«Война прошла, а след остался» (о Тамбовском ополчении 1855 года)

№ 1 от 2015 года
Автор: Антипьев М. А.
УДК 94(470)
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
antipyev_ma@mail.ru

В 1853 году началась Крымская война между Россией и Турцией. Первые удачи русских войск, а в особенности разгром турецкого флота в Синопе побудили вмешаться в войну Англию и Францию на стороне Турции. К воюющей коалиции в 1855 году присоединилось Сардинское королевство. Высадка союзников в Крыму поставила Россию на грань военного поражения. В Крыму не хватало солдат, а в особенности офицеров и генералов, которых противник выбивал дальним прицельным огнем. В связи с этим 29 января 1855 года император Николай I вынужден был обратиться с призывом создать «Государственное подвижное ополчение» сверх обязательных рекрутских наборов. Тамбовская губерния не стала исключением, в ней было сформировано семнадцать дружин тамбовского ополчения.

Тамбовская губерния вошла в список ополчения 1-го созыва, поэтому после получения Манифеста 12 февраля начальник Тамбовской губернии немедленно отдал распоряжение на следующий день собрать предводителей дворянства и открыть губернский комитет ополчения, а также немедленно известить тех, которых не было в Тамбове, о немедленном приезде [1].

Вместе с манифестом были получены два именных указа:

  1. О порядке составления ополчения.
  2. О назначении губерний для составления ополчения.

Манифест был зачитан после божественной литургии при церквях, полицией, в городах на площадях, в уездах при мирских сходках, на торговых площадях городов, посадов и значительных селениях, также манифест был напечатан в губернских ведомостях 14 февраля 1855 года [1].

На дворянском собрании нужно было выбрать начальника государственного подвижного ополчения Тамбовской губернии, начальников дружин, а также офицеров. После завершения работы дворянского собрания начался набор ратников в ополчение Тамбовской губернии, продолжавшийся до лета 1855 г. Отвечал за набор ратников и координировал действия дружинных начальников начальник ополчения, который напрямую подчинялся Военному министерству. Вопросами сбора пожертвований, закупки обмундирования, провианта и т.д. занимался Губернский комитет Государственного Подвижного ополчения, который подчинялся губернатору. Созвать всех дворян на собрание было непростой задачей, нашлись и те, кто не желал вступить в ополчение, дворяне находили для себя всякие отговорки: одни по старости и слабости, другие по совершенно недостаточному состоянию здоровья докладывали предводителям дворянства, что в связи с этим не могут явиться на собрание [1].

Но, несмотря на все отговорки дворян, губернатор писал в обращении к дворянству, что все должны были явиться без исключения к 24 февраля, где и будут рассмотрены и разобраны все жалобы (собственные обсуждения) с каждым из дворян [1]. Так же, как были и уклонисты, были и те, кто хотел добровольно вступить в ополчение, так например один из служителей церкви просил принять его в ополчение [1]. Не обошлось и без нарушений при выборе дружинных начальников, что и произошло в Елатомском уезде, где начальником ополчения был выбран полковник Айгустов, который находился под судом из-за растраты казенных денег в размере 100 рублей. В освобождении от личной ответственности по данному делу ему помог Елатомский предводитель дворянства Белкин. И к тому же на собрание по поводу формирования Тамбовского ополчения вызывали дворян, которые имели знакомство с господином Белкиным [2].

Также проблемы возникли и с избранием офицерского состава, и в ополчение пришлось набирать гражданских чиновников [3].

Набор ратников в ополчение первого призыва в целом был осуществлен без серьезных трудностей.

Таблица 1. Состав ополчения Тамбовской губернии
№ дружины Наименование дружины Начальник дружины
176 Усманская майор Никанор Михайлович Полетаев
177 Тамбовская полковник Дмитрий Михайлович Селиванов
178 Тамбовская подполковник Александр Прокопьевич Бабичев
179 Моршанская подполковник Степан Павлович Козлов
180 Моршанская майор Давыдов
181 Шацкая генерал-майор Павел Евграфович Масолов
182 Елатомская подполковник Николай Васильевич Айгустов
183 Темниковская майор Владимир Петрович Маслов
184 Спасская майор Павел Дмитриевич Прохоров
185 Кирсановская майор Евгений Александрович Тимофеев
186 Кирсановская подполковник Иван Николаевич Ломан
187 Борисоглебская подполковник Панов
188 Борисоглебская подполковник Август Густавович Угла
189 Липецкая майор Иван Борисович Бланк
190 Лебедянская майор Петр Александрович Писарев
191 Козловская подполковник Николай Дмитриевич Маслов
192 Козловская майор Василий Андрианович Лачинов

В начале июля 1855 года тамбовское ополчение было готово к походу, и по приказанию генерал-адъютанта Хомутова разделено на 3 колонны. Командиром первой колонны был назначен генерал-майор Масалов, в первую колонну под его распоряжение вошли Шацкая № 181, Усманская № 176, Спасская № 184, Тамбовская № 177 и № 178, Темниковская № 183 дружины.

Командиром второй колонны был назначен подполковник Панов, в его распоряжение вошли дружины: Моршанская №179 и № 180, Борисоглебская №187 и № 188, Козловская №191 и №192.

Командиром третьей колонны был назначен подполковник Айгустов, в его распоряжение вошли дружины: Елатомская № 182, Кирсановская № 185 и № 186, Лебедянская № 190, Липецкая № 189. Всем дружинным начальникам по делам службы было предписано обращаться к колонным командирам. Штаб начальника ополчения следовал при Моршанской № 179 дружине. Дружинным начальникам перед выступлением в поход было предписано объявить ратникам речь, произнесённую Тамбовским гражданским губернатором, действительным статским советником Данзасом [4].

В архивных материалах сохранилась напутственная речь губернатора Данзаса:
«Дружины Тамбовского ополчения! В эти трудные, но славные минуты, когда верные сыны России как милости и с нетерпением ждут своей очереди повергнуть достояние и жизнь к стопам возлюбленного государя своего, настал и ваш желанный час, и вы, сопровождаемые жаркими молитвами целого края, станете грудью за веру и царя, за отечество и семейства ваши, за всё, одним словом, что так бесценно дорого всякому русскому сердцу. С пламенными мольбами ко всевышнему, но без тревог и опасений, напутствуем мы вас, избранные достойные сыны отечества, и да осенят вас среди нечестивых полчищ вражеских священные слова вашего знамени и крест, который как богоявленное видение благочестивого Константина, прорицает вам успех и славу: «сим победиши». Друзья! Славные имена, славные примеры живы в душе каждого русского! Покажите же и вы себя достойными предков и новой бессмертной славой украсьте имя русское. Этого ожидает от вас Царь и вся Россия!
С Вами бог, друзья, да здравствует Государь наш император Александр II. Ура!!!» [4].

Как оказалось впоследствии, пафос этой речи не нашел отражения в реальности. Участие тамбовских дружин в войне носило сугубо пассивный, «тыловой» характер. В начале июля 1855 года тамбовское ополчение тремя колоннами, под командованием генерал-майора Жихарева, двинулось на сборный пункт в станицу Каменскую (область войска Донского под главное начальство Донского атамана Хомутова). Затем его направили в Таганрог, Мариуполь, Ейск и другие приазовские города для охраны побережья Азовского моря. Теоретически это была ответственная задача, так как города, расположенные на Азовском побережье, являлись важнейшими питательными базами всей русской армии в Крыму.

Желая нарушить эти базы и прервать сообщение с Крымом через Чонгарскую переправу, в мае 1855 года в Азовское море прорвалась союзная эскадра. Она в течение всего лета нападала на приазовские города, но проникнуть в Сиваш, к Чонгарской переправе, так и не смогла. Частично заслуга в отражении этих намерений принадлежит тамбовскому ополчению.

Несмотря на то, что тамбовское ополчение в бою участия не принимало, ратники честно, как могли, исполнили свой долг перед Отечеством.

Список литературы

  1. Государственный архив Тамбовской области (далее – ГАТО) Ф.161 О. 1 Д. 6740.
  2. ГАТО Ф.4 О. 1 Д. 1429.
  3. ГАТО Ф.60 О. 1 Д. 14.
  4. ГАТО Ф.60 О. 1 Д. 8.
  5. Государственное подвижное ополчение в период Крымской войны 1853 – 1856 гг.: на примере Курской и Тамбовской губерний: дис. кандидата исторических наук: 07.00.02 / Антипьев Максим Александрович. 2011.