Три уровня практического лидерства: библейский взгляд

№ 3 от 2014 года
Автор: Заугольников С. А.
УДК 316.37
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
zaugolnikov_sa@aksenov.ru

Порой в нашем сознании доминируют определенные мемы, и, когда речь идет о тех или иных вопросах, мы снова и снова становимся жертвами распространенных стереотипов.

Так, например, когда речь заходит о лидерстве, в нашем сознании часто рисуется образ этакого успешного бизнесмена или политика, в роскошном авто, с дорогими гаджетами, имеющего нужные связи и «пробивной» характер и т.д.

«Вот он какой – настоящий лидер», – подсказывает нам наше сознание. И далее одним из нас, более честолюбивым, настоятельно рекомендует: «Стань таким же! Это цель, которая оправдывает любые средства ее достижения». Другим же убийственно заявляет: «Ты ведь знаешь, что таким тебе не стать. Так что просто смирись со своей ущербностью…»

Однако настоящее лидерство не имеет никакого отношения к этим образам и мыслям. И, чтобы получить право называться настоящим лидером, вовсе необязательно стать вторым Ричардом Брэнсоном. Более того, настоящее лидерство – это не вопрос из категории «можешь или не можешь». Это вопрос из категории «должен». Особенно, если ты – мужчина.

Позицию автора относительно лидерства во многом отражают слова из кинофильма «10 000 лет до нашей эры» Роналда Эммериха (2008 г.): «Хороший мужчина всегда окружает своей заботой близких ему людей: свою женщину, своих детей. Есть мужчины, которые включают в этот круг братьев и сестер. Но некоторым уготована великая судьба. И они очерчивают вокруг себя круг, в который входят очень и очень многие». В соответствии с этой цитатой можно выделить три уровня практического лидерства. И каждый человек, и прежде всего, мужчина, на определенном этапе своей жизни должен выбрать как минимум один из этих уровней и приложить все свои усилия, чтобы достичь его и закрепиться на нем. И в таком случае вопрос уже будет заключаться не в том, является он лидером или нет. Однозначно является. Вопрос будет лишь в том, какой уровень лидерства он выбрал.

Итак, существует три уровня практического лидерства:

  • окружить заботой свою семью и быть верным этому решению до конца;
  • вдобавок к заботе о семье добровольно оказывать попечение также и своим родным и близким людям (друзьям);
  • взять на себя ответственность за судьбы многих.

Таким образом, если человек взял на себя ответственность за судьбы многих людей, он – настоящий лидер. Если он лишь заботится о своей семье и вдобавок оказывает попечение своим родным, близким, друзьям, он тоже – настоящий лидер. Наконец, если он всего лишь окружил заботой только свою семью и ответственно занимается этим на протяжении всей своей жизни, он тоже – настоящий лидер.

Как много настоящих лидеров среди нас сегодня?

Рассмотрим все три уровня лидерства.

В 2011 году доцент Ростовского государственного университета, кандидат психологических наук Печерская Надежда Марковна в устной беседе поделилась с автором данной статьи результатами своего небольшого исследования. Она обратилась к юношам из числа своих студентов с простым вопросом: «Какие цели вы ставите перед собой в долгосрочной перспективе?»

Интересно, что по содержанию своих ответов опрошенные условно разделились на два лагеря. В одном оказались молодые люди – сторонники ислама, в другом – молодые люди, отождествляющие себя с христианством. Так вот, ответы первой группы можно было четко обобщить в три пункта: 1) начать хорошо зарабатывать, 2) создать семью, 3) построить мечеть. В то же время ответы второй группы были достаточно размыты. А если их все-таки попытаться обобщить, то получилось бы что-то вроде «красиво пожить» или «взять от жизни все».

Конечно, в ответах представителей первой группы наверняка есть некоторый идеализм. Однако пусть даже идеализированное понимание того, что ты должен создать и обеспечить всем необходимым свою семью и сделать вклад в духовное развитие окружающего общества, не может не вызывать уважения.

С другой стороны, вызывает некоторое огорчение сводная позиция представителей второй группы. Многие из них наверняка создадут свои семьи – станут супругами и родителями. Смогут ли они со своей нынешней позицией нести полноценную ответственность за свои будущие семьи? Ведь догматы христианского учения, с которым они себя так или иначе отождествляют, совершенно отчетливо говорят: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1; 1-е послание Тимофею, гл.5, ст.8).

Конечно, данную позицию можно оспаривать. Но факт остается фактом: семейные ценности в постсоветской России подверглись мощному разрушающему воздействию. В своей статье «Пора прекращать жить «по совести» священник Роман Матюков так формулирует результат этого разрушения: «Если в поисковой строке Яндекса или Гугла набрать фразу «Россия занимает место в мире», то можно узнать, что наша страна выбилась в мировые лидеры по числу разводов и детей, рождённых вне брака; числу детей, брошенных родителями; количеству самоубийств среди детей и подростков; количеству абортов и материнской смертности; числу курящих детей…» [3].
Если с нашим лидерством первого уровня, «семейным» лидерством все в порядке, то откуда такая статистика?

Безусловно, мы не вправе обобщать и осуждать одних и параллельно опять же обобщать и идеализировать других. Но многие из нас по объективным причинам просто обязаны как минимум быть лидерами первого уровня. Заботиться о тех, кто живет с тобой рядом, восполнять их материальные, моральные и духовные нужды, быть хорошим отцом и мужем либо хорошей матерью и женой несмотря ни на что – это наш как минимум общечеловеческий долг.

Вторая по значимости библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (1; Евангелие от Матфея, гл.22, ст.39). О ком идет речь? Кто такой «ближний»?

В ответ на этот вопрос Иисус Христос рассказал ученикам широко известную притчу. На одного путника напали разбойники, ограбили, избили и бросили на дороге. Разные уважаемые в народе люди, видя этого человека, проходили мимо, и только один мало что значащий в социальном смысле прохожий остановился и оказал реальную помощь нуждающемуся. Именно его Иисус и назвал «ближним». По сути, речь идет о человеке, который проявил участие в жизни другого, добровольно, по дружбе или из чувства элементарного человеческого уважения и сострадания, так, как того требовали обстоятельства. И именно таких людей Библия призывает «любить как самого себя».
Есть ли вокруг нас такие люди? Конечно. Наши любящие родители, наши небезразличные друзья. Все эти люди вполне достойны того, чтобы мы включили их в круг своей заботы. Интересно, что к этому же недвусмысленно призывает и Библия:

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (1; Книга Исход, гл.20, ст.12).
  • Нет любви выше, чем та, когда жизнь отдают за друзей (Евангелие от Иоанна, гл.15, ст.13).

Любим ли мы своих ближних, как самих себя? Насколько мы благодарны им за их участие в нашей жизни и насколько чутки в ответ на их потребности? Сколько среди нас тех, кто взобрался на второй уровень лидерства и закрепился на нем?

Наконец, последний уровень – ответственность за судьбы многих.

Интересно отметить, что данный уровень лидерства предполагает наличие власти у того, кто на нем находится. Возможно, поэтому для многих именно он отождествляется с настоящим лидерством и является весьма желанным, поскольку, помимо ответственности, сулит еще и большие материальные и иные выгоды.

К сожалению, стремление «получать» часто берет верх над ответственностью. Основатель международного лицея «Гранд» Владимир Спиваковский в свое время начал с бизнес-школы и по этому поводу однажды поделился интересными размышлениями: «Половина из моих выпускников открыли свои собственные компании, и, как я знаю, они, к счастью, процветают. Хотя меня всегда занимал вопрос, почему не преуспевают те, из другой половины? Проанализировав то, как они ведут дела, ответ я нашел довольно быстро. Стало очевидным, что они разоряются каждый раз не потому, что плохо выучили такие понятия, как прибыль, доход, дивиденды и так далее. Они разорялись потому, что не держали слово бизнесмена, не отдавали кредитов, продавали низкокачественные, иногда бракованные товары и в целом действовали по принципу «продай и убегай» [4; с.39].

Понимая это и многое другое, Иисус Христос в свое время достаточно четко обозначил ученикам суть лидерства третьего уровня. Когда они стали «делить между собой посты» в Царстве Небесном, Он сказал им: «Цари у язычников господствуют над своими подданными и правители их называют себя благодетелями. У вас же пусть будет не так! Пусть старший среди вас ведет себя как младший, а главный – как слуга. Ведь кто больше? Тот, кто сидит за столом, или тот, кто ему прислуживает? Не тот ли, кто за столом?! Но вот Я среди вас как слуга!» (1; Евангелие от Луки, гл.22, ст.:24-31).

Таким образом, преданно и посвященно служить другим, тем, кто зависит от тебя, кто находится в твоей власти, вот суть лидерства третьего уровня. И это не просто красивые слова. Это – путь к Успеху с большой буквы в современном бизнесе.

Несколько лет назад группа ученых-экономистов провела серьезное исследование. Они проанализировали большую группу компаний, которые долгое время были просто хорошими, а потом в течение нескольких лет стали великими. За счет каких факторов это произошло – вот главный вопрос, который интересовал исследователей.
По итогам этой работы Джим Коллинз и его команда написали книгу «От хорошего к великому», которая вошла в список 25 лучших книг о бизнесе всех времен и народов по версии журнала Time. (Как, впрочем, и другая их книга.) Так вот, следует отметить важный факт проведенного исследования. Перед началом работы ученые приняли решение сознательно не делать акцент на лидерстве. Они подумали, что было бы слишком просто сказать: «Во главе компании оказался хороший лидер, и он вывел ее в авангард мирового бизнеса». Тогда зачем это исследование вообще проводить?

В итоге, многолетний кропотливый труд все-таки выявил ряд ключевых факторов, способствовавших переходу компаний из категории «хороших» в категорию «великих», и на первом месте среди них оказалось… лидерство. Как ни противились этому сами исследователи.

Однако принципиально важно отметить, о каком лидерстве идет речь.

После долгих дискуссий лидерам этих компаний исследователи дали название «руководители 5-го уровня». Что это означает? «5 уровень – это вершина иерархии корпоративных лидеров, – пишет Джим Коллинз. – Руководители 5 уровня поразительным образом сочетают в себе выдающиеся человеческие качества и профессиональную волю. Они честолюбивы, но их честолюбие проявляется не в желании личного успеха и признания, а в достижении успеха своих предприятий. Руководители 5 уровня делают все возможное, чтобы их преемники добились еще более выдающихся результатов, чем они сами. Руководители 5 уровня скромны, не любят шумихи вокруг собственной персоны, незаметны. Когда компания добивается успеха, руководители 5 уровня «смотрят в окно», приписывая все заслуги кому-то еще, но не себе. Однако, когда компания сталкивается с трудностями, они «смотрят в зеркало» и принимают всю ответственность на себя» [2; с.59].

Поразительно (т.к. идет вразрез с общепринятыми представлениями), но именно такие люди вывели в мировую элиту компании Gillette, Chrysler, Kimberly-Clark и многие другие.

Как много среди нас тех, кто не стремится попасть на пьедестал ради своей славы и богатства, но готов отдать всего себя ради некоего общего дела, ради блага многих других? Как много среди нас тех, кто способен стать руководителями 5-го уровня и создать великие теперь уже российские компании?

«Вы можете добиться чего угодно в жизни при условии, что вам будет не важно, кому достанутся лавры», – сказал Гарри Труман. Сможем ли мы принять этот вызов? И найдутся ли среди нас те, кто сумеет взобраться на самый высокий, третий уровень лидерства и стать хорошим примером для многих и многих?

Впрочем, стать настоящим лидером второго и даже всего лишь первого уровня – это тоже серьезное достижение, которым можно будет гордиться, подводя в свое время итоги прожитой жизни. А пока остается надеяться, что адресаты этого послания обязательно пополнят ряды настоящих лидеров, которые помогут нашей стране выстоять в этот непростой для нее исторический период.

Список литературы

  1. Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов.
  2. Коллинз Джим. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… – Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. – 303 с.
  3. Православие и мир. Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня: [электронный ресурс]. URL: (http://www.pravmir.ru/). Дата обращения 10.09.2014.
  4. Спиваковский Владимир. Хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу. – Киев: «Гранд», 1996. – 208 с.