Об образовательных системах высшего профессионального образования России и Китая

№ 1 от 2015 года
Автор: Толстых Е. Л.
УДК 378
Курский государственный университет
tss@kursknet.ru

В настоящее время, когда стремительно развивается наука и техника, определяются преобразования в сфере экономики, трансформируются культурные ценности, государство пересматривает требования к системе высшего профессионального образования с целью совершенствования содержания, форм и методов обучения студентов. Анализ образовательных систем различных стран, имеющих различный менталитет, опыт, экономические и социальные условия, позволяет синтезировать выявляемые тенденции и разрабатывать пути эффективного функционирования образовательной системы в России. Обогащение мировой культуры достижениями национальных культур, расширяющее представления о закономерностях развития современного образовательного процесса, возможно благодаря открытости информационных границ. Свобода общения участников образовательного процесса в разных странах также оказывает позитивное влияние, так как национальные характеристики процесса обучения в одной стране могут быть с успехом использованы в системе образования других государств.

Анализ специальной литературы выявил ряд источников, посвященных изучению проблем развития и модернизации высшего образования России, например, исследования М. Барбер, Н.В. Бордовской, Н.Е. Боревской, Б.С. Гершунского, И.П. Смирнова, В.С. Леднева, А.М. Новикова и др. Исследования Г.Н. Жукова, А.Б. Каганова, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова рассматривают закономерности подготовки специалиста в условиях модернизации высшего профессионального образования России. Проблемам сравнительной педагогики посвящены работы У.И. Бражник, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского. Теоретические основы высшего образования Китая рассматриваются в работах Ду Яньянь, Чжаоминь Чэнь и других.

Исследованию развития рынка образовательных услуг, проблемам маркетинга в сфере образования посвящены работы следующих ученых: И.Е. Артемьева, С.В. Викторова, А.А. Воронина, В.В. Глухова, Л.С. Карповой, И.И. Кретова, Л.С.Латышевой, И.Н. Молчанова, А.П. Панкрухина, Н.В. Ушаковой.

Используя классические методы исследования: исторический, аналитико-синтетический; изучение литературных источников, публикаций российских и китайских исследователей, нормативно-законодательных актов Российской Федерации, – мы проанализировали образовательные системы России и Китая, выявили основные принципы и закономерности образовательного процесса высшего учебного заведения, а также специфику маркетинговой деятельности в области образования.

В России образовательная система высшего профессионального образования состоит из университетов, академий, институтов. Подготовка проводится по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Бакалавриат и специалитет имеют свои специфические особенности. Обучение по программам бакалавриата по определенному направлению и профилю продолжается четыре (пять) лет с присвоением степени бакалавра, обучение в магистратуре продолжается два года с присвоением степени магистра. Научные исследования можно продолжить при обучении в аспирантуре (три года) и докторантуре (пять лет). Специалитет дает возможность поступить в аспирантуру без магистратуры.

Можно отметить, что в настоящее время в российской образовательной системе существуют противоречия: во-первых, существует дисбаланс между развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях, во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги. К тому же, существует потребность в квалифицированных специалистах с заданными работодателем компетенциями, а также специалистах новых областей знания.

Для полноценного анализа указанных процессов необходимо учитывать различные факторы: место системы образования в конкретном обществе, специфика подготовки специалиста определенной квалификации, экономические аспекты государственной политики, последующее трудоустройство выпускников и многие другие. В связи с необходимостью определения этапов развития и тенденций на рынке образовательных услуг России и Китая, необходимо использовать маркетинговые исследования в области образования для того, чтобы разрабатывать новые подходы совершенствования организационно-экономического механизма функционирования этого рынка.

В вузах Китая выпускники школ могут претендовать на допуск лишь в вуз соответствующей категории, в зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене. Действует стандартная трёхуровневая программа подготовки: бакалавриат (четыре-пять лет обучения) с получением диплома о законченном высшем образовании; магистратура (два-три года) с получением диплома о законченном высшем образовании с присвоением степени «Магистр». Обучение в докторантуре в Китае продолжается два-три (четыре) года. После окончания выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».

Реформирование образовательной системы Китая направлено на взаимодействие между правительством, обществом и вузами, создание и совершенствование нового механизма управления вузами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование. Студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии. Трудоустройство выпускников вузов осуществляется путем «встречного движения вузов и организаций-работодателей», по принципу «обоюдного выбора», учитывающего интересы как выпускников, так и организаций, нуждающихся в кадрах [2]. Уровень развития китайского образовательного менеджмента еще не достиг своего развития как науки в странах развитого капитализма. Он функционирует на основе национальной философии. Если западный менеджмент сначала анализирует проблему, распределяет рабочие места, затем набирает подходящий персонал. Китайцы при образовании совместного предприятия занимаются делами вместе без распределения обязанностей, проявляют свои особенности и способности, выстраивают человеческие отношения, создают первоначальную структуру организации.

Сравнив две системы образования, мы обнаружили, что существуют сходные черты в российской и китайской системах образования: порог возраста для начала обучения и его продолжения на дальнейших ступенях образовательной системы, программы обучения в системе ВУЗ, дата начала учебного года. Также необходимо выделить некоторое количество различий.

Российская система высшего профессионального образования работает по единым для всех учебных заведений образовательным стандартам, в которых обозначена трудоемкость по каждому циклу дисциплин и практик, прописан перечень обязательных для изучения дисциплин, соотношение аудиторных и практических занятий, еженедельная аудиторная нагрузка. Это не позволяет создать рабочий учебный план в соответствии с потребностями регионального рынка труда и пожеланиями работодателей. Зачастую преподаватели не понимают целесообразности преподавания многих дисциплин общеобразовательного цикла, ввиду их общеобразовательной направленности и без связи с непосредственными профессиональными обязанностями [9].

Разработка учебных программ в системе высшего образования Китая осуществляется также учебным заведением самостоятельно, но при этом существует возможность менять содержание обучения в зависимости от экономической целесообразности и потребности реального сектора экономики. Кроме того, в основных образовательных программах китайских университетов в среднем трудоемкость дисциплин профессионального цикла почти вдвое превышает аналогичный показатель в российских учебных планах ВПО.

Обмен опытом в сфере образования между Россией и Китаем поможет выработке эффективной стратегии и тактики российского и китайского образовательного процесса, будет способствовать оптимизации и совершенствованию качества национального образования стран. Опыт китайской системы образования, связанный с составлением основной образовательной программы, в частности, рабочего учебного плана, четко ориентированного на потребности регионального рынка труда, запросы работодателей при участии профессиональных сообществ, поможет повысить эффективность отечественного образования.

Список литературы

  1. http://www.ibl.ru/konf/021210/118.
  2. allbest.ru/pedagogics/00094695_0.html.
  3. scienceforum.ru/2014/522/1602.
  4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб., 2007.
  5. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И.. Маркетинг образования. – М., 2007.
  6. Каширина О. В., Козлова Н. В. Модернизация системы государственных научно-образовательных учреждений как средство обеспечения инновационного развития российского высшего профессионального образования // Законодательство. – 2009. – № 4.
  7. Лазарев В.А. Мохначев С.А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. – Екатеринбург, 2003.
  8. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 2(46).
  9. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-razvitie-sistemy-obrazovaniya.
  10. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. – М., 2005.