Пейзажи Н.П. Меньшикова
№ 1 от 2015 года
Автор: Солодухина Н. М.Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Признанными мастерами пейзажной живописи являются русские художники, чьи картины передают ту тонкую невидимую грань, которая отделяет человека от природы. Пейзажная живопись отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувство единения с окружающим миром.
Времена года – особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ничто не трогает так чутко, как смена облика природы. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью передает кисть художника в живописных картинах.
Настроение природы – любимая тема творчества художника Николая Петровича Меньшикова, который живет и работает в Курске. Его вдохновляет природа родного курского края. Художник хорошо знает и любит свою малую Родину, и это чувство передано в его работах: мы словно слышим мелодию пейзажа. Николай Петрович Меньшиков удивительно тонко чувствует и передает на холсте сложные состояния природы. Вместе с ним мы ощущаем и холод хмурого зимнего утра, и радость весеннего пробуждения («Весенние проталины» 2002г., «У реки» 2005г., «Зимний вечер» 2006г.) [2, с. 30-31].
“Весенние проталины”
“У реки”
“Зимний вечер”
Удивительно, как настроение художника тонко перекликается с состоянием природы. Когда простые, взятые из жизни сюжеты пишутся прямо «в холст», может быть, именно это и создает эффект присутствия.
Меньшиков родился в поселке Кировский Пристенского района Курской области. Неброская красота этих мест навсегда осталась в памяти художника. Цвета, которые он видел еще ребенком, незабываемые, родные, стали для него путеводной звездой, и именно к их воссозданию стремится художник. Каждая работа Меньшикова – это окно туда, в мир чистых красок и незамысловатых сюжетов. Отсюда так много предметов деревенского быта в его натюрмортах: лукошки для яиц, кринки под молоко, ведра, ковшики. Фактура глиняной посуды и грубой поверхности деревянного стола почти осязаема, чувствуется тепло только что выпеченного хлеба, уют родного дома с его сенцами и большой русской печью («Натюрморт с грибами», 2003г.).
“Натюрморт с грибами”
«Думаю, то тепло, которое я чувствовал от родных мотивов, вообще, от той среды, где я жил и рос, оно как бы аккумулируется в творчестве. И я стараюсь по крайней мере это передать», – говорит художник [1].
Но с не меньшим мастерством художник умеет передать и прелесть самой ранней весны, с ее неяркими нежными красками и сдержанными тонами, и летнее многоцветье с цветущей сиренью, буйством зелени, полевыми цветами («Весенние сумерки», 2000г.; «Весна», 2007г.; «Сирень цветет», 2007г.).
“Весенние сумерки”
«Весна»
«Сирень цветет»
И во всем: в колокольчиках и незабудках, ярком дне и зимнем вечере, в снеге, дожде, закате, рассвете – везде красота, эмоции и настроение.
Меньшиков удивительно чувствует воздух. В этом есть что-то от импрессионизма. Воздух у него разноцветный – так белый цвет разлагается на свои составляющие, дивное мерцание цвета. И предмет, преломленный через воздух, воспринимается тоже мерцающим. Вообще, по свидетельству коллег, Меньшиков – колорист от Бога. У него цвет даже звучит и пахнет хлебом, цветами, плодами, весной, морозом.
В армии Николай Петрович писал немало портретов своих сослуживцев. Диплом на художественно-графическом факультете Курского государственного педагогического института тоже защищал портретной серией современников. Но главным жанром в его творчестве стал пейзаж. Только через него, считает художник, можно раскрыть свою душу. Пишет он, конечно, и другие места, где бывает, и как истинный художник отовсюду привозит пачки этюдов, набросков, эскизов, зарисовок. Но все это для него неродное. Меньшиков убежден, что городской художник, который ни разу не был в деревне, если попытается писать сельские мотивы, сделает это фальшиво, ведь деревню надо впитать с детства, проникнуться ею на генетическом уровне. Даже в своих городских пейзажах Николай Петрович старается держаться подальше от цивилизации, запечатлевая по преимуществу уголки старого Курска. Тихие улочки, сады, окраинные домики. Здесь своя жизнь, размеренная и несуетная («Июньское солнце», 2007г.; «Теплый март», 2005 г.; «В старом Курске», 2003 г.).
«Июньское солнце»
«Теплый март»
«В старом Курске»
Но все же, как и говорилось ранее, не только красота малой Родины находит отражение в работах Н.П. Меньшикова. Художник любит путешествовать: его влечет и красота бескрайних просторов России, и замысловатые пейзажи зарубежных стран. Много, где ступала его нога: бывал он на южном побережье России, в Закарпатье, на севере. Добрался он даже до Соловков. Николай Петрович говорит, что там совершенно иной колорит, все прозрачно, активное синее небо такое, что буквально космос виден. Там, действительно, другое состояние («На Соловках», 2002г.).
«На Соловках»
Художник работает преимущественно широким, размашистым мазком, напоминая этим раскованную технику работ лучших мастеров русской живописи 60-х годов прошлого века. Картины Николая Петровича Меньшикова узнаваемы и наделены искренностью, душевной теплотой и поэтичностью. Его мастерство позволяет говорить о самобытном таланте живописца и большой художественной ценности его работ. По оценкам его коллег, отличительными чертами стиля художника стали мастерство тонкого рисовальщика, самобытность, уникальное чувство природы, чувство цвета.
Его можно называть трудоголиком. В день, говорят, четыре холста способен написать. Пейзаж с натуры (и Меньшиков этого не отрицает) – за час-полтора. Еще столько же на доработку – и готово. Но ведь, бывает, и месяцами приходится шлифовать. Однако иногда за одну только картину можно получить высокую награду. И тут без таланта, как ни трудись, не обойдешься.
Непременно участвует он во всевозможных выставках. Выставлялся даже в Китае, были четыре персональные выставки в Москве. С вернисажей некоторые работы ушли за границу: в Германию, США, Швецию, Австрию, Китай – там очень интересуются русским деревенским бытом, по которому Меньшиков специалист. Множество картин художника находится в частных коллекциях. Более десятка его работ приобрел столичный Музей современного искусства, несколько картин художник подарил Фонду «Русская галерея XXI век».
Не меньшего внимания, чем живопись Меньшикова, заслуживает и его педагогический талант. У меня, одной из его учениц, навсегда останется в памяти то ненавязчивое руководство, та тактичность и деликатность, с которыми Меньшиков передает свои знания ученикам. Его занятия всегда оставляют ощущения мягкой домашней теплоты. Николай Петрович ненавязчиво направляет, помогает исправить ошибки, а сам постепенно уходит в сторону, и ты не замечаешь того момента, когда получается полностью самостоятельная работа. Он умеет удивить, заинтересовать своих студентов, вовлечь их в игру красок и выразительность линий.
Николай Петрович Меньшиков скромный, интеллигентный человек, широта души которого разливается на полотнах как река ранней весной. В каждой его работе – мелодия русской природы, простая и непостижимая одновременно. Меньшиков пишет то, что хорошо знает и горячо любит, и делится этой красотой с миром.
Список литературы
- Художественный «календарь» от Николая Меньшикова: [электронный ресурс]. URL: http://www.people.su/youtube_video-khudozhestvennyjj-kalendar-ot-nikolaya-menshikova. Дата обращения 11.08.14.
- Русская галерея – XXI век: [электронный ресурс]. URL: http://nsau.edu.ru/downloads/library/ugebnik/perevozki/content/img/file/2009/3/img/1238156577.pdf. Дата обращения 10.08.14.
- Пронина Т.Д. Творчество Веры Прониной // Известия регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. Выпуск 2. 2013. [электронный ресурс] URL: http://science.rfei.ru/ru/2013/2/31.html