитания требует уважительного отношения к каждому человеку.
Принцип социального закаливания студентов предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции [3, с.10].

Студент не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми:

  • трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Представленные принципы соответствуют цели и задачам воспитания, сформулированным в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы [5].

Воспитательные цели могут осуществляться посредством различных сторон учебного процесса, в том числе и при организации самостоятельной работы студентов (СРС) с использованием информационно-коммуникационных и других инновационных технологий.

Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса в вузе дистанционного обучения студентов, следует акцентировать внимание студентов на её непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе. Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики:

  • методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;
  • сложность заданий, соответствующая “зоне ближайшего развития” (по Л.С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения;
  • последовательность подачи материала с учётом логики предмета и психологии усвоения;
  • дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;
  • деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, – целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Все эти принципы следует закладывать в разработку заданий для СРС. Профилирование заданий, таким образом, предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии, и методологические особенности, связанные с формированием «экономического мышления».

Список литературы

  1. Rogers С. Freedom to learn for the 80´s. Columbus — Toronto — London — Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.
  2. Асмолов А.Г. От практической психологии к развивающему образованию // Детский практический психолог. 1986. -№1-2.-С.9-13.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.
  4. Бочкарёва М.В. Педагогика прагматизма и её влияние на теорию и практику советской школы 1920-1930-х годов: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Киров, 1999, 191 с.
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. [электронный ресурс]. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения 28.11.2014).