Зарубежный подход практико-ориентированного обучения как направление для отечественного образования

№ 3 от 2014 года
Автор: Клаверов В. Б.
УДК 37.026.7
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
ascona1983@mail.ru

Важнейшим условием усиления нынешнего политического и экономического положения России на мировой арене является рост и повышение конкурентоспособности отечественного образования. Образование, бесспорно, является ключевым звеном научного потенциала всей страны [12].

Роль образования довольно велика, а необходимость его развития очевидна. В особенности это проявляется в деле обучения студентов, которые по окончании вуза были бы способны сразу проявить свои умения и навыки. Это вызвано тем, что в современных социально-экономических условиях существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки специалистов. Одним из важнейших актуальных требований на современном этапе представляется практико-ориентированный подход в обучении. Только выпускник, который во время своего обучения принимал участие в исследовании и разработке реальных проектов, по праву может считаться отлично подготовленным практико-ориентированным специали¬стом [12, 13].

В России на данном этапе в обучении по-прежнему упор делается на совершенствование интеллектуального потенциала страны, в то время как практико-ориентированный подход слаб и только получает предпосылки к дальнейшему развитию.

Современные требования производства по отношению к специалистам предполагают не только прочные знания, но и умение оперативно решать разнообразные производственные задачи, в том числе и нестандартные. Необходимо не только сообщать студентам определённый объём знаний и умений, но и формировать у них способности самостоятельно действовать при решении различных производственных задач, используя приобретённые знания, умения, навыки [2, 11, 13] .

По мнению автора статьи, для дальнейшего и более детального рассмотрения практико-ориентированного подхода в обучении следует обратить внимание на зарубежный опыт.

В зарубежных странах, например в США, практико-ориентированный подход имеет широкое применение и вместе с тем является неотъемлемой частью образовательной программы государства.

В последние годы в практико-ориентированном обучении многих вузов зарубежных стран используется система GLO-BUS, которая является упражнением в процессе практического обучения студентов [1, 3, 6, 7]. Данное упражнение позволяет накапливать знания обучаемых о различных аспектах управления компанией. При этом у студентов появляется уверенность в анализе доходов-расходов-прибыли экономики бизнеса. Программа помогает студентам понять, как отдельные функциональные части бизнеса сочетаются друг с другом. Работа с этой программой даёт ценную практику в разработке выгодных стратегий роста, совершенствует принятые решения студентов по руководству бизнесом и предоставляет им возможность для образования в бизнес-школе. Студенты получают полезный опыт и практику: в оценке бизнес-рисков; в анализе отрасли в условиях конкуренции; в принятии решений на перспективу; в стратегическом мышлении о положении компании на рынке и мерах, которые им необходимо будет принимать для развития бизнеса; в разработке стратегий и их пересмотре в свете меняющихся условий и применения в соответствии с теми знаниями, которые они получили в бизнес-школе [4, 5].

Разработчики программы спроектировали программу GLO-BUS так, чтобы она создавала атмосферу состязательности и чтобы студенты научились работать комфортно в такой атмосфере [8, 9].

Студенты увлеченно работают в программе GLO-BUS под руководством преподавателей. Все студенты, прошедшие моделирование в программе GLO-BUS, выходят с глубоким пониманием бизнес-стратегии.

Принимая всё, чему они научились за четыре года обучения в бизнес-классе, студенты учатся разрабатывать и осуществлять стратегии. Студенты в работе с программой GLO-BUS, осуществляют бизнес-моделирование. Студенческик команды, называемые компаниями, соревнуются не только со студентами своего вуза, но и со студентами вузов по всему миру. При этом студенческие команды из школ во всём мире на основе полученных результатов оцениваются еженедельно и отслеживаются программой GLO-BUS. В конце процесса моделирования лучшим командам студентов из каждого класса предлагается участвовать в конкурсе на равных условиях в номинации “Лучшая стратегия” с командами со всего мира, которые аналогичным образом занимают первые места в своих классах [10].

Результаты таких конкурсов с участием студентов различных вузов различных стран мира представлены в табл.

№ п/п Страна Кол-во вузов Результаты моделирования (количество золотых звёзд) % от всех вузов всех стран
3 Доля, % 4 Доля, % 5 Доля, % 6 Доля, % 7 Доля, %
1 Австралия 58 26 44.8 18 31.0 5 8.6 6 10.3 3 5.2 2.6
2 Бахрейн 6 4 66.7 1 16.7 1 16.7 0 0.0 0 0.0 0.3
3 Канада 158 90 57.0 34 21.5 20 12.7 5 3.16 9 5.7 7.1
4 Колумбия 4 2 50.0 1 25.0 1 25.0 0 0.0 0 0.0 0.2
5 Кипр 1 0 0.0 1 100.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.04
6 Германия 1 0 0.0 0 0.0 1 100.0 0 0.0 0 0.0 0.04
7 Греция 1 0 0.0 1 100.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.04
8 Иран 3 2 66.7 1 33.3 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.13
9 Иордания 2 1 50.0 1 50.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.09
10 Ливан 6 3 50.0 1 16.7 2 33.3 0 0.0 0 0.0 0.27
11 Литва 1 1 100.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.04
12 Мексика 11 3 27.3 5 45.5 2 18.2 1 9.1 0 0.0 0.49
13 Новая Зеландия 3 1 33.3 1 33.3 0 0.0 1 33.3 0 0.0 0.13
14 Пакистан 7 3 42.9 2 28.6 1 14.3 1 14.3 0 0.0 0.31
15 Сингапур 9 8 88.9 0 0.0 1 11.1 0 0.0 0 0.0 0.40
16 Ю. Африка 20 8 40.0 1 5.0 4 20.0 3 15.0 3 15.0 0.90
17 Шри-Ланка 4 2 50.0 2 50.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.18
18 Швеция 2 2 100 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0 0.0 0.1
19 Швейцария 29 11 37.9 9 31.0 7 24.1 2 6.9 0 0.0 1.3
20 Таиланд 45 19 42.2 12 26.7 6 13.3 5 11.1 3 6.7 2.0
21 Турция 11 6 54.5 2 18.2 0 0.0 3 27.3 0 0.0 0.5
22 ОАЭ 4 0 0.0 2 50.0 2 50.0 0 0.0 0 0.0 0.2
23 Великобритания 43 42 97.7 0 0.0 1 2.3 0 0.0 0 0.0 1.9
24 США 1801 822 45.6 466 25.9 263 14.6 141 7.8 110 6.1 80.8
Итого: 2230 1056 47.4 561 25.2 317 14.2 168 7.5 128 5.7 100.0

Из табл. следует, что в глобальном моделировании бизнеса с применением программы GLO-BUS на сегодняшний день участвуют студенты из 2230 высших учебных заведений из 24 стран мира. Результаты моделирования (количество золотых звёзд, присуждённых командам студентов по результатам моделирования) на сегодняшний день следующие:

  • три звезды получили команды студентов из 1056 высшего учебного заведения, что составляет 47,4% от всех участвующих в глобальном моделировании команд;
  • четыре звезды получили команды студентов из 561 высшего учебного заведения, что составляет 25,2% от всех участвующих в глобальном моделировании команд;
  • пять звёзд получили команды студентов из 317 высших учебных заведений, что составляет 14,2% от всех участвующих в глобальном моделировании команд;
  • шесть звёзд получили команды студентов из 168 высших учебных заведений, что составляет 7,5% от всех участвующих в глобальном моделировании команд;
  • семь звёзд получили команды студентов из 128 высших учебных заведений, что составляет 5,7% от всех участвующих в глобальном моделировании команд.

Всё это свидетельствует о большом интересе, проявленном к этой программе студентами в других странах мира, и даёт основание считать, что она становится международной.

Многие студенты теперь согласны с тем, что истинное обучение не от книг, а из практического опыта. Студенты с энтузиазмом занимаются моделированием управления своей компанией. Некоторые студенты включают опыт, полученный в результате моделирования с программой GLO-BUS, в свои резюме и напоминают об этом во время интервью. О высоком престиже среди преподавателей, участвующих в руководстве студентами в работе с этой программой, говорит тот факт, что фотографии уже 44 преподавателей из международных престижных университетов разных стран мира находятся в Зале славы программы GLO-BUS.

Программу GLO-BUS можно рассматривать как объединение всех различных практических бизнес-программ, предлагаемых в США и за рубежом. Таким образом, происходит сдвиг и движение в сторону глобализации международной педагогики.

Заключение

  1. Важнейшим условием усиления нынешнего политического и экономического положения России на мировой арене является рост и повышение конкурентоспособности отечественного образования.
  2. Одним из важнейших актуальных требований на современном этапе представляется практико-ориентированный подход в обучении.
  3. В России на данном этапе в обучении по-прежнему упор делается на совершенствование интеллектуального потенциала страны, в то время как практико-ориентированный подход слаб и только получает предпосылки к дальнейшему развитию.
  4. Современные требования производства по отношению к специалистам предполагают не только прочные знания, но и умение оперативно решать разнообразные производственные задачи, в том числе и нестандартные. Необходимо не только сообщать студентам определённый объём знаний и умений, но и формировать у них способности самостоятельно действовать при решении различных производственных задач, используя приобретённые знания, умения, навыки.
  5. В последние годы в практико-ориентированном обучении многих вузов зарубежных стран используется система GLO-BUS, которая является упражнением в процессе практического обучения студентов.
  6. Работа с этой программой даёт ценную практику в разработке выгодных стратегий роста, совершенствует принятые решения студентов по руководству бизнесом и предоставляет им возможность для образования в бизнес-школе.
  7. В глобальном моделировании бизнеса с применением программы GLO-BUS на сегодняшний день участвуют студенты из 2230 высших учебных заведений из 24 стран мира.
  8. Всё это свидетельствует о большом интересе, проявленном к этой программе студентами в других странах мира, и даёт основание считать, что она становится международной.

Список литературы

  1. FIELDS O. Simulation in business classes at the four-year college level: Alternative Learning Styles in Business Education. Virginia, National Business Education Association, 1979.
  2. Klaverov V.B. The module-rating system of assessment of knowledge on the subject “Mathematical methods of processing of the information”. European Science and Technology MATERIALS OF THE III INTERNATIONAL RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE Vol. II October 30th–31st, 2012 Munich, Germany 2012 Printed in Germany Publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany 2012 Reichenberger Str. 7, 84478 Waldkraiburg, Germany Tel.: +49 (0) 8638 / 885 227 www.vela-verlag.de Third edition 2012 ISBN 978-3-941352-72-8 P. С. 367-374.
  3. KNOTT US; KEYS JB. Teaching strategic management with a business game. Simulation & Gaming. v. 28, 1997, p. 377-395.
  4. MAcNAB BE; KAMATH JS. МАКНЭБ BE; Kamath JS. A new model for enhancing interactive learning in Business schools: Pacific Rim Marketing – The China experience. Journal of Teaching in Internationa. Journal Business. v. 2, 1991, p. 61-79.
  5. MASON JC. Мейсон х. Business schools: Striving to meet customer demand. Management Review. v. 81, v. 81, 1992, p. 10-15.
  6. McNAIR MP the Case Method at the Harvard Business School. New York, McGraw-Hill, 1954.
  7. MILLER C. MBA programs revised to meet leaner demands of business. Marketing News. v. 27, 1993, p. 1-12.
  8. PEARSON JN; MESCON TS; and VOZIKIS GS. Teaching business policy: Bridging the gap between entrepreneurial firm and big business. Journal of Business Education. 1984, p. 53-57.
  9. POMICE E. POMICE Е. Business. US News & World Report. v. 108, 1990, p. 52-56.
  10. SUTHERLAND B. Real-life school days stump business daze. San Diego Business Journal. San Diego Business Journal. v.15, 1994, p. 1-3.
  11. Клаверов В.Б. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования подготовки студентов. Международные практики высшей школы для образования, науки и бизнеса: сб. науч. ст. по материалам международ. науч.-практической конф. 24 мая 2013 г. / под ред. Н.Е. Шаровой; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2013. – 142 с. С. 5-15.
  12. Клаверов В.Б. Модель специалиста XXI века. Международные практики высшей школы для образования, науки и бизнеса: сб. науч. ст. по материалам международ. конф. при поддержке программы Фулбрайт в России / под ред. Н.Е. Шаровой; Курск, 2011. – 138 с. ISBN 978-5-903219-59-9.
  13. Клаверов В.Б. Практика дистанционного образования с использованием Интернет-технологий. Экономика и социум: современное состояние и перспективы: сб. науч. трудов. Вып. 1 / Под ред. С.Л. Аксенова; Региональный финансово-экономический ин-т. – Курск, 2013. – Электронный журнал http://science.rfei.ru/ru/2013/1