Актуальные аспекты развития высокотехнологичных секторов экономики

№ 1 от 2015 года
Автор: Галахов Д. И.
УДК 338.1
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
galakhov46@mail.ru

В условиях реформирования российской экономики вопросы обеспечения ее стабильности выходят на первый план. Становление инновационно- ориентированной экономики требует усиленной модернизации промышленной сферы, а также диверсификации производственной деятельности предприятий.

Результаты экономических исследований технического развития экономики России свидетельствуют о сравнительно низких темпах прогрессивных технологических сдвигов, уступающих достигнутым рядом стран на соответствующих этапах технико-экономического развития [1].

Технологически развитые страны определяют для себя инновационной путь развития экономики. Это направление характеризуется использованием новейших технологий практически во всех секторах экономики: в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и многих других. Это значит, что повышение конкурентоспособности страны в инновационном мировом пространстве — одна из приоритетных задач любого индустриально развитого государства.

По данным исследований в технологически развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечивается за счет роста инновационного сектора, в то время как в России данный показатель составляет порядка 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. По существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год [2].

Стержнем инновационного механизма в рыночной экономике является конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в расширении сферы влияния в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Движущим мотивом внедрения научно-технологических новшеств служит максимизация прибыли и улучшение конкурентных позиций. Ведущую роль в определении и реализации приоритетных направлений национального технико-экономического развития играет государство, так как государство обладает широким спектром прямых и косвенных методов стимулирования деловой активности в приоритетных направлениях: налоговых льгот, целевых субсидий, государственных закупок, финансировании и организации НИОКР.

В высокоразвитой рыночной экономике задача крупномасштабной реконструкции общественного производства является сложной и многогранной и предполагает обязательное участие государства в этом процессе.

В мире распространена практика создания государством специальных институтов, организующих разработку и выполнение целевых программ по приоритетным направлениям технико-экономического развития. Например, в США финансированием фундаментальных исследований вне зависимости от их отраслевой принадлежности занимается Национальный научный фонд.

В технически развитых странах роль государства сводится не только к финансированию фундаментальных НИОКР. В функции государства также входит обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности, создание условий для повышения конкурентных преимуществ национальной экономики в сфере высоких технологий.

Рост конкурентоспособности отечественной экономики предполагает реализацию следующих направлений государственной политики:

  • Формирование индустриальных кластеров.
  • Международная конкурентоспособность во всех промышленно развитых странах развивается вокруг отдельных базисных технологий, кластеров.

Сегодня в России существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей (химическая, нефтегазовая, металлургия, машиностроение, судостроение). Кластеры могут формироваться на региональной основе, где уже сейчас наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей (например, машиностроение в Москве и Санкт-Петербурге, автомобилестроение вокруг Тольятти). Процесс формирования высокоэффективных индустриальных кластеров может быть значительно ускорен при помощи целевых национальных и иностранных инвестиций. По мнению специалистов, высококонкурентные ключевые отрасли в результате внутрикластерного взаимодействия будут способствовать развитию своих поставщиков и клиентов. Формирование конкурентоспособных отраслей повлечет за собой создание конкурентоспособных структур вокруг промышленных столпов экономики (АПК, здравоохранение, образование, коммуникации, туризм).

  • Приоритетное развитие отдельных конкурентоспособных отраслей.

Приоритетное развитие таких отраслей как авиастроение, космос, высокие технологии, ядерная энергетика, в которых Россия имеет относительные конкурентные преимущества, создаст возможности для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

  • Финансирование государством НИОКР должно быть одним из приоритетов экономики.

Государственные закупки (инструмент формирования спроса) особенно важны на ранних фазах освоения производства. Закупки осуществляются в процессе реализации целевых программ. Доля государственных закупок в конечном спросе значительна: в развитых странах они составляют 20-30% ВВП, доля государственных закупок в ВПК – свыше 50%.

Государство должно проявлять жесткость в отстаивании интересов национальных производителей на мировом рынке.

Разработка системы льготного долгосрочного кредитования перспективных проектов. Основные цели данной системы – финансирование конверсионных проектов, реконструкция сельскохозяйственного машиностроения.

  • Расширение сбытовой и производственной сети российских компаний за рубежом.
  • Создание предпосылок для опережающего развития базисных технологий нового технологического уклада [1].

Эти предпосылки включают нормативно-законодательное обеспечение стратегии государственного управления экономикой, благоприятный уровень развития информационной и транспортной инфраструктуры, сферы услуг, высокий уровень образования населения, развитие научных исследований.

Государственная политика по отношению к высокотехнологичным секторам экономики должна быть основана на создании условий для их устойчивого роста, что приведет к повышению уровня благосостояния населения и качества жизни. Реализация данной цели обеспечивается именно диверсификацией экономики как основным направлением, основанным на опережающем развитии высокотехнологичных обрабатывающих производств и отраслей сферы услуг. Важным направлением здесь становится и значительное снижение доли добывающих отраслей не только на внутреннем, но и внешнем рынках путем снижения экспортной сырьевой ориентации, так как проигрыш страны в конкурентной борьбе на рынке высоких технологий принесет не только потерю значительной части экономических ресурсов, но и потенциала к устойчивому развитию.

Список литературы

  1. Галахов Д.И. Проблемы инновационного развития высокотехнологичных секторов экономики России. Материалы конференции Юго-Западного государственного университета. Электронный ресурс: URL: http://www.swsu.ru/structura/up/ef/fik/galahov.pdf.
  2. Интерфакс ЦЭА Центр Экономического анализа. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики.
  3. Колмыкова Т.С. Проблемы управления процессом инвестирования структурных преобразований в промышленном секторе экономики России Вестник университета, Серия Развитие отраслевого и регионального управления, № 21. – Москва: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2009 г. – С. 123-128.