Особенности деятельности учителя в условиях ФГОС

№ 1 от 2015 года
Автор: Щербакова В. Ю.
УДК 373.1
Курский государственный университет
vera.kursk@list.ru

Одной из главных задач современного общества является воспитание подрастающего поколения, способного адаптироваться к сложным условиям жизни, которые требуют постоянного пополнения новых знаний, соответствующих стремительному развитию науки и техники, созданию новых информационных технологий, коренным образом преобразующих среду обитания человека.

Темпы обновления знаний настолько велики, что человеку приходится в течение всей жизни неоднократно переучиваться, овладевая новыми профессиями. Таким образом, непрерывное образование стало актуальной необходимостью в жизни каждого человека.

В сложившейся ситуации школа является важным звеном в процессе подготовки подрастающего поколения к реалиям современности, помогая раскрыть способности каждого, воспитывая личность, адаптированную к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способную к будущему самообразованию и саморазвитию, чтобы в дальнейшем каждый мог выбрать профессиональный путь в соответствии со своими интересами и возможностями.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определено, какими качественными характеристиками должна обладать школа в 21веке: она должна быть институтом, соответствующим целям опережающего развития, в ней должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

В новой школе процесс обучения должен быть построен так, чтобы молодые люди могли самостоятельно определять и ставить цели, достигать их, умело реагируя на потребности общества и на возникающие различные жизненные ситуации. Школьники должны вовлекаться в такую деятельность, в которой они могли бы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, учитывать интересы окружающих и осознавать собственные возможности.

В решении всех обозначенных выше задач, стоящих перед общеобразовательной школой, важная роль принадлежит реализации педагогами требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Стандарт указывает учителю вектор деятельности, направление которого – постоянный поиск средств, путей и условий, благоприятствующих развитию творческих, инициативных людей.

Переход на новые образовательные стандарты устанавливает определенные требования к результатам образования, которые должны представлять собой не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение обучающихся применять их в повседневной жизни и использовать в дальнейшем в обучении.

В связи с этим вовлечение школьников в исследовательские проекты и творческие занятия на уроках и во внеурочное время являются наиболее продуктивными формами деятельности, отвечающими требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Проект как форма деятельности предполагает управление собственным поведением, а поведение есть активность субъекта. В проектной деятельности школьники сами ставят цели своего проектирования, определяют средства и пути их достижения, планируют этапы работы, время выполнения, затем публично презентуют и защищают свой продукт деятельности, отвечая за результаты.

Особое значение эта деятельность имеет для подростков. В этом возрасте у данной категории школьников имеется желание реализовать свои потребности, самоутвердиться в среде сверстников. Именно в такой деятельности каждый сможет максимально проявить свою индивидуальность и доказать, что он может быть самостоятельным и успешным.

Для школьников 5-8 классов требуется достаточно высокая степень проявления самостоятельности учебной деятельности и необходимости решения задач предварительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профессионального обучения и построением индивидуальной траектории развития. Как раз этому способствует включение школьников в проектную деятельность, являющуюся основополагающей в формировании познавательных универсальных учебных действий.

В связи с этим педагог должен уметь при разработке рабочего годового тематического плана по предмету заранее определить, адаптировать некоторые темы и предложить их школьникам для выполнения в форме проектной деятельности в соответствии с интересами детей, тем самым мотивируя их.

При работе над проектом учителю следует давать ребятам возможность сравнения тем и свободу их выбора из спектра предложенных. Не менее важным при определении тем проекта является учет местных особенностей региона.

В процессе проектной деятельности решается главная задача – развитие самостоятельности, инициативы и ответственности школьника за результаты собственной деятельности. При этом индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающегося на свой уровень развития.

Применение проектных технологий на уроках изобразительного искусства делает занятия более интересными, увлекательными, помогает поддерживать психологической комфорт. Благоприятными видами проектов для подростков являются коллективные проекты, в которых создается дружеская атмосфера взаимодействия школьников.

Проект как форма образовательного процесса позволяет формировать все виды универсальных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, преломленных через специфику содержания предмета

Творческие проекты во внеурочной работе со школьниками могут быть связаны с тематикой уроков по изобразительному искусству, но в то же время они могут быть более глубокими по содержанию, иметь исследовательскую цель, а также практическую, патриотическую и нравственную направленность. Темы могут обращать деятельность обучающихся при работе над проектом к изучению архивных, краеведческих материалов и т.д., что значительно расширит круг их познания.

К 7 -8 классу школьники уже хорошо овладевают способами проектирования: они могут делать эскизы, макеты, модели, панно, которыми можно украшать интерьер школы, оказывать помощь в оформлении помещений детских садов, спортивных сооружений и других объектов. При этом виден результат творчества, происходит осознание социальной значимости авторского продукта.

Данный вид деятельности позволяет эффективно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Чтобы проектная деятельность была всегда плодотворной и приносила удовлетворение как самим школьникам, так и тем, для кого они предназначены, важная роль в создании комфортных условий деятельности принадлежит учителю. Он должен умело организовать, корректно направить в выборе тематики работ, учитывая возможности и индивидуальные особенности каждого. Учитель должен помочь детям найти себя в будущем, чтобы стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, развивать способности каждого школьника на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.

Таким образом, учитель как субъект учебного процесса, организуя познавательную деятельность школьников на уроке и вне урока в соответствии с требованиями стандарта, является активным проводником в реализации тенденций государственной политики в области образования.

Список литературы

  1. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемы результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  3. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству: учеб. для студ.учреждений высш. проф. образования. – М.: Изд. центр Академия. – 2013. – 336 с.